Найти в Дзене

Обоснованность похода Марка Красса на Парфию

Современные историки утверждают, что поход на Парфию в 54 году до новой эры Марк Красс предпринял исключительно по личной инициативе. Свое умозаключение исследователи строят на сообщении Флора, по словам которого: «Красс даже не искал законного предлога для нападения на Парфию». Так, к примеру, доктор исторических наук А.П. Беликов пишет что: «В историографии также господствует мнение, что поход Красса – несправедливая агрессия. Красс не сделал ничего, чтобы подвести хоть какую-то идеологическую базу под свой явно необоснованный, откровенно грабительский, более того – совершенно не нужный и даже вредный для римских интересов поход». Но данные аналитики почему-то не оспаривают законность действий Луция Лукулла, который в 68 году до новой эры без каких-либо на то оснований планировал вторгнуться в пределы Парфянского царства. Тогда римский полководец приказал Сорнатию переместить римскую армию из Понта в Гордуэну, но войска взбунтовались, и Лукуллу пришлось отказаться от задуманной эксп

Современные историки утверждают, что поход на Парфию в 54 году до новой эры Марк Красс предпринял исключительно по личной инициативе. Свое умозаключение исследователи строят на сообщении Флора, по словам которого: «Красс даже не искал законного предлога для нападения на Парфию». Так, к примеру, доктор исторических наук А.П. Беликов пишет что: «В историографии также господствует мнение, что поход Красса – несправедливая агрессия. Красс не сделал ничего, чтобы подвести хоть какую-то идеологическую базу под свой явно необоснованный, откровенно грабительский, более того – совершенно не нужный и даже вредный для римских интересов поход». Но данные аналитики почему-то не оспаривают законность действий Луция Лукулла, который в 68 году до новой эры без каких-либо на то оснований планировал вторгнуться в пределы Парфянского царства. Тогда римский полководец приказал Сорнатию переместить римскую армию из Понта в Гордуэну, но войска взбунтовались, и Лукуллу пришлось отказаться от задуманной экспедиции. Спустя три года Помпей приказал своему легату Афранию силой вернуть парфянскую территорию Гордуэны Тиграну Армянскому, что было незамедлительно исполнено. Парфянский царь Фраат тогда смирился с этим, предпочитая не ввязываться в войну с Римом.

Автор под псевдонимом Sextus Pompey справедливо отмечает что: «Фраза А.П. Беликова: «Следует согласиться, что период мирного сосуществования был грубо прерван безумной авантюрой Красса» - совершенно ошибочна. Никакого мирного периода между Римом и Парфией не было – обе державы постоянно балансировали на грани войны, периодически сталкиваясь в пограничных конфликтах. Уже в 65 году до новой эры легаты Помпея А. Габиний и П. Афраний успешно оперируют войсками в междуречьи Евфрата и Тигра, то есть на парфянской территории – именно там, где через десять лет развивались основные события кампании Марка Красса. По сообщению Диона Кассия «А. Габиний продвинулся за Евфрат до самого Тигра», а П. Афраний возвращаясь в Сирию через Месопотамию, свернул с дороги вопреки соглашению, заключенному с парфянами».

Историк Е.В. Смыков изложил свое видение ситуации с парфянским походом Красса и пишет по этому поводу, что к 54 году до новой эры: «Повод для вмешательства Рима в восточные дела появился – за помощью обратился изгнанный парфянский монарх – Митридат. Обращение союзного царя за помощью было обычным делом, и у нас нет никаких оснований считать, что в такой помощи должно было быть отказано. Большинство источников указывают: войну Красс начал, не имея для нее предлога и чисто по личным мотивам. Но если предприятие Красса было незаконно, почему не вмешался Сенат как в случае с Габинием? Есть и указания на то, что война с парфянами Крассу была поручена – об этом прямо говорит эпитоматор Тита Ливия, Евтропий и Орозий. Интересно, что даже Плутарх в биографии Помпея дает совершенно иную в сравнении с биографией Красса трактовку его полномочий: «Крассу была предоставлена Сирия и ведение войны против парфян». Аналогичным образом Зосим в своем кратком обзоре римско-персидских отношений сообщает: «Когда же в дальнейшем возникло возмущение у персов, Сенат избрал Красса главнокомандующим». Думается, в данном случае краткость сообщения следует считать скорее достоинством, чем недостатком: она служит известной гарантией того, что эти упоминания не являются простым вымыслом. Действительно, какой смысл в вымысле, если эти детали не имеют принципиального значения для текста? Кроме того, наличие этой информации у писателей разных времен и разных жанров, как латинских, так и греческих, служит еще одним аргументом в пользу того, что их информация в основе своей достоверна.

Косвенным подтверждением законности действий Красса служит и то, что он осуществил набор войск, и никто ему в этом не препятствовал. Само по себе это означает, что он действовал в правовом поле – трудно представить, чтобы набор, означавший существенное усиление римских сил на Востоке, проводился без повода и официального позволения или что поводом здесь могла служить борьба с арабами! Правда, набор столкнулся с трудностями, что иногда считают свидетельством непопулярности предприятия Красса. Однако, скорее всего, это не так – лучшие рекруты на тот момент уже были основательно «вычищены» Цезарем и Помпеем, так что Крассу приходилось совершать набор из не слишком воинственных остатков».

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9