Nova и Sterling - многоликое единство. Пример успешного воплощения идеи спортивного купе для всех. И еще, пожалуй, самый известный кит-кар в мире. Все начиналось с того, что молодая компания Automotive Design and Development (ADD) из Саутгемптона, Великобритания, представила в 1971 году автомобиль Nova с революционным дизайном. Его стеклопластиковый кузов с приземистым силуэтом смотрелся достойно даже на фоне признанных образцов класса "гран-туризмо". Главной особенностью модели являлся подъемный колпак, объединявший в себе ветровое стекло, крышу и двери. Основу машины составляли узлы и агрегаты Volkswagen: пол с усилителями и ходовая часть "Жука", 4х-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения объемом 1700 см3 от VW Type 4, мощностью 80 л.с. (в базовой линейке также были доступны модели от 1.2 л 36 л.с. до 2 л 94 л.с.) в паре с 4х-ступенчатой коробкой передач. Автомобиль весил всего 1700 фунтов, или 771 кг, поэтому мощности 1.7-литрового воздушника хватало, чтобы разогнаться до 200-230 км/ч.
Салон Nova вызывал ассоциации с настоящими гоночными автомобилями. Выгнутая, выдающаяся вперед металлическая панель приборов содержала только необходимые указатели и тумблеры. Полное отсутствие роскоши. Водитель и пассажир сидели в спортивных креслах-ковшах. На напольном тоннеле под рукой водителя располагался укороченный рычаг переключения передач.
Дизайн автомобиля был разработан двумя энтузиастами - художником Ричардом Оуксом и инженером Филом Сайерсом. Осенью 1971 г. они представили первый ходовой прототип для прессы, чтобы потенциальные покупатели могли сделать заказ. Журналисты сразу же окрестили Nova "симпатичнейшим автомобилем мира". Также ADD заключила соглашение с Volkswagen об использовании двигателей.
Еще больший ажиотаж вызвало появление Nova на Парижском автосалоне в 1972 г. Во Франции машина стала выпускаться под брендом DEFI.
Идея кит-кара предполагала, что покупатель приобретает комплект кузовных деталей и самостоятельно собирает авто. Ходовую часть, силовой агрегат, трансмиссию либо включали в комплект за отдельную плату, либо приобретатель самостоятельно искал донора VW. Допустим, у кого-то стоял на задворках дедушкин "Жук" или ненужный пляжный багги. А французское законодательство препятствовало самосборщикам, требуя выполнение всех работ сертифицированными предприятиями.
В 1973 г. автомобиль пришел на американский рынок под названием Sterling. Смена бренда была вызвана тем, что GM выпускала Chevrolet Nova, и регистрация одинаковых торговых марок была недопустима. Калифорнийцы основали компанию Sterling Sports cars. Она существует и поныне.
Производство кузовных китов, основанных на дизайне Nova, продолжается по настоящее время, только интерес к ним поутих, и лишь отдельные фанаты готовы реализовывать свои проекты, собирать спорткары на современных рамах и агрегатах, включая электрические и гибридные версии. Реставрируется, поддерживается на ходу и классика. Кроме того в странах Запада покупатель изначально мог доверить сборку и наладку автомастерской или специализированному ателье.
Я из числа тех, кто помнит эту машину по фильму "Смертельная гонка 2000" с Дэвидом Кэррадайном в главной роли и много лет хранит фантик "Бомбибома" с изображением.
В России, к сожалению, ни разу не встречал Sterling Nova. Задавал 20 лет назад вопрос прибалту, торговавшему автозапчастями, ноускатами и целыми машинами с европейских аукционов, насчет притащить. Тот лишь переспросил, что это, не сумев опознать и по картинке. Однако же Nova считались самыми доступными спорткарами в Западной Европе. Продавалось много достойных экземпляров по 5-6 тысяч евро. В 2025 г. такие "Новы", ранние и представляющие сколько-нибудь историческую ценность, легко уходят за 15-20 тысяч. Поздние аналоги или некро можно найти значительно дешевле.
Российское кит-сообщество остается темным лесом. Зарегистрировать кит, собранный внутри страны, практически невозможно. Законодательство все больше наступает на кастомайзинг, тюнинг, любое внесение изменений в конструкцию. Еще в начале 2000-х делались попытки наладить поставки в Россию кит-кара Caterham. В Москве и Питере нет-нет да мелькают на дорогах стильные "Катэрхемы". Изредка сообщалось о появлении другой автоэкзотики, например Hummbug - уменьшенной копии Hummer на базе "Жука". Через Владивосток завезено довольно большое количество автомобилей Mitsuoka. На "Драйве" периодически появляются единичные кит-кары, кастомы и самоделки, но трудности - главным образом, юридические - препятствуют становлению полноценного кит-движения.
Единственным доступным способом остается ввоз собранного Sterling Nova старше 30 лет, подпадающего под определение классического автомобиля. И конечно, чтобы в тайтле было написано, что это Nova. Хотя существуют новодельные образцы, построенные на легкосплавных рамах и оборудованные по последнему слову техники.
Примечателен факт, что разработанный в 1970 г. дизайн выглядел современно как минимум на протяжении последующих 30 лет, послужив основой для многочисленных лицензионных и нелицензионных копий. Вот далеко не полный список. В Австралии Nova выпускалась под названием Purvis Eureka. Компания Алана Первиса стала седьмым по величине автопроизводителем на континенте.
В Италии Sterling Nova производились под маркой Puma (не путать с бразильской Puma на тех же фольксвагеновских агрегатах), в Австрии - Ledl, во Франции - DEFI, в Швейцарии - Gryff, в ЮАР - Eagle. Кроме лицензионных существовали "пиратские" Nova, освоенные мелкими фирмочками, а также полностью самодельные кузова, построенные автолюбителями по чертежам, путем ручной выклейки из стеклопластика.
Облик различных серий Sterling Nova и их аналогов имеет разницу в деталях, хоть и сохраняет основные линии оригинала. С поправкой - в конце 70-х Оукс переработал свесы, укоротив их. Изначально автомобиль оснащался прямоугольными блок-фарами, установленными в нишах обтекателя. Ниши могли как закрываться стеклами заподлицо с обтекателем, так и оставаться открытыми. У американского Sterling Sebring первого официально появились подъемные фары.
Попадаются машины с круглой фиксированной или подъемной головной оптикой; с двумя рядами поднимающихся фар; с одной фиксированной и одной убирающейся парой; со шторками или жалюзи, закрывающими ниши; с современными цельными блоками. Точно так же варьируются формы, размеры и количество секций задних фонарей.
Предлагались также открытые кузова типа тарга и кабрио для тех, кому была неудобна крыша-колпак. А Cimbria получила раздельные подъемные двери типа "крыло чайки".
За границей аудитория автомобиля достаточно велика. Действуют клубы любителей, коллекционеров, реставраторов, конструкторов. Устраиваются слеты и пробеги, совместные выезды и гонки. Заряженные версии Nova способны потягаться в скорости и динамике с Ferrari и Lamborghini.
Дизайнеру Ричарду Оуксу было всего 23 года, когда он создал образ, опережавший свое время, соперничавший с Ford, Lotus, Bertone, Pininfarina, Lamborghini и другими маститыми разработчиками. И его машина выпущена многотысячным тиражом, в отличие от других интересных дизайнов, так и оставшихся выставочными концептами. Несмотря на успешный дебют компания Оукса несла убытки. В 1975 г., успев продать всего 179 кузовов, он передал право на производство Нилу Макманусу за 5000 фунтов, а в 1978 г. все выкупил Вик Элам, открыв компанию Nova Cars.
Покупатели Nova отмечали превосходную динамику для двигателей от 1.6 л, простоту в управлении, хороший обзор. Но находили и минусы, такие как слишком пологий наклон лобового стекла, вызывающий блики, чрезмерно легкий руль на высоких скоростях, т.е. недостаточная загрузка передней оси.
Минимальный комплект, включавший в себя только кузов, стоил в первой половине 1970-х 1250 фунтов стерлингов. Расширенный, куда включались улучшенный аэродинамический обвес, выхлоп, руль, колеса, инструмент, стоил 1950 фунтов стерлингов. И если покупатель решался собрать себе спортивный снаряд, он должен был позаботиться еще о дисковых тормозах.
По данным на 2025 г. Sterling Sports Cars выпускает только отдельные запчасти и кузовные элементы, снабжая владельцев уже построенных авто, однако полные кузовные комплекты (киты) продолжают производиться на заказ сторонними фирмами.
Заднемоторные Volkswagen Kaefer / Type 3 / Type 4 уже давно сняты с производства, став раритетами. Желающим заполучить аутентичный Sterling Nova придется обыскать авторазборы в поисках донорской базы. В остальных случаях заказчик может приобрести специальное трубчатое шасси с современными подвеской, рулевым управлением, тормозной системой, силовыми агрегатами. Лично для меня наибольший интерес представляют классические автомобили семейства Nova, выпущенные в 1970-х - 1990-х гг. Может быть, у вас был или есть такой автомобиль, вы встречали его или ездили на нем. Напишите, пожалуйста, в комментариях!