Найти в Дзене

Русская игуменья глазами японского корреспондента

Главу московского бюро японской государственной компании NHK Кадзуо Кобаяси в своё время знали все. Три раза он работал в московском бюро NHK . Последний раз он был главой московского бюро в переломный момент российской истории - в начале 90-х годов. Кобаяси -сан прекрасно знает и любит русскую историю и культуру. Я была рада несколько раз работать с группами , которые он привозил к нам. Последний раз я с ним работала в 2017 году с большой группой друзей Мариинского театра. Тогда он мне подарил несколько своих книг. В настоящее время японцы к нам не ездят, и я стала читать его книги. Решила потихоньку попереводить. Первая книга «Пуд соли» открылась на главе про матушку Ксению - игуменью коломенского женского монастыря. Я ее перевела. Когда будете читать, то, пожалуйста, не забывайте о том, что это текст японского корреспондента государственной телерадиокомпании, написанный в 90-е годы XX века. Надеюсь, вам будет интересно узнать , как японцы воспринимают реалии нашей жизни. Дарств

Главу московского бюро японской государственной компании NHK Кадзуо Кобаяси в своё время знали все. Три раза он работал в московском бюро NHK . Последний раз он был главой московского бюро в переломный момент российской истории - в начале 90-х годов. Кобаяси -сан прекрасно знает и любит русскую историю и культуру. Я была рада несколько раз работать с группами , которые он привозил к нам. Последний раз я с ним работала в 2017 году с большой группой друзей Мариинского театра. Тогда он мне подарил несколько своих книг. В настоящее время японцы к нам не ездят, и я стала читать его книги. Решила потихоньку попереводить. Первая книга «Пуд соли» открылась на главе про матушку Ксению - игуменью коломенского женского монастыря. Я ее перевела. Когда будете читать, то, пожалуйста, не забывайте о том, что это текст японского корреспондента государственной телерадиокомпании, написанный в 90-е годы XX века. Надеюсь, вам будет интересно узнать , как японцы воспринимают реалии нашей жизни.

Дарственная надпись мне
Дарственная надпись мне

« ИГУМЕНИЯ ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ КСЕНИЯ. БОЖЕ, СПАСИ И СОХРАНИ РОССИЮ!

«Спасибо» - это слово в русском языке выражает благодарность. Но, если разобрать это слово по - частям, то дословно оно будет означать «Спаси бог». Я думаю , что социалистический советский строй являлся общественный строем, забывшим о выражении благодарности к Богу. Не просто забыли, а даже считали, что «бог есть враг». Поскольку существовала твёрдая установка , что коммунистическая идеология есть наивысшая человеческая мудрость, любая другая общественная мысль, которая могла бы превзойти и обогнать вышеуказанную идеологию, должна была пресекаться. В этом смысле религия являлась наипервейшим врагом. В июле 1988 года, через три года после того, как Горбачёв пришел к власти, в СССР праздновали 1000-летие крещения Руси. Горбачёв поступательно проводил политику гласности, и считать Церковь врагом стало глупым не только для представителей советской власти. Простые советские граждане тоже потихоньку стали это понимать. До этого советская власть притесняла церковь всевозможными неприятными способами. Революционные власти, ставившие целью построение социализма, считали Церковь духовным оплотом активно сопротивляющегося новой власти крестьянства. Поэтому они захотели Церковь уничтожить. Священнослужителей арестовывали, отправляли в лагеря, сами церкви разрушали или использовали не по назначению: в них хранили уголь, сельхозинвентарь и пр. Одним словом, вершили разные преступные действия. Православие, которое является национальной русской религией, пустило глубокие корни во всех слоях русского общества в города и сёлах. До революции в России насчитывалось 75000 церквей. Церковь являлась центром жизни людей. В храмах служило 58000 батюшек. Из-за репрессий со стороны революционных властей половина церквей была разрушена. Перед Второй Мировой войной количество священнослужителей сократилось до 175 человек. Гласность, которая являлась одним из столпов горбачевских реформ, также являлась и движущей силой, которая сняла путы, сковывающие сердца и души людей. По случаю празднования 1000-летия крещения Руси стало шириться и множиться движение за восстановление церквей. Стали собирать деньги на их восстановление. Деньги стали отдавать даже те, кто зарабатывал их тяжелым трудом. Но, даже если саму церковь и можно быстро восстановить или построить, то быстро штат священнослужителей подготовить невозможно . Хотя коммунистический режим и утверждал перед всем миром, что у советских граждан есть свобода вероисповедания, это был не более, чем умелый обман. В Загорске, где в советское время находился кафедральный собор, была семинария, где готовили священнослужителей. Но, например, студентам - отличникам был туда путь заказан. Для коммунистического режима существовал следующий идеальный образ священнослужителя: это человек, который потерял доверие окружающих, он пьёт с утра и имеет беспорядочные половые связи. Можно добавить ещё один момент: для того, чтобы Церковь могла выжить при таком курсе партии и правительства, они вынуждены были идти на компромисс - на сотрудничество с КГБ , с тайной полицией. У меня есть друг. Он возглавляет большой технический отдел на государственном телевидении. Его дочь родила ребёнка и покрестила его, никому про это не сказав, даже моему другу - своему собственному отцу. Он находился в полном неведении. Однако , буквально на следующий день, его вызвали на ковёр к самому руководителю гос.телевидения и устроили полный разнос: « Что за дела? Куда это годится?! Если уж руководитель, коммунист , не может уследить, что творит его дочь!!!». Почему так произошло? Потому что, никто не задумывался над тем, как тесно была связана Церковь с секретными службами. Эта история произошла в самом начале горбачевских реформ.

Кадзуо Кобаяси, журналист и писатель
Кадзуо Кобаяси, журналист и писатель

Таким образом, где-то в глубине людских сердец существовало недоверие к Церкви. Поэтому, когда коммунистический режим пал и люди почувствовали необходимость в духовной опоре, они сразу не могли вот так просто вернуться в лоно Русской Православной Церкви. Таких людей, которые испытывали неприязнь к Русской Церкви, заловила в свои сети секта Аум Синрикё, явившаяся из Японии. Помимо японской Аум Синрикё, в Россию ринулись всевозможные «новые религии» со всего мира. В такое непонятное и сложное время я вдруг услышал о нескольких женщинах, которые пытаются восстановить старинную русскую православную обитель и им удаётся заложить ростки веры в души новых послушниц и верующих. Мне стало интересно , и я отправился в женский монастырь в Коломну, в 180 км.от Москвы. Я поехал брать интервью у игумении Ксении. Женские монастыри, которые играли также и огромную роль в женском образовании в царской России, были ликвидированы советской властью. По случаю празднования 1000-летия крещения Руси было разрешено их восстановление. Женский монастырь в Коломне как раз стал одним из десятка монастырей, которых разрешили восстановить.

Игумения Ксения, фото из открытых источников
Игумения Ксения, фото из открытых источников

Игумении Ксении было где-то около сорока. Мне рассказывали, что раньше она была телевизионным журналистом. Наш журналистский мирок суетный и специфичный. Поэтому мне стало интересно понять, как так случилось, что моя коллега по профессии решила бросить этот суетный , сверкающий мир и посвятить себя Господу Богу? Честно говоря, только это меня интересовало, поэтому я захотел взять у неё интервью.

Коломна оказалась провинциальным городком. Также как и в большинстве подобных небольших русских городков, в центре Коломны была площадь, и посередине площади стоял памятник Ленину. Считается, что Ленин высоко поднимает правую руку и она показывает народу правильный путь. Памятник был сделан из металла с примесью меди, поэтому был зелёным и замшелым. Этот памятник не снесли благодаря Горбачёву. В августе 1991 года, Вице - Президент и шеф тайной полиции, которого он считал своим сторонником, устроил антигорбаческий путч. Сейчас все хорошо знают и про путч, и про его лидеров. После путча по всей стране стали валить памятники Ленина - бывшего «отца народов». Вместе с памятниками Ленину, шёл демонтаж и памятников основателя ВЧК Дзержинского, всесоюзного старосты Калинина и многих других. Но этот памятник остался стоять на своём месте.

У игумении Ксении была прекрасная фигура и очень хорошая кожа. Она окончила журналистский факультет МГУ в 1980 году, в год Московской Олимпиады, и стала телерепортером. В Университете получила атеистическое воспитание , но , почему-то в повседневной жизни ей чего-то не хватало. Она мне рассказала, что была очарована Православием после того, как посетила действующие монастыри в Грузии и в других местах. Ее отец был ведущим инженером, членом КПСС. Когда она объявила о том, что бросает светскую жизнь и уходит в монастырь, он ей сказал: «Ты сошла с ума!?», и изо всех сил пытался ее остановить. Однако у дочери решимости не убавилось. Она отправила письмо супругам Горбачёвым, в котором горячо просила вернуть Церкви для восстановления монастыри и здания. Ее действия принесли плоды. В 1988 году, к 1000-летию крещения Руси, монастырь в Коломне был возвращён Церкви. Его предстояло восстановить их женскими руками. Монастырь занимает большую территорию, окружённую кирпичной стеной. Его облик напоминает те времена, когда Церковь занимала центральное место в жизни русских людей. Стоит войти в массивные деревянные ворота, как вы видите игуменский корпус, здание , где живут монахини, и храм. В монастыре проживает около 1000 монахинь. Я спросил их возраст. Оказалось, 20-30 лет!

Кадзуо Кобаяси
Кадзуо Кобаяси

Среди них есть и те, которые приехали из больших городов, но есть и представительницы малых народов из сибирской глубинки. Очевидно, что жизнь у монахинь суровая. Монахини игумению называют «Матушка Ксения». «Матушка» означает «Мама». Но так принято называть игумению, и это показывает подчинение и следование правилам. Внутри монастыря человеческая речь почти не слышна. Однако, я поразился тому, насколько у всех радостные лица, полные энтузиазма. Возможно, мое впечатление получилось столь сильным оттого, что во мне было стойкое предубеждение, что «все люди, которые ушли из мира в монастырь, должны быть очень грустными и иметь смурное выражение лица».

Я спросил: «почему у вас только молодые монахини?». Мне ответили, что «много желающих поступить к нам и среди людей более старшего возраста, но обучение очень уж тяжелое. Поэтому мы берём в монахини только молодых». Внутри монастыря много мест для работы. Есть кухня, где жарят еду, есть швейная мастерская и пр. При слове «монастырь», лично у меня в голове всплывает «французская« картинка - т.е. это место, где делают вино. Правда, данный монастырь, тоже , в своём роде, представляет собой одно большое предприятие. “Давайте, я покажу вам наши сельхозугодья», - предложила мне игуменья Ксения. Она мне рассказала, что им передали земли и строения бывшего совхоза. Они возделывают поля и сами себе выращивают пропитание. Она меня повезла туда на новеньком джипе Toyota Land Cruiser. “А вы отнюдь не бедны», - проговорил я с некоторой иронией. Игумения ответила, что это пожертвование от фонда Валентины Терешковой - первой в мире женщины - космонавта. До этого мне уже приходилось слышать о том, что если раньше Терешкова была рупором отдела по связям с общественностью ЦК КПСС, то теперь она идёт в ходе со временем и налаживает отношения с РПЦ. Тоже, однако, отдельная тема для размышления.

Монастырские сельхозугодья находились за чертой города. Под лучами яркого майского солнца на поле работал трактор. Мы вышли из машины и к нам с лаем кинулась большущая собака. Монахиня с мотыгой громко закричала и попыталась собаку отогнать. Я был спасён. Мне потом рассказали, что собаки являются неотъемлемой частью монастыря, его жизненной необходимостью. Говорят, что, поскольку в монастыре проживают исключительно молодые монахини, то часто ночью пытаются проникнуть нежеланные посетители, поэтому каждую ночь в монастыре спускают с цепи громадных собак, которые охраняют территорию. Воспитание и уход за этими собаками является одним из видов послушания в этом монастыре. В монастыре также специально разводят и продают этих собак. Монахиня, отогнавшая от меня собаку, с гордостью сказала о том, что «наши собаки часто побеждают на конкурсах». Таким образом, монастырь сам по себе является предприятием, а игумения - директором данного предприятия.

Что касается полевых работ, то во время нашего визита велись подготовительные работы по высадке картофеля и по подготовке к сезону кустов чёрной смородины. По окончанию полевых работ мы продолжили разговор в тени березок рядом с полями, попивая парное молоко и закусывая свежеиспеченным душистым хлебом. У Тургенева есть повесть под названием «Дворянское гнездо». Возможно потому, что где-то внутри меня оставалось впечатление от давно прочитанных книг, в моей голове автоматически возникла ассоциация , что женский монастырь есть «средство от несчастной любви». Скорее всего, так думаю не я один, но и многие другие. Однако, мне сказали, что люди, которые уходят в монастырь, они стремятся обрести покой, от всего сердца вознося молитвы Господу Богу. На мой вопрос : «Церковь подверглась довольно сильным гонениям от коммунистического режима, не так ли?», игумения ответила так : «Сам коммунистический режим также был религией. Эта религия учила, что может быть построен рай на земле. Только у этой религии рай был без Бога. Утверждая, что при атеистическом коммунизме Бога не существует, коммунисты верили в бога, которого звали «идеология» «».

С одной стороны, в новорожденной России появились тесно связанные с властью богачи, не испытывающими недостатка в средствах, но, с другой стороны, остальной народ, в большинстве своём, оказался за чертой бедности. По улицам ходить стало опасно, даже произошёл путч, имеющий целью вернуть прежний коммунистический режим. Игумения Ксения говорила, что «в большей мере, нынешняя бедность государства является следствием наших преступлений. Пока люди чувствуют свою вину, наша роль в монастыре состоит в том, чтобы молиться за то, чтобы Бог нас простил».

Я задал коварный и не совсем корректный вопрос: «Сейчас часто бывает так, что разбогатевшие нечестным путём граждане стараются что-то сделать для Церкви, чтобы уменьшить свои грехи, не так ли?». Я задал такой вопрос, потому что мне приходилось слышать о том, что «РПЦ прощает грехи, стоит только деньги дать».
- «Не считается зазорным жертвовать в Церковь незаконно заработанные деньги. Церковь молится за человека, который оставил пожертвование. Правда, в случае пожертвований, про которые доподлинно известно, что деньги нечистые, существует правило, согласно которому их используют исключительно для покупки чего-то такого, что полностью сжигается», - ответила мне игумения.

Я так и не смог докопаться до ответа, как же так случилось, что и игумения Ксения, и бывшая артистка - монахини Таисия, и бывшая модельер - монахиня Татьяна, круто изменили свою жизнь, посвятив себя Господу Богу. А может и я сам настолько зашорен, что вижу все только под определённым углом.

В русских православных церквях нет музыкальных инструментов. Человеческий голос считается самым лучшим инструментом. Для людей, собравшихся в воскресный день в храме, хор монахинь поёт церковные песнопения. Хором дирижирует сама игумения Ксения. Чистые голоса заставляют забыть о неустроенности русской жизни. Уважаемая игумения говорит о том , что «эта неустроенность есть естественная расплата за то, что русские преступно жили без Бога». Мне неизвестно, насколько большую силу имеет молитва к Богу. Однако, я полагаю, что, если среди воротил бизнеса Ельцинского окружения есть души, которые боятся господа бога, то они должны быть уже давно спасены».

Кобаяси -сан с новой книгой «Умом Россию не понять».
Кобаяси -сан с новой книгой «Умом Россию не понять».

Я перевела и предоставила вашему вниманию отрывок из книги Кобаяси Кадзуо «Пуд соли». Она была издана в 2000 году, но переиздавалась много раз. В книге автор описывает встречи с разными людьми во время его работы в СССР и в России. Кроме главы про монахиню Ксению, там много глав про других знаменитых и интересных людей: про Майю Плисецкую, Валерия Гергиева, Святослава Фёдорова и пр. Наряду с селебами, есть главы и про простых сотрудников NHK в Москве, с которыми Кобаяси -сан проработал бок о бок долгое время. Всего Кобаяси -сан написал более 7 книг. Последняя его книга называется «Умом Россию не понять», она про русские пословицы и поговорки. Через них автор рассказывает японскому читателю про русскую культуру, обычаи и историю. Со своей стороны, я хочу пожелать Кадзуо Кобаяси-сан долгих лет жизни и ещё много новых интересных книг про Россию. Сама же я с радостью готова переводить его прекрасные книги.