Найти в Дзене
Artemisia Studio

Мысли о парадном портрете в России.

"Парадный портрет"- один из самых спорных жанров с точки зрения художественной ценности, ведь основным смыслом этого жанра является прославление конкретной персоны, принадлежащей к числу элиты того или иного государства. С этой точки зрения свойства подобного жанра предполагают "заискивание" перед изображаемым человеком, гиперболизацию как духовных так и физических качеств портретируемого, что как известно негативно влияет на искренность и правдивость искусства к которой мы привыкли в наше время. Левицкий портрет Екатерины 2 А должно ли искусство быть обязательно искренним и не замутненным мирскими тенденциями моды и официоза? Для меня всегда это был довольно сложный вопрос ведь мы живем во время когда рынок искусства и особенно живописи в России являет собой непонятное "нечто" где абсолютно не ясно каким образом художник должен существовать за счет своего ремесла. Так получилось что в наше время художнику неизменно приходится выбирать между "душой" и "телом" между тем, чтобы писать пр

"Парадный портрет"- один из самых спорных жанров с точки зрения художественной ценности, ведь основным смыслом этого жанра является прославление конкретной персоны, принадлежащей к числу элиты того или иного государства. С этой точки зрения свойства подобного жанра предполагают "заискивание" перед изображаемым человеком, гиперболизацию как духовных так и физических качеств портретируемого, что как известно негативно влияет на искренность и правдивость искусства к которой мы привыкли в наше время.

Левицкий портрет Екатерины 2
Левицкий портрет Екатерины 2

А должно ли искусство быть обязательно искренним и не замутненным мирскими тенденциями моды и официоза? Для меня всегда это был довольно сложный вопрос ведь мы живем во время когда рынок искусства и особенно живописи в России являет собой непонятное "нечто" где абсолютно не ясно каким образом художник должен существовать за счет своего ремесла. Так получилось что в наше время художнику неизменно приходится выбирать между "душой" и "телом" между тем, чтобы писать прекрасные, глубокие, высокохудожественные произведения во имя искусства или найти оплачиваемую нишу, в которой можно штамповать вечно одинаковые произведения пользующиеся спросом на рынке для того, чтобы прокормить себя. Все это порождает определенную идеологическую войну между художниками условно "высокого"(духовного) искусства и "низкого"(ремесленного) искусства.

Смотря на это все мне стало интересно, существовала ли подобная идеологическая граница во времена когда художественное ремесло было уважаемо и ценилось? И почему смотря на парадные портреты 18 века, того же Боровиковского не возникает ощущения пошлости и стыда, как от произведений современных "последователей" этого жанра рисующих сильных мира сего на фоне мерседесов и с золотыми часами размером с голову. Где проходит эта граница между "высоким" и "пошлым", что на это влияет? Жив ли жанр парадного портрета в наши дни или он окончательно превратился в атрибут дурновкусия и эгоцентризма и вообще каким должен быть парадный портрет 21го века чтобы он передал дух эпохи и при этом не смотрелся кичево? На эти вопросы я попытаюсь ответить в этой статье.

Парсуна Ивана Грозного
Парсуна Ивана Грозного

Рассмотреть парадный портрет как жанр я бы хотел на примере нашей отечественной истории. Так как период развития этого жанра в нашей стране относительно не такой большой как на западе. Долгое время русская живопись развивалась исключительно в церковных рамках и была ограничена весьма строгим каноном. Первые отголоски светскости начали появляться при Иване Грозном, который был весьма активным реформатором во многих сферах от военного дела до книгопечатания, именно при нем появились первые так называемые "парсуны"- портреты в которых люди изображались без явного стремления к максимальному сходству, часто в иконописной плоскостной манере.

И уже лишь при правлении Петра 1, который активно стремился привнести западную цивилизацию в нашу страну, отечественная светская живопись стала активно развиваться в разных направлениях а особенно в парадном портрете который стал неотъемлемым символом эпохи монархов нового времени. Однако парадный портрет не являлся более "продвинутой" версией парсуны, если на парсунах изображались различные лица принадлежавшие по праву рождения к высокой знати, то в парадном портрете было принято изображать людей не обязательно высокородных но так же тех кто своими заслугами перед отечеством прославили свое имя, это так же связано с реформами Петра , который стремился сформировать "новое дворянство"- людей которые не просто будут паразитировать на заслугах своих предков подаривших им имя, имея привелегии по праву рождения, а которые службой отечеству заслужат эти привелегии и станут верной опорой государственности. Парадный портрет это своего рода рассказ о изображаемом человеке, своего рода резюме, в котором будут отображены все главные заслуги, возможно слегка преукрашены а может и не слегка. Для передачи ощущения величественности и трепета, парадные портреты часто изображали в полный рост на очень больших форматах которые не возможно смотреть с близкого расстояния, тем самым как бы создавая дистанцию между образом с картины и зрителем, это не книжная миниатюра которую можно взять в руки и приблизить к себе тем самым как бы получая личный, интимный опыт от взаимодействия с образом. В парадном портрете ты наоборот сам как бы предстаешь перед этим образом словно охваченный трепетом перед масштабом образа личности которая на картине абсолютна свободна от людских изъянов и слабостей в отличии от зрителя. Для усиления эффекта картину часто помещали в больших парадных залах обрамляя роскошными рамами и балдахинами, так же использовался частый прием с занижением линии горизонта, который создавал впечатление для зрителя будто он смотрит на изображение снизу вверх.

Жилинский портрет датской королевы Шакко Маргреты 2
Жилинский портрет датской королевы Шакко Маргреты 2

Особым атрибутом парадных портретов являются аллегории, иносказательные повествования через определенные образы. Аллегории очень любили изображать, причем сложность и изысканность аллегории так же развивалась со временем. К примеру если в начале 18 века чаще было принято прямо в лоб изображать различных мифологических существ рядом с портретом явно намекающие на различные качества или события в жизни изображаемого к примеру( ангел венчающий голову царя и т.д.) то уже к концу 18 века стало появляться больше изощренных образов которые как бы только намекают на что либо, но не кричат об этом в лоб, такие аллегории нужно еще было найти и расшифровать, а летящего ангела с венцом или другое мифологическое создание можно было увидеть разве что в виде скульптуры или элемента интерьера на картине, что как бы говорит о том что то что мы видим на картине вполне могло бы быть в реальной жизни и все "совпадения" как бы случайны.

Если так разобраться то "парадный портрет" весьма сложный жанр который может совмещать в себе множество других жанров это и пейзаж (в том числе архитектурный) и натюрморт и батальный и исторический, это уже не говоря о сложности самого портрета в котором нужно передать психологизм изображаемого. Из этого всего следует огромные требования к композиции которая при всем своем разнообразии не должна отвлекать от "главного лица" на картине а наоборот всячески подчеркивать его. Хороший парадный портрет являет собой единство и совершенство композиционного, идеологического и художественного замыслов, некоторые художники пишут дополнительно целые манифесты к своим портретам в которых отображается порой идеология целого государства. Смотря на все это начинаешь понимать что данный жанр является целым срезом эпохи когда, империи и государства активно делили между собой физическое и экономическое пространство создавая наследие и перекраивая карту мира раз за разом, в подобные времена когда от конкретных качеств личности монарха могла зависеть судьба всей страны, парадный портрет смотрелся уместно и органично и не вызывал сомнений в отличии от наших дней, где почти не осталось монархов а власть главным образом сосредоточена в руках корпораций владеющих крупными капиталами, которые совсем обезличины. В каком то смысле " логотип" крупной корпорации по типу Майкрасофт или Эпл является настоящим "парадным портретом" 21го века в идеологическом плане. Мы видим эти лого везде, и теперь не перед портретами монархов а перед ними "трепещем" именно они сейчас управляют нашей жизнью.

Одним из последних достойных и более менее современных художников что я знаю, обращавшихся к жанру парадного портрета , являлся Дмитрий Жилинский в начале 90х годов писавший портрет датской королевы и некоторых других европейских монархов, однако в этих портретах уже не чувствовался тот дух который мы можем увидеть к примеру на портрете Екатерины 2й кисти Левицкого, у Жилинского датская королева пусть и во всей красе своей стати предстает предстает перед нами лишь бледной тенью былого монаршества, она лишь отголосок истории, частичка памяти об прошедшей эпохе. Символично что на картине королева прогуливается мимо портретов своих предков как бы подчеркивая что она так же является продолжением и частью этого дворянского мира который уже давно не существует для большинства людей, и может быть только в сказках или на картинах. Жилинский как мастер своего дела максимально уместно и со вкусом изобразил королеву, без лишней помпы и в духе времени, найдя единственное, на мой взгляд, верное решение для портрета.

Неизвестный "мастер"  пример современной пародии на парадный портрет
Неизвестный "мастер"  пример современной пародии на парадный портрет

Ответ на вопрос "Мертв ли сейчас жанр парадного портрета?"- скорее да чем нет. В классическом понимании сейчас нет масштабных личностей в руках которых сосредоточена абсолютная полнота власти, а контекст времени часто делает неуместным чрезмерное возвеличивание и идеализацию личности в условиях доступности любой информации про кого угодно, что как бы сокращает ментальную дистанцию даже перед самыми влиятельными людьми. Нельзя не отметить и современные тенденции в искусстве которые так же довольно сильно повлияли на наше восприятие и в целом малое количество мастеров которые могут и что самое главное хотят заниматься этим жанром который в современности несет на себе нелицеприятное клеймо "пошлости"

Подпишитесь, чтобы не пропустить выход новых статей!

А нам будем приятно)

Мы в Telegram | Мы ВКонтакте | Наш сайт