Фьоренца де Бернарди, итальянская летчица, прожила долгую интересную жизнь: родилась 22 мая 1928 года, а скончалась 6 декабря 2025 года в возрасте 97 лет.
Она не была самой первой итальянской летчицей. Воздушные амазонки в синем небе Италии появились еще в 1930-е годы.
Но Бернарди стала первым в Италии профессиональным пилотом коммерческой авиации. Лицензию получила в 1951 году, активно летать начала с 1967.
Летная династия
Фьоренца была дочерью знаменитого пилота, летчика-испытателя Марио де Бернарди (1893-1959) и его жены Марии Виттории, урожденной Фалорси. Бернарди участвовал в первой мировой войне как пилот, а Мария Виттория была фронтовой медсестрой. Она разделяла пристрастия своего мужа к небу, поскольку с детства любила авиацию - их дом во Флоренции находился недалеко от аэродрома, и она любовалась самолетами и различала их по звуку моторов, даже не глядя.
В 1930-40-х годах Бернарди испытывал итальянские самолеты, произведенные фирмой Капрони, в том числе гидросамолеты. Был чемпионом мира в гонках гидросамолетов и владел фигурами высшего пилотажа.
Умер он тоже фактически в полете. В 1959 году Бернарди отправился на личном самолете в аэропорт Рима - посмотреть на испытания немецкого легкого самолета. При этом Бернарди "лихачил", демонстрируя фигуры пилотажа, и у него начался сердечный приступ. Он ухитрился благополучно посадить свой самолет и через несколько минут скончался.
А таким Марио де Бернарди был в 1928 году - в год рождения своей дочери.
Имя дочери - Фьоренца - вероятно, было дано в честь их родного города, Флоренции (по-итальянски - Fiorenza, или даже Firenze). Однако Марио де Бернарди жил в зрелые годы в основном в Риме.
Отец стал образцом для Фьоренцы и ее первым наставником в авиации. Он, в свою очередь, поддерживал амбициозные устремления дочери.
"Мама-летчик - что ж такого?" - как говорилось в детском стишке Михалкова. В СССР первой половины 20 века это даже поощрялось.
Но Италия оставалась очень патриархальной страной. Лишь в 1948 году конституция Итальянской республики закрепила равенство мужчин и женщин и полное избирательное право женщин. До этого - "киндер, кюхе, кирхе". Сиди дома, слушайся отца или мужа, готовь еду и воспитывай детишек.
А тут - летчица! Причем не на собственном маленьком частном самолетике, а на регулярных рейсах гражданской авиации.
Несмотря на знаменитого папу, Фьоренце приходилось нелегко.
Итальянка и Аэрофлот
В 1967 году Фьоренца была принята на работу в качестве пилота компании Aeralpi. Коллеги-мужчины поначалу относились к ней пренебрежительно, но со временем поняли, что эта красивая девушка - настоящий ас. Вдобавок она увлекалась альпинизмом и знала те самые Альпы, над которыми летала, как свой родной дом - на многие вершины она восходила лично.
В профессиональной биографии Фьоренцы де Бернарди был интересный и вряд ли хорошо известный у нас эпизод сотрудничества с... Аэрофлотом.
Фьоренца де Бернарди вместе со своим коллегой Петром Ивановым, бывшим летчиком Аэрофлота, основала компанию Aertirrena, успешно работавшую в 1970-х годах (в 1975 ее все-таки добила более мощная Alitalia, и компания обанкротилась).
Советской стороне принадлежало 30% капитала фирмы, а 70% находилось в руках Бернарди.
Aertirrenа была единственной в Италии воздушной компанией, чей парк состоял из трех самолетов советского производства (Як-40), взятых в лизинг. На некоторых фото красивая и молодая Бернарди позирует либо возле ЯКа, либо внутри него.
Первый рейс состоялся в 1970 году между Генуей и Флоренцией.
После банкротства компании Фьоренца не сложила руки и не опустила крылья. В 1980 году она пыталась устроиться на работу пилотом в Alitalia. Но, несмотря на выполнение всех условий конкурса и наличие 6500 часов активного летного опыта, ей отказали, заявив, что женщин-пилотов нанимать не намерены.
Тогда Фьоренца де Бернарда основала Ассоциацию Женщин Авиаторов (A.D.A. = Associazione Donne dell’Aria), дабы отстаивать их права на равные с мужчинами возможности в гражданской авиации. В итоге борьба увенчалась успехом: в 1989 году Антонелла Челетти стала-таки пилотом Alitalia. Сама Бернарди к тому времени уже не летала.
В 1985 году она была вынуждена закончить карьеру летчицы после того, как сильно пострадала в автокатастрофе. Но общественную деятельность продолжала. Она стала президентом Европейской федерации женщин-пилотов.
О личной жизни Фьоренцы де Бернарди известно мало. Она была недолгое время замужем за коллегой-летчиком, но они развелись, а детей у них не было.
Ее страстью было небо - туда она и ушла.
--