Найти в Дзене

Башенные мосты Фонтанки: исчезнувший ансамбль Петербурга

В 1780-е годы река Фонтанка обрела уникальный архитектурный ансамбль, не имевший аналогов в Европе. При строительстве гранитных набережных здесь появились семь каменных мостов, созданных по единому проекту и ставших настоящим украшением молодой северной столицы. В их число входили Симеоновский (ныне мост Белинского), Аничков, Чернышёв (современный мост Ломоносова), Семёновский, Обуховский, Измайловский и Калинкин (ныне Старо-Калинкин). Архив («Типовой чертеж мостов XVIII века») Современники поражались не только строгой красоте, но и новаторству этих сооружений. Все мосты были трёхпролётными, украшенными четырьмя башнями-павильонами. Большинство исследователей считает, что в их основе лежал «образцовый» проект выдающегося французского инженера Жана-Родольфа Перроне. Хотя сам мастер в Петербурге не работал, его идеи в корне изменили подход к строительству каменных арочных мостов. Достаточно вспомнить парижский мост Согласия — его главное творение. Портрет Жан-Родольф Перроне Серия одноти

В 1780-е годы река Фонтанка обрела уникальный архитектурный ансамбль, не имевший аналогов в Европе. При строительстве гранитных набережных здесь появились семь каменных мостов, созданных по единому проекту и ставших настоящим украшением молодой северной столицы. В их число входили Симеоновский (ныне мост Белинского), Аничков, Чернышёв (современный мост Ломоносова), Семёновский, Обуховский, Измайловский и Калинкин (ныне Старо-Калинкин).

Архив («Типовой чертеж мостов XVIII века»)
Архив («Типовой чертеж мостов XVIII века»)

Современники поражались не только строгой красоте, но и новаторству этих сооружений. Все мосты были трёхпролётными, украшенными четырьмя башнями-павильонами. Большинство исследователей считает, что в их основе лежал «образцовый» проект выдающегося французского инженера Жана-Родольфа Перроне. Хотя сам мастер в Петербурге не работал, его идеи в корне изменили подход к строительству каменных арочных мостов. Достаточно вспомнить парижский мост Согласия — его главное творение.

Портрет Жан-Родольф Перроне
Портрет Жан-Родольф Перроне

Серия однотипных арочных мостов на сравнительно небольшой городской реке стала для XVIII века явлением беспрецедентным. Ближайшие к берегам своды мостов выполнялись из камня и облицовывались гранитом, а средний пролёт оставался деревянным и разводным. Внутри башен располагались подъёмные механизмы: цепи поднимали створки среднего пролёта, пропуская суда — важнейшая часть транспортной системы Петербурга конца XVIII века.

Аничков мост на панораме Невского проспекта. В.С.Садовников, 1830 г.
Аничков мост на панораме Невского проспекта. В.С.Садовников, 1830 г.

Сегодня сложно представить, что когда-то все мосты через Фонтанку были башенными. Особенно это неожиданно для тех, кто привык к облику Аничкова моста, давно ставшего визитной карточкой города. Скульптуры Клодта появились здесь лишь после реконструкции 1841–1850 годов — задолго после исчезновения башен.

Симеоновский мост. А.Е. Мартынов, 1821
Симеоновский мост. А.Е. Мартынов, 1821

Рост транспортных нагрузок к середине XIX века стал для ансамбля роковым. Появление конки, а затем трамвая превысило допустимые нагрузки для каменных арок и деревянных разводных пролётов, рассчитанных на движение гужевого транспорта. Один за другим мосты лишались башен и перестраивались.

Сегодня прежнее великолепие напоминают лишь два уцелевших моста — Ломоносова и Старо-Калинкин.

Мстислав Добужинский «Чернышёв мост»,
Мстислав Добужинский «Чернышёв мост»,

Мост Ломоносова расположен на пересечении Фонтанки и улицы Ломоносова. Первоначально он назывался Екатерининским — вероятно, в честь императрицы, при которой велось строительство. Позднее получил название Чернышёв — по ближайшему переулку и находившейся рядом усадьбе графа Г. П. Чернышёва, сподвижника Петра I.

В конце 1900-х годов, когда по мосту планировали пустить трамвай, городская управа предложила снести башни. Решение могло уничтожить уникальный облик сооружения, однако Академия художеств решительно выступила против. Благодаря этому мост сохранился почти полностью — заменили лишь деревянный средний пролёт на металлические балки. Работы велись под руководством инженера А. П. Пшеницкого.

Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге. автор фото Alex 'Florstein' Fedorov / источник Википедия
Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге. автор фото Alex 'Florstein' Fedorov / источник Википедия

В 1912 году по проекту И. А. Фомина мост украсили новые фонарные столбы с морскими коньками — сегодня они восстановлены и вновь встречают прохожих на въезде.

Во время блокады Ленинграда мост получил серьёзные повреждения от бомбардировок: пострадали парапеты и обелиски-фонари.

В 1948 году Чернышёв мост был переименован в мост Ломоносова — в честь великого русского учёного.

Чернышёв мост, около 1860 года.
Чернышёв мост, около 1860 года.

После войны мост неоднократно реставрировали, возвращая ему облик начала XX столетия.

Старо-Калинкин мост перекинут через Фонтанку в створе Старо-Петергофского проспекта. Название его связано с бывшей здесь Калинкиной деревней: несмотря на череду переименований, слово «Калинкин» неизменно сохранялось в названии. В 1930-е годы мост получил современное имя — Старо-Калинкин.

Вид моста через Фонтанку, 1799 г. Художник: Карл Фридрих Кнаппе
Вид моста через Фонтанку, 1799 г. Художник: Карл Фридрих Кнаппе

На картине художника К. Ф. Кнаппе можно увидеть, каким мост был в начале XIX века: башни, гранитные обелиски с фонарями на въездах, скамьи у парапетов — всё соответствовало «образцовому» облику мостов Фонтанки. Таблички на башнях до сих пор хранят даты строительства: 1786–1788 годы.

К концу XIX века мост реконструировали: расширили проезжую часть и заменили деревянный разводной пролёт каменным. К счастью, гранитные башни удалось сохранить.

Старо-Калинкин мост. Фото А. Ф. Лоренса, 1880-е
Старо-Калинкин мост. Фото А. Ф. Лоренса, 1880-е

После войны Старо-Калинкин мост также потребовал реставрации. Работы велись по проекту архитектора И. Н. Бенуа и основывались на архивных материалах и живописных изображениях. Благодаря этому сегодня мост выглядит почти так же, как в XVIII столетии.

Старо-Калинкин мост в Санкт-Петербурге. автор фото Alex 'Florstein' Fedorov / источник Википедия
Старо-Калинкин мост в Санкт-Петербурге. автор фото Alex 'Florstein' Fedorov / источник Википедия

Сегодня мосты Ломоносова и Старо-Калинкин — последние подлинные свидетели грандиозного ансамбля башенных мостов Фонтанки. Их облик напоминает о той эпохе, когда Петербург создавал образы будущих европейских столиц и смело оперировал идеями лучших инженеров своего времени.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала