Осеннее Царицыно стало для нас приятным местом для прогулки, даже несмотря на общую серость и дождь. Собственно, в какую погоду сюда ни загляни, тут классно, потому что даже куцый пейзаж весьма живописен.
В этот раз, в отличие от предыдущих, мы гуляли от парадного входа.
Если заходить в парк с этой стороны, настроение у прогулки получается совершенно иное. Более торжественное, пафосное и дворцовое.
Так что мы радовались новым ракурсам и свежим видам.
И жирненьким уткам, которые топчут дорожки, выпрашивая еду.
Летний сезон закончился, так что музыкальный фонтан уже законсервировали. Возможно, белый пузырь - не лучшее, что могло бы быть, ибо слишком уж напоминает каток или цирк, но этот диссонанс с окружающей действительностью вызывает интерес и удивление. Такое... «барокко и космос».
Фигурный мост – одно из немногих сохранившихся ранних сооружений царицынского ансамбля. Очень красив и похож на крепость.
Он и есть крепость. Если идти по главной аллее, как в этот раз шли мы, задача моста – скрывать от жадных глаз посетителей прекрасный дворец. Чтобы зрители не обрадовались раньше времени. Очень продуманно!
Выныриваешь из-под арки и вот тебе: слева – храм иконы Божией Матери «Живоносный источник», справа – сам дворец.
Экскурсия по исторической части начинается с истории дворца.
«Живые картины», как в Гарри Поттере меня каждый раз умиляют до соплей. Надо же, до чего техника дошла.
Екатерининский зал Большого дворца, в котором величественная Екатерина на подиуме соседствует с горгоной Медузой в основаниях канделябров. А в секции, посвященной самой Екатерине, внезапно появился необычной фонарик в виде платья. Того самого, про которое слагают мемы «украла плазму». Допускаю, что он тут давно, но не могла же я такую махину не заметить? Или могла?
Царицыно как музей – это очень динамичная история. И поэтому его нельзя «посетить». Сюда стоит приходить и приходить, потому что постоянно меняются тематические выставки. В этот раз мы попали на выставку «Москва и москвичи в эпоху Николая I» - о том, как город возродился после наполеоновского нашествия и великого пожара. Удивительно, как за 30 лет был заново переосмыслен облик Москвы: новые здания, площади, парки. Расцвет московского ампира. Литографии Огюста Кадоля любопытствующим тут же в помощь.
Это - большой межмузейный проект, посвященный годам правления Николая I, начиная с его коронации в 1826 году и заканчивая мартом 1855-го и трауром по его уходу.
«Бородинский музей» предоставил обмундирование. Кирасирский колет – полуфрак. А музей-заповедник «Останкино и Кусково» две картины Джорджа Доу: «Император Николай I» (1826) и «Великая княгиня Александра Федоровна с детьми – великим князем Александром Николаевичем и великой княжной Марией Николаевной» (1826)
Предметы мебели, посуда, информационные стенды – всего вдоволь. Очень интересные схемы и цитаты.
Множество артефактов! В витринах бликуют штоф, рюмка и стопа. Если со штофом и рюмкой понятно – графин/ёмкость определенного объёма, то стопой я расширила свой словарный запас. То, что мы нынче называем стаканом, это ещё и «стопа», размер внушительный.
Просто удивительно, как (и чем? конским волосом?) расшивали кисеты. Бисер настолько мелкий, что даже понять, что это – бисерное шитьё, а не гобеленовая вышивка, сложно.
Люблю музеи. Всегда найдется что-то интересное.
Думала, что это – веера. Они и есть, только каминные. Каминные веера или экраны, нужны были дамам, чтобы прикрывать лица, сидя рядом с огнём. Чтобы лица не краснели от огня.
Тиснение по картону, вышивка, резьба по кости, гравюры на дереве. Не ширмочка, а произведение искусства.
А вот открытием стало то, что в 1855 году люди вполне себе собирали паззлы.
Пришлось гуглить.
Отцом паззлов считается издатель, гравёр и картограф Джон Спилсбери, который в 1760 году придумал наклеить географическую карту на кусок дерева и разрезать её по линиям границ государств. Годная тема, люблю такие. В России паззлы появились ближе к середине 19 века и называли их «пузелями». Отличались они от современных тем, что это была не только головоломка, но и набор «сделай сам». Картинку перед использованием надо было раскрасить, наклеить на картон и разрезать по линиям на кусочки. Поэтому кусочков было не слишком много.
Театральная история – отдельный зал.
И отдельный зал – дела купеческие.
Крымская война… Почти 200 лет назад происходила, а почитаешь – ничего не изменилось. Вообще ничего.
Собственно, в лучших традициях, вот тут – Крымская война и финал царствования Николая I, а в соседних залах «балы, красавицы, лакеи, юнкера…». И хруст французской булки)
Которой можно покормить уточек у озера (но не стоит, они и так жирненькие).