С 1 декабря 2025 года правила ввоза и растаможки автомобилей в России снова изменились. Теперь для многих подержанных иномарок, которые раньше были популярны у частных покупателей, резко вырос утилизационный сбор. Это специальный платеж, который должен покрыть будущие расходы на переработку автомобиля. Если раньше частник платил за легковую машину символические 3 400 – 5 200 рублей, то теперь для мощных автомобилей применяется коммерческий тариф. Например, за машину с двигателем мощностью около 250 лошадиных сил сбор может достигать 2,1 миллиона рублей. Естественно, такая сумма полностью убивает выгоду от покупки. Однако не все так плохо. Для самого массового и доступного сегмента — автомобилей с двигателем мощностью до 150 лошадиных сил — льготный тариф сохранен. Это значит, что на определенные модели машин, как новые, так и с пробегом, новый закон почти не повлиял. Они по-прежнему остаются в зоне доступности и могут стать выгодной покупкой до конца года, пока дилеры и частные продавцы не переориентировали цены на новые реалии. Эта статья поможет разобраться, какие именно марки и модели попали в этот «безопасный» список, сколько они примерно стоят и на что обратить внимание при выборе.
Что такое утильсбор и почему он так важен сейчас
Утилизационный сбор — это не пошлина и не налог. Это обязательный платеж, который взимается при ввозе автомобиля на территорию России. Его основная заявленная цель — создать фонд для будущей безопасной утилизации автомобиля, когда он окончательно выйдет из строя. Многие годы для физических лиц, ввозящих машину для личного пользования, действовали фиксированные, очень низкие ставки. Это позволяло частникам относительно недорого ввозить подержанные автомобили из других стран, в основном из Японии и Кореи. Ситуация кардинально изменилась 1 декабря. Новые правила отменили льготу для частников на мощные автомобили. Теперь если у машины двигатель мощнее 160 л.с., при расчете сбора применяются те же ставки, что и для коммерческих импортеров — автодилеров. Разница колоссальная. Чтобы было понятно: за автомобиль с двигателем 160-187 л.с. сбор теперь составляет 750 000 рублей, за двигатель 188-220 л.с. — уже 1,2 млн рублей, а за 246-276 л.с. — те самые 2,1 млн рублей. Эти суммы добавляются к стоимости самого автомобиля, доставки и таможенной пошлины, делая ввоз таких машин экономически бессмысленным. Однако закон оставил лазейку для бюджетного сегмента. Для машин с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно старый льготный тариф для физических лиц сохранен. Именно на этот параметр теперь нужно обращать внимание в первую очередь, рассматривая варианты для покупки. Это не просто рекомендация, а ключевой финансовый фактор, который может добавить к цене машины как несколько тысяч, так и несколько миллионов рублей.
Новые автомобили с доступным утильсбором: что можно купить у официальных дилеров
На рынке новых автомобилей, которые официально поставляются в Россию, также есть модели, попадающие под льготный тариф. Их выбор, конечно, меньше, чем раньше, но он есть. Эти машины интересны тем, кто не хочет связываться с подержанными авто и ищет гарантию, новое железо и современное оснащение. Как правило, это базовые или средние комплектации с двигателями небольшого объема. Одна из самых популярных в этом списке — Nissan X-Trail. Речь идет о версии с двухлитровым атмосферным двигателем мощностью 144 л.с. Это не самый мощный и не самый динамичный вариант, но он надежен, неприхотлив и полностью укладывается в лимит. Стоимость такой комплектации начинается от 2,6 млн рублей. Его «младший брат» — Nissan Qashqai с аналогичным двухлитровым двигателем на 140 л.с. — также остается в безопасной зоне. Его цена варьируется до 3 млн рублей в зависимости от комплектации. Это классические городские кроссоверы с хорошей репутацией. Еще один крепкий середняк — Skoda Octavia. Практичный лифтбек с турбированным двигателем 1.4 TSI мощностью ровно 150 л.с. Это отличный пример современного мотора: он экономичнее атмосферного двухлитрового, но при этом обеспечивает хорошую тягу. Цена на Octavia с таким двигателем начинается от 2,8 млн рублей. Для любителей японских автомобилей интересной покупкой может стать Mazda CX-5 тоже с базовым двухлитровым двигателем (150 л.с.). Это один из самых популярных кроссоверов в своем классе, известный отточенной управляемостью и качеством отделки салона. Его цена находится в диапазоне 2,8 – 3 млн рублей. Покупка такой новой машины до Нового года может быть особенно выгодна, так как дилеры часто устраивают предпраздничные акции и скидки, чтобы выполнить годовой план продаж.
Подержанные автомобили (с пробегом), на которые не повлиял новый сбор
Рынок автомобилей с пробегом гораздо обширнее, и здесь можно найти более интересные и статусные варианты, которые также укладываются в лимит 150 л.с. Речь идет о сравнительно свежих машинах 2021-2023 годов выпуска. Их главное преимущество — они уже находятся в стране и прошли все таможенные процедуры по старым, льготным ставкам. Новый утильсбор на них не распространяется, поэтому их цена на вторичном рынке не должна резко вырасти, а, возможно, даже станет более привлекательной на фоне подорожания «нелегальных» мощных моделей. В этом сегменте появляются премиальные марки. Например, Lexus UX200. Это компактный кроссовер в стиле премиум, выпускаемый с 2021 года. При своих габаритах он предлагает высокое качество сборки, комфорт и надежность гибридной силовой установки (2.0 л, 150 л.с.). На вторичном рынке такой Lexus 2021-2023 годов можно найти в среднем за 2,5 млн рублей. Для ценителей необычного стиля отлично подойдет Mini Cooper в кузове хэтчбек. Речь идет о моделях 2021 года с трехцилиндровым турбомотором 1.5 л мощностью 136 л.с. Это очень динамичная и яркая машина для города. Стоимость — также около 2,5 млн рублей. Отличным выбором для тех, кто хочет современный, технологичный и стильный седан, станет Kia K5 (также известный как Optima нового поколения). Модели 2022 года с двухлитровым турбодвигателем (150 л.с.) предлагают роскошный для своего класса дизайн и богатое оснащение. Цена на них начинается от 2 млн рублей. Для семейных поездок идеален Volkswagen Tiguan второго поколения (рестайлинг). Модели 2021-2022 годов с проверенным двигателем 1.4 TSI (150 л.с.) — это эталон практичности, качества и сбалансированности. На рынке такие автомобили стоят от 2,5 до 3 млн рублей. И, наконец, для любителей классического премиального седана есть Audi A4 последних лет выпуска (B9 поколение). Версии с двигателем 2.0 TFSI мощностью 150 л.с. — это отличный баланс статуса, отточенной управляемости и относительно доступной (для премиума) стоимости. Цена на подобные Audi 2021-2022 годов стартует примерно от 2,4 млн рублей. При выборе такой машины с пробегом крайне важна тщательная проверка истории и технического состояния у независимого эксперта.
На что обратить внимание при покупке: риски и возможности
Покупка автомобиля в текущих условиях требует особой внимательности. Если вы рассматриваете вариант ввоза машины из-за рубежа самостоятельно (через брокера), вы должны быть на 100% уверены в мощности ее двигателя в лошадиных силах. Эта информация должна строго соответствовать данным в технических документах (VIN-отчет, свидетельство о регистрации из страны вывоза). Любое несоответствие, даже на 1 л.с., если она выводит двигатель за границу 150 сил, приведет к применению коммерческого тарифа и финансовой катастрофе. При покупке же автомобиля на внутреннем рынке — нового у дилера или с пробегом — главный риск смещается в сторону ценообразования. Спрос на модели из «безопасного» списка, скорее всего, вырастет, так как они станут практически безальтернативными для многих. Это может привести к искусственному завышению цен продавцами. Не стоит поддаваться панике и переплачивать. Рынок будет искать новые точки равновесия. Хорошей тактикой сейчас может быть быстрое, но взвешенное решение: изучите предложения, найдите несколько подходящих вариантов и постарайтесь договориться о сделке до того, как ажиотаж достигнет пика. Особенно это касается покупки с пробегом: у многих перекупщиков и частных владельцев уже могут быть на руках ввезенные по старым правилам машины, и они пока не успели резко поднять на них цену. Для новых автомобилей стоит активно интересоваться программами утилизации и trade-in у официальных дилеров, а также корпоративными скидками, которые могут нивелировать возможный рост цен. Внимательно проверяйте комплектацию: зачастую двигатель мощностью 150 л.с. — это базовая версия, которая может быть лишена каких-то опций, важных лично для вас.
Изменение правил расчета утилизационного сбора, безусловно, сильно встряхнуло российский авторынок. Однако оно не закрыло возможности для покупки хорошего современного автомобиля. Оно лишь четко очертило новый финансовый коридор, в котором теперь приходится выбирать. Фокус сместился на автомобили с двигателями мощностью до 150 лошадиных сил. В этом сегменте остаются и новые практичные кроссоверы вроде Nissan X-Trail и Mazda CX-5, и почти новые премиальные модели типа Lexus UX или Audi A4. Ключ к выгодной покупке до Нового года — скорость и информированность. Пока рынок не адаптировался окончательно, можно успеть сделать хорошую сделку, подобрав себе автомобиль, на который не повлиял многомиллионный рост сборов. Внимательно изучайте технические характеристики, проверяйте историю автомобиля с пробегом и не ведитесь на первые же завышенные ценники. Разумный подход и понимание новых правил игры помогут потратить деньги с умом и приобрести надежного четырехколесного друга на долгие годы.