С самого начала чтения мучилась вопросом: «Как называть автора? Он или она?» Общеизвестно, что Роберт Гэлбрейт – псевдоним Дж. К. Роулинг. Псевдоним мужской, а прикрывается им женщина, причем особо не шифруясь. Вроде какая разница – гендерная принадлежность писателя, но сложность в обращении несколько напрягает.
Итак, начальная книга серии про Корморана Страйка. Сыщик – основное действующее лицо любого детектива. Портрет Страйка достаточно типичен для лица, занимающегося частным сыском. Отставной военный, любитель пива, дела идут ни шатко ни валко, да и в долгах как в шелках. Инвалид, что также не редкость: можно вспомнить и Дика Френсиса, и Никласа Натт-о-Дага. Для детектива основной действующий орган – мозг, а руки-ноги приложатся.
У каждого Холмса должен быть свой Ватсон, и знакомиться они должны в первой книге. Корморану Страйку из кадрового агентства присылают секретаршу Робин – девушку весьма впечатлительную, но хваткую и бойкую. Оказывается, именно о детективных расследованиях она и мечтала всю свою сознательную жизнь.
С приоткрытым ртом она застыла на месте, охваченная восторгом, какого не понял бы никто из ее знакомых. Ни одной живой душе Робин не открывала тайную, сокровенную мечту всей своей жизни. Выходит, сбылось, да еще в такой день! Как будто ей подмигнул сам Всевышний.
В аннотациях ее сравнивают с Лисбет Саландер («Девушка с татуировкой дракона»), но мне больше напоминает Деллу Стрит, секретаря адвоката Перри Мейсона.
Дело Корморану Страйку поручено практически безнадежное, именно такие задания и получают частные детективы, но приходится соглашаться. Тут играют свою роль и безденежье, и личные мотивы. А розыскник он великолепный, цепкость как у бульдога. Беседы со свидетелями, любопытные факты и детальки, невзначай оброненные слова – всему находится место в стройной системе доказательств. В делопроизводстве идеальный порядок, все папки расставлены в хронологическом порядке, бумажки подшиты одна к одной, сведения протоколируются и систематизируются. Преступнику деваться просто некуда.
Думаешь, ты криминальный гений? Но до тебя такие вещи проделывали миллион раз.
Добротный, мастерски сработанный, крепко сколоченный и гладко отшлифованный детектив. Вполне можно рекомендовать к прочтению, но не отпускает чувство вторичности, будто читал нечто подобное, причем неоднократно. Эпизод с недалекой девушкой, пытающейся шантажировать убийцу – один в один из Агаты Кристи, заканчивается роман строфой из Альфреда Теннисона, любимого поэта мисс Силвер – героини Патрисии Вентсворт. Жаль, но авторского, присущего только писателю Роберту Гэлбрейту, не нашлось.
Книга прочитана в рамках летнего детективного марафона канала «Библио Графия».