В 1780-е годы река Фонтанка обрела уникальный архитектурный ансамбль, не имевший аналогов в Европе. При строительстве гранитных набережных здесь появились семь каменных мостов, созданных по единому проекту и ставших настоящим украшением молодой северной столицы. В их число входили Симеоновский (ныне мост Белинского), Аничков, Чернышёв (современный мост Ломоносова), Семёновский, Обуховский, Измайловский и Калинкин (ныне Старо-Калинкин).
Современники поражались не только строгой красоте, но и новаторству этих сооружений. Все мосты были трёхпролётными, украшенными четырьмя башнями-павильонами. Большинство исследователей считает, что в их основе лежал «образцовый» проект выдающегося французского инженера Жана-Родольфа Перроне. Хотя сам мастер в Петербурге не работал, его идеи в корне изменили подход к строительству каменных арочных мостов. Достаточно вспомнить парижский мост Согласия — его главное творение.
Серия однотипных арочных мостов на сравнительно небольшой городской реке стала для XVIII века явлением беспрецедентным. Ближайшие к берегам своды мостов выполнялись из камня и облицовывались гранитом, а средний пролёт оставался деревянным и разводным. Внутри башен располагались подъёмные механизмы: цепи поднимали створки среднего пролёта, пропуская суда — важнейшая часть транспортной системы Петербурга конца XVIII века.
Сегодня сложно представить, что когда-то все мосты через Фонтанку были башенными. Особенно это неожиданно для тех, кто привык к облику Аничкова моста, давно ставшего визитной карточкой города. Скульптуры Клодта появились здесь лишь после реконструкции 1841–1850 годов — задолго после исчезновения башен.
Рост транспортных нагрузок к середине XIX века стал для ансамбля роковым. Появление конки, а затем трамвая превысило допустимые нагрузки для каменных арок и деревянных разводных пролётов, рассчитанных на движение гужевого транспорта. Один за другим мосты лишались башен и перестраивались.
Сегодня прежнее великолепие напоминают лишь два уцелевших моста — Ломоносова и Старо-Калинкин.
Мост Ломоносова расположен на пересечении Фонтанки и улицы Ломоносова. Первоначально он назывался Екатерининским — вероятно, в честь императрицы, при которой велось строительство. Позднее получил название Чернышёв — по ближайшему переулку и находившейся рядом усадьбе графа Г. П. Чернышёва, сподвижника Петра I.
В конце 1900-х годов, когда по мосту планировали пустить трамвай, городская управа предложила снести башни. Решение могло уничтожить уникальный облик сооружения, однако Академия художеств решительно выступила против. Благодаря этому мост сохранился почти полностью — заменили лишь деревянный средний пролёт на металлические балки. Работы велись под руководством инженера А. П. Пшеницкого.
В 1912 году по проекту И. А. Фомина мост украсили новые фонарные столбы с морскими коньками — сегодня они восстановлены и вновь встречают прохожих на въезде.
Во время блокады Ленинграда мост получил серьёзные повреждения от бомбардировок: пострадали парапеты и обелиски-фонари.
В 1948 году Чернышёв мост был переименован в мост Ломоносова — в честь великого русского учёного.
После войны мост неоднократно реставрировали, возвращая ему облик начала XX столетия.
Старо-Калинкин мост перекинут через Фонтанку в створе Старо-Петергофского проспекта. Название его связано с бывшей здесь Калинкиной деревней: несмотря на череду переименований, слово «Калинкин» неизменно сохранялось в названии. В 1930-е годы мост получил современное имя — Старо-Калинкин.
На картине художника К. Ф. Кнаппе можно увидеть, каким мост был в начале XIX века: башни, гранитные обелиски с фонарями на въездах, скамьи у парапетов — всё соответствовало «образцовому» облику мостов Фонтанки. Таблички на башнях до сих пор хранят даты строительства: 1786–1788 годы.
К концу XIX века мост реконструировали: расширили проезжую часть и заменили деревянный разводной пролёт каменным. К счастью, гранитные башни удалось сохранить.
После войны Старо-Калинкин мост также потребовал реставрации. Работы велись по проекту архитектора И. Н. Бенуа и основывались на архивных материалах и живописных изображениях. Благодаря этому сегодня мост выглядит почти так же, как в XVIII столетии.
Сегодня мосты Ломоносова и Старо-Калинкин — последние подлинные свидетели грандиозного ансамбля башенных мостов Фонтанки. Их облик напоминает о той эпохе, когда Петербург создавал образы будущих европейских столиц и смело оперировал идеями лучших инженеров своего времени.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала