Не помню, как набрёл на этот фильм, скорее всего, нашёл в фильмографии кого-то из актёров. Удивило следующее: сказка, снятая в 90-х годах, да ещё и с рейтингом 7,8 на «Кинопоиске»! Неужели в 90-х было снято что-то стоящее, «а мужики-то не знают»?
Пора разобраться.
Оказалось, эта сказка была снята совместно нашими и китайскими кинематографистами. Интересный эксперимент, смотрим!
Итак, жил в одной деревне добрый мальчик Ваня, любил животных, бескорыстно помогал старушкам. И однажды лесная ведунья подарила ему китайский плакат, вернее, портрет китайской девушки. Ей он тоже достался совершенно случайно: она бродила по полям, а плакат откуда-то принесло ветром.
Понравился плакат мальчику, и он, как нормальный подросток, повесил его на стену. Но я задумался: кнопок в Древней Руси не было, как же он прикрепил его к стене? Скорее всего, на скотч.
Шли года, и Ваня превратился в молодого актёра Сергея Шнырёва.
Постоянные читатели запомнили его по роли Ёгана в диком сериале «1943».
Мне подумалось: а ведь на роль Ивана гораздо больше подошёл бы Сергей Безруков, да только кому он тогда был известен… но я реально офигел, когда узнал, что Безруков принял участие в создании этого фильма: он дублировал речь одного из китайских актёров.
В общем, однажды в канун Нового Года китаянка с портрета ожила, снизошла в хату и сказала, что все эти годы наблюдала за Иваном со стены. Иван густо покраснел.
Девушку звали Сяо Цин, и она поведала Ивану свою грустную историю. Жила она в китайской деревеньке с родителями и братом, и заметил её однажды местный богатей. Он занёс родителям нехилый калым, и забрал девушку во дворец, рассчитывая на ней жениться.
Тут бы киноделам показать, какой злой и жестокий был этот богатей, чтобы зрителей от него отворотило, но ничего такого нам не показали. Единственная претензия, которая была у Сяо Цин, так это то, что, по её мнению, богатей был оборотнем и иногда превращался в ворона.
Да и пусть себе превращается, жалко, что ли? У всех свои недостатки!
Но Сяо Цин было в лом выходить замуж, поэтому она попросила своего младшего брата нарисовать её портрет. Брат нарисовал портрет, душа Сяо Цин переселилась на постер, а сама она осталась во дворце богатея, безмолвная, как резиновая кукла.
Портрет же подхватил ветер и унёс к древним славянам.
Ваня с мамой (Валентина Теличкина) жили бедно, и Сяо Цин решила им помочь. Она взялась вышивать накидки, пояса, и наводнила местный рынок китайскими товарами.
А мудрый старичок зачем-то подсказал богатею, что душа резиновой Сяо Цин – на портрете, а портрет улетел к русским варварам.
Превратился тогда богатей в ворона, прилетел на русский рынок, увидел товары с лейблом «Мейд ин Чайна», и обо всём догадался.
Пошёл он домой к Ване, пока того не было дома, прикинулся экстрасенсом, и задурил голову Ваниной матери, мол, на плакате – порча, если его не отдать китайцу, то Ваня скоро загнётся.
Пришёл Ваня домой – плаката нет. Пришлось идти на поиски любимой. От Сяо Цин осталась Ване на память раковина от морского гребешка, в которой по кругу располагались несколько жемчужин со светодиодной подсветкой. Жемчужины постепенно гасли одна за другой, и, когда уровень заряда опустился бы до нуля, Сяо Цин крякнула бы в своём замке. Подзарядить ракушку Ваня не мог: в ней был разъём TYPE-C, а у них с матерью все зарядки в доме были старые, микроюэсби.
По дороге Иван спас от разбойников местного князя, но в пылу борьбы получил несколько ножевых ранений. Пришлось ему лечиться пару месяцев.
Потом он попал в пещеру феи-клофелинщицы (Ирина Безрукова). Фее юноша понравился, она поила его какой-то дурью и не хотела отпускать.
Но, в итоге Ваня вырвался, и фея подарила ему летающий самонаводящийся кинжал. Сдаётся мне, разработчики нашего современного оружия были знакомы с этим фильмом.
Далее Ваня перебрался через Великую Китайскую стену и попал за границу где встретил брата Сяо Цин.
Брат поведал, что обоз лоховатого богатея разграбили пираты, так что картина, скорее всего, находится у них.
(Это вот странно было – какой ещё обоз? У злодея что, бензин кончился по дороге во дворец – не долетел?)
Иван и Брат-2 пришли в таверну, избили всех пиратов и забрали у них картину.
Кстати, в фильм зачем-то вставили сцену, где пираты предлагают нашим друзьям развлечься с доступной женщиной по сходной цене. Да уж, сказка, ни разу не «Морозко»!
Кстати, Брат-2 оказался мастером восточых единоборств и классно махал ногами. Если бы я увидел этот фильм году в 1988-м, я был бы от него без ума.
Итак, Сяо Цин во дворце, портрет у Вани – что делать? Правильно, тупо напасть на кортеж богатея. Естественно, героев схватили, вызвали во дворец мудрого дедушку, и он вернул душу в тело Сяо Цин.
После этого злодей велел всех запереть в клетки, а наутро казнить.
Сяо Цин пошла, открыла клетки, и пленники убежали. Такие простые сюжетные ходы, если честно, навевают скуку и тоску. Неужели у троих сценаристов не нашлось идей пооригинальнее? У вас же мир, полный волшебства, ну, ё-моё!
Богатей пустился в погоню, и вскоре его солдаты настигли беглецов. И опять эпичная битва руками и ногами! Хорошо!
Но вскоре силы Вани иссякли, злодей скинул его со скалы, и тут он из последних сил вытащил из-за голенища кинжал, навёл его на злодея, и… кинжал полетел, поразил противника, и того разорвало!
А Ваня с молодой невестой вернулся в деревню. Богатей все эти годы соблюдал условия хранения, поэтому она выглядела, как новенькая.
Пирком, да за свадебку, тут и сказочке конец!
Что сказать? Для 90-х фильм нормальный. Посмотреть вполне можно, но только один раз, пересматривать точно желания не возникнет.
Какие недостатки: большинство сцен снято на серьёзных щщах, как будто режиссёра Геннадия Васильева ещё не отпустило после съёмок фильмов «Русь изначальная» и «Василий Буслаев». Ведь получился же у него когда-то «Финист – Ясный сокол», в чём дело-то? Не пойму.
Сценарий к фильму также писал Васильев, вместе с ним работали китайский сценарист Ши Ю. Чжан, а также… Сергей Козлов. Да-да, тот самый автор «Ёжика в тумане», «Трям, здравствуйте» и «Как львёнок и черепаха пели песню».
Странно это – где кураж в фильме, почему всё так серьёзно? Где шуточки и эпичные фразы? Нет их.
Вроде, общая картина не очень? Но вот что я вам скажу. Один этот фильм по качеству перебивает взятые оптом современные «Царевну-лягушку», «Летучий корабль», «Бременских музыкантов» и «Возвращение попугая Кеши». Вот такая невесёлая картина вырисовывается!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Волшебный портрет» (1997).