Найти в Дзене

Купил "Восход" — ходи пешком»: 4 советских мотоцикла, которые пили нашу кровь вместо бензина

В СССР мотоцикл был не роскошью, а единственным способом добраться до работы, рыбалки или свидания. Но была техника, которую любили ("Ява", "ИЖ-Планета"), а была такая, от которой у владельцев дергался глаз. Сегодня я решил вспомнить мотоциклы, которые тренировали не навыки вождения, а навыки бега и ремонта в полевых условиях. Узнаете своего "железного коня"? 1. ИЖ-Юпитер: «Один цилиндр пашет, второй — пляшет» Вечный спор в гаражах: «Планета» или «Юпитер»? «Планета» (с одним цилиндром) была как автомат Калашникова — простая и безотказная. А вот «Юпитер»... Инженеры решили поставить два цилиндра, чтобы добавить мощности. Добавили, ага. И добавили головной боли. Главная беда «Юпака» — настроить зажигание так, чтобы оба «котла» работали синхронно. Это была ювелирная работа! Чуть сбилось — один цилиндр тянет, второй чихает. Мотор греется, тяги нет. В народе говорили: "Если купил Юпитер — сразу учись колоть движок". Пока доедешь до речки — полчаса едешь, час остываешь. 2. «Восход-3М»:
Оглавление

В СССР мотоцикл был не роскошью, а единственным способом добраться до работы, рыбалки или свидания. Но была техника, которую любили ("Ява", "ИЖ-Планета"), а была такая, от которой у владельцев дергался глаз.

Сегодня я решил вспомнить мотоциклы, которые тренировали не навыки вождения, а навыки бега и ремонта в полевых условиях. Узнаете своего "железного коня"?

1. ИЖ-Юпитер: «Один цилиндр пашет, второй — пляшет»

Вечный спор в гаражах: «Планета» или «Юпитер»?

«Планета» (с одним цилиндром) была как автомат Калашникова — простая и безотказная.

А вот «Юпитер»... Инженеры решили поставить два цилиндра, чтобы добавить мощности. Добавили, ага. И добавили головной боли.

-2

Главная беда «Юпака» — настроить зажигание так, чтобы оба «котла» работали синхронно. Это была ювелирная работа!

Чуть сбилось — один цилиндр тянет, второй чихает. Мотор греется, тяги нет. В народе говорили: "Если купил Юпитер — сразу учись колоть движок". Пока доедешь до речки — полчаса едешь, час остываешь.

-3

2. «Восход-3М»: Тренажер для ног

Про этот аппарат в деревнях ходила поговорка: «Восход — солнце встало, а ты всё ещё его заводишь». Или более грубая: «Купил Восход — ... (ну вы поняли) год».

Вроде простой, легкий, дешевый. Мечта школьника. Но надежность...

Завести его с кикстартера — это лотерея. Обычно запуск выглядел так: включаешь вторую передачу, разгоняешься, прыгаешь в седло. Не завелся? Повторить.

-4

Перегревался он моментально. Чуть нагрузил в горку — всё, «приехали», жди, пока остынет.

Для многих пацанов «Восход» стал первым уроком жизни: дешевое хорошим не бывает.

-5

3. МТ-11 «Днепр»: Лампа смерти

Тяжелые мотоциклы с коляской — это элита. «Урал» любили. А вот киевский «Днепр» (особенно модель МТ-11) заставлял мужиков седеть раньше времени.

В чем беда? В давлении масла.

-6

На «Уралах» стояли подшипники качения (вечные). А на «Днепре» — вкладыши (как на машине). Чуть упало давление масла — вкладыши проворачивает, движок клинит.

А эта красная лампа давления масла, моргающая на холостых? Она снилась владельцам в кошмарах.

Толкать эту тушу весом 350 кг до дома — занятие для шварценеггеров. Поэтому многие просто выкидывали родной мотор и ставили двигатель от К-750 или «Урала».

-7

4. «Паннония»: Красивая, но бестолковая

Венгерская гостья. Черная, в хроме, с красивым баком. Выглядела она шикарно, почти как «Ява».

Но внешность обманчива.

-8

Для наших суровых дорог она была слишком нежной. Слабая рама, капризная электрика.

Но главное — она не ехала. Если «ИЖ» пер по грязи как танк, то «Паннония» буксовала, глохла и просила асфальта. Запчастей не найдешь, починить в поле «на коленке» сложно.

В итоге они годами пылились в сараях: выкинуть жалко (красивая же!), а ездить невозможно.

-9

Итог

Конечно, сейчас кто-то скажет: «Да у меня Восход 20 лет отъездил!». Бывало и такое, если руки золотые. Но давайте честно: эти мотоциклы воспитали из нас отличных механиков. Потому что чинили мы их чаще, чем катались.

А у вас был кто-то из этого списка? Много километров прогнали (толкали) его до дома? Пишите в комментариях!

Ваш Василич.

👇 ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА:
Иллюстрации в статье — это художественная реконструкция, основанная на реальных прототипах. Они созданы автором, чтобы вы могли увидеть нашу легендарную технику такой, какой она была в жизни — яркой и величественной.