Конь на свитке «Сияние Ночи» (照夜白) не скачет, не позирует, не демонстрирует породу. Он излучает такую силу, что кажется вот-вот вырвет массивный столб с корнем. Его глаза горят, ноздри раздуты, тело напряжено, как тетива. Это не просто портрет лошади, а воплощение небесного скакуна, того самого, что, по древним мифам, «потеет кровью», а сущность — замаскированный дракон. Это самая известная картина танского мастера Хань Гана (韓幹, ок. 715–781), где он сумел передать не только внешний облик любимого скакуна императора Сюань-цзуна (玄宗, 685-762), но и его внутренний дух. Однако, император, увидев картину, пришёл в недоумение, ведь лошадь не похожа на тех, что рисовали его придворные художники. В ответ на изумление правителя, как гласит легенда, Хань Гань ответил: «Потому что я учился не у мастеров, а у лошадей в императорской конюшне» Такой ответ — «я учился у лошадей, а не у мастеров» — был не скромностью, а дерзким вызовом. Хань Гань рисковал — и рисковал всерьёз. Когда император заказы