Найти в Дзене

Татарская деревня Шатрашаны в начале XVIII века

Одним из наиболее значимых исторических источников по истории татарских деревень являются материалы учета податного и служилого населения – переписные, ландратские и ревизские сказки XVII – первой половины XIX в. На основе этих документов можно выявить состав жителей того или иного татарского селения, проанализировать демографические и социальные процессы в татарском обществе. В данной публикации мы рассмотрим материалы государственных переписей начала XVIII в. по деревне Шатрашаны (совр. д. Татарские Шатрашаны Нижнечекурского сельского поселения Дрожжановского р-на РТ, с. Шатрашаны Сурского р-на Ульяновской обл.). Деревня Шатрашаны была основана служилыми татарами в начале 1650-х гг. В 1649-1650 гг., согласно «Строельной книге города Симбирска» земли (20000 четвертей пашни и 4000 десятин сенных покосов) по берегам речки Якла были пожалованы Кабычке Кармышеву «с товарищи», основавших здесь новый татарский аул. К началу XVIIIв. в результате интенсивного переселенческого движения и хозя
Оглавление

Одним из наиболее значимых исторических источников по истории татарских деревень являются материалы учета податного и служилого населения – переписные, ландратские и ревизские сказки XVII – первой половины XIX в. На основе этих документов можно выявить состав жителей того или иного татарского селения, проанализировать демографические и социальные процессы в татарском обществе.

В данной публикации мы рассмотрим материалы государственных переписей начала XVIII в. по деревне Шатрашаны (совр. д. Татарские Шатрашаны Нижнечекурского сельского поселения Дрожжановского р-на РТ, с. Шатрашаны Сурского р-на Ульяновской обл.).

Деревня Шатрашаны была основана служилыми татарами в начале 1650-х гг. В 1649-1650 гг., согласно «Строельной книге города Симбирска» земли (20000 четвертей пашни и 4000 десятин сенных покосов) по берегам речки Якла были пожалованы Кабычке Кармышеву «с товарищи», основавших здесь новый татарский аул. К началу XVIIIв. в результате интенсивного переселенческого движения и хозяйственного освоения Предволжья земледельческим населением произошло значительное усложнение этносоциального состава жителей деревни.

В переписной книге Н.А. Кудрявцева («Книги переписные переписи вице-губернатора Казанскаго Никиты Алферьевича Кудрявцова нняшнего 1718 году Симбирскаго уезду что в валу служилым мурзам и татарам и мордовским мурзам и чюваше и мордве») была зафиксирована деревня Шатрашаны в которой проживало 19 дворов служилых татар (77 человек мужского пола), записанных для несения лашманской службы (повинности по заготовке корабельного леса для русского флота). Наиболее многочисленным и влиятельным родом аула был клан татарских князей Богдановых, потомков татарского владетельного князя Бехана, основателя Темниковского княжества.

В начале XVIIIв. в рассматриваемой деревне проживали семьи:

1) Исмагила мурзы Ибраимова сына князя Богданова;

2) его брата Кадралея (кроме семьи в его дворе проживали также зависимые от него люди: «кабальный» (то есть закабаленный за долги) человек, два работника из числа ясачных чувашей, 5 «дворовых крепостных людей»);

3) Сулеймана князя Богданова (в его дворе проживали семья служилого татарина, 4 дворовых человека, в том числе взятый в военном походе в плен поляк Резяп Резванов, наемный работник из мордвы); Субай Сунчелеев сын князь Богданов.

Наряду с князьями Богдановыми в это время в Шатарашанах жили представители других татарских аристократических фамилий, выходцев из северной Мещеры: семья Михаила мурзы Осипова сына Карамышева, Хантемира мурзы Борисова сына князя Аганина, Буделея мурзы Мамаева. Особую привилегированную группу в составе служилых татар деревни составляли представители мусульманского духовенства – абыз Батяй Акбердин, «пономарь» (муэдзин) Семечей Ибраев. Необходимо отметить, что проживание в деревне имама и муэдзина говорит о том, что в это время здесь существовала мечеть и действовала отдельная махаля (мусульманский приход).

Таким образом согласно «переписи» Н.А. Кудрявцева в составе жителей д. Шатрашаны выделяется две социальные группы: 1) служилые татары и мурзы, 2) зависимые от них группы населения нерусского происхождения: дворовые люди, а также наемные и кабальные работники, которые по своему правовому положению были близки к крепостным крестьянам.

В начале XVIII в. в составе жителей этой деревни была и третья группа, не вошедшая в переписную книгу 1718 г. – русские крепостные крестьяне татарских мурз и князей. По какой же причине их нет в переписных книгах Кудрявцева?

Дело в том, что незадолго до этого, в 1715 г. Петром I был издан указ «Об описи и взятии в казну крестьян православной веры у помещиков магометанского закона, за невосприятие оными христианской веры». По этому законодательному акту, татарские мурзы и князья не пожелавшие креститься лишались права владеть русскими крепостными крестьянами – они вместе с землями и деревнями отписывались на государя. В результате эта группа населения перешла в категорию дворцовых крестьян, а в 1722 г. была передана в поместье казанскому вице-губернатору Н.А. Кудрявцеву (то есть они снова стали крепостными крестьянами теперь уже русского помещика).

Отделившись от татар, русские крестьяне образовали деревню Русские Шатрашаны (совр. с.Шатрашаны Сурского р-на Ульяновской обл.).

Вид татарской деревни. Фото второй половины XIX в.
Вид татарской деревни. Фото второй половины XIX в.

Согласно сказкам I государственной ревизии (Сказки ясачных крестьян и населения Ввалного стана Симбирского уезда 1723 г.) в д. Шатрашаны проживали бывшие крепостные крестьяне князей Дауда Богданова 5 чел. муж. пола, Исмагили и Кадралея Богдановых 42 чел. муж. пола. При составлении сказок старейшие жители из русских крестьян заявили: Денис Григорьев (50 лет), Тарас Раманов (30 лет), Лукьян Никифоров (60 лет), Леонтий Прокофьев (90 лет): что они «старинные крепосные» Исунбая мурзы Сунчелеева сына князя Богданова, Батырши мурзы Тахтарова сына Нечаева, мурзы Исунбая Санчелеева сына Лепешкина (?) переведенные сюда в разные годы из села Дубровки Темниковского уезда (по всей видимости именно из этого села переселились и князья Богдановы). Федор Игнатьев (50 лет) был уроженцем д. Петрова Шатского уезда, жил «за мурзою за Давыдом Сюнчелеевым князь Богдановым. И оной Богданом перешел жить в Синбирский уезд в служивую деревню Шатыршаны (Шатрашаны - прим. авт.) тому лет с тритцать пять и ево Федора с собою перевел». Позже татарский князь отдал его в качестве приданного своей сестры темниковскому служилому татарину Ивану Шаймурзину. Петр Фомин (70 лет) был отдан темниковским мурзой Ибрагимом Сеитовым в качестве приданого за свою дочь мурзе Резепу Давыдову Сунчелееву сыну князя Богданова. Трифан Дмитреев сын Новокрещенов (70 лет) отметил, что он родом из дворцового села Усады Казанского уезда, был в бегах, закрепощен и поселен в Шатрашанах мурзой Кадралеем Абраимовым. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство русских крестьян переехало в Шатрашаны вместе со служилыми татарами, преимущественно с территории Темниковского уезда.

Фрагмент «сказки» I  государственной ревизии д. Шатрашаны (1723 г.)
Фрагмент «сказки» I государственной ревизии д. Шатрашаны (1723 г.)

В материалах I государственной ревизии 1723 г. среди жителей д. Татарские Шатрашаны на речке Якле также отмечена многочисленная группа ясачных татар (в переписных книгах Кудрявцева 1718 г. записывались исключительно дворы служилых людей из числа татар, чувашей и мордвы). Всего в ревизских сказках было записано 153 ясачных татар мужского пола. Из них к апрелю 1723 г. 29 человека скончалось, 4 находились «в бегах», 2 было отданы в рекруты (в солдаты), 1 перелился в д. Аксу. Отмечены также 17 новорождённых детей.

В ходе проверки ревизских сказок была выявлена группа «утаенных» лиц, то есть не переписанных крестьян. Весьма интересны их показания о причинах их отсутствиях во время первичной подготовки «сказок».

Так, Адель Тукмаков заявил, что родом он из д. Черекеевой Симбирского уезда, после смерти отца переехал в деревню Задоровку к служилому татарину Бамею Клевлину и жил он у него «за долговые денги за пять рублев семь лет», после чего в 1723 г. переехал в д. Шатрашаны к брату Тюметю Токмакову. Иштеряк Алкин отметил, что он уроженец д. Чукалы Симбирского уезда. После смерти отца его мать вышла замуж за ясачного татарина д. Шатрашаны Тумая Менлинова. Видимо отношения с отчимом не сложились и Иштеряк в двенадцатилетнем возрасте уехал в Астрахань, где жил в работниках у татарина Алкея Ишметева, а в 1715 г. вернулся в Шатрашаны.

Муса Килмяшев из рода Акбулата (в документе имеется его подпись, где он записан по-татарски как Муса Калмай), местный уроженец, не был записан в сказки, так как «в те годы учился по мизгитям» (то есть получал духовное образование).

Урка Темеев из чувашской деревни Ясачных Беневе Симбирского уезда вместе с отцов уехал в д. Ялангу Уфимского уезда, где жил в работниках у татарина Биркея, но по доносу был выслан и отправлен под караулом в Симбирск. Из Симбирской канцелярии его забрал староста д. Шатрашаны Измаил Иштуганов, поселивший его в своем дворе.

Деревни Татарские и Русские Шатрашаны на карте Генерального межевания Буинского уезда 1808 г.
Деревни Татарские и Русские Шатрашаны на карте Генерального межевания Буинского уезда 1808 г.

Момяш Клашев переехал из д. Старый Тукшум Симбирского уезда, что «за валом» (то есть южнее Симбирской засечной четы), Муслим Сюняев переселился из д. Мамыково Казанского уезда, Уразбай Уразлеев бежал в Уфимский уезд, но был пойман, сидел в Казани под караулом и был возвращен в родную деревню (Шатрашаны). Исходя из этих сведений можно сделать вывод, что ясачные татары д. Шатрашаны формировались из жителей разных населенных пунктов Симбирского и Казанского уездов.

Подводя итог, отметим, что рассмотренные переписные материалы раскрывают ранее неизвестные страницы в истории сел Татарские и Русские Шатрашаны, а также о происхождении местных жителей. Они показывают сложные этносоциальные процессы, происходившие в Предволжье в начале XVIII в. и в татарском обществе этой эпохи.

Р.Р. Исхаков, доктор исторических наук,

М.Р. Белоусов, кандидат исторических наук.