Найти в Дзене
Всеволод Шимов

Беница. Троицкий костел и Покровская церковь

Деревня Беница находится на самом краю Молодечненского района, почти у границы с Гродненской областью. Исторически это Виленский край, но ту часть Виленщины, которая в итоге отошла к БССР, административно раскидали между Гродненской, Минской и Витебской областями, так что теперь это Минская область. Главная достопримечательность Беницы - большой Троицкий костел, ранее принадлежавший ордену бернардинцев. Построен он был в начале 18 в. на средства владевшего Беницей литовского рода Коцеллов. История храма достаточно типична для этих мест. После восстания 1863 г. он был обращен в православную церковь и снова стал костелом уже в межвоенной Польше. Здания бывшего монастыря были разобраны еще в начале ХХ в. Храм неплохо сохранился, но сегодня фактически заброшен. В подвалах костела находились фамильные захоронения Коцеллов и Швыковских, владевших Беницей в 18-19 вв., но при советской власти они были разорены. Костел в стиле барокко до сих пор выглядит живописно и даже немного фентезийно. На

Деревня Беница находится на самом краю Молодечненского района, почти у границы с Гродненской областью. Исторически это Виленский край, но ту часть Виленщины, которая в итоге отошла к БССР, административно раскидали между Гродненской, Минской и Витебской областями, так что теперь это Минская область.

Главная достопримечательность Беницы - большой Троицкий костел, ранее принадлежавший ордену бернардинцев. Построен он был в начале 18 в. на средства владевшего Беницей литовского рода Коцеллов. История храма достаточно типична для этих мест. После восстания 1863 г. он был обращен в православную церковь и снова стал костелом уже в межвоенной Польше. Здания бывшего монастыря были разобраны еще в начале ХХ в. Храм неплохо сохранился, но сегодня фактически заброшен. В подвалах костела находились фамильные захоронения Коцеллов и Швыковских, владевших Беницей в 18-19 вв., но при советской власти они были разорены.

Костел в стиле барокко до сих пор выглядит живописно и даже немного фентезийно. Над его центральным объемом имеется купол, что не очень характерно для католических храмов Литвы. Причем это не переделка времен, когда здесь была православная церковь - так было изначально. Перед храмом сохранились каменные ворота.

Старые надгробия на территории храма:

Говорят, что еще недавно вход в костел был свободный, но сейчас вокруг него натянута веревка с вот такими предупреждающими надписями:

-3

По соседству с костелом - какое-то заброшенное хозяйство. Возможно, бывшая плебания (дом настоятеля):

Сквозь разбитые окна просматриваются своды
Сквозь разбитые окна просматриваются своды
Интерьер костела в 1930-е гг.
Интерьер костела в 1930-е гг.

Через ворота костела открывается вид на расположенную по соседству православную Покровскую церковь, к которой сейчас и отправимся:

-7

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1864 г., хотя по внешнему виду я, честно говоря, подумал, что это что-то более раннее. Таким образом, получается, что с вместе с обращенным в православную церковь Троицким костелом этот храм представлял как бы единый ансамбль.

В отличие от пышных костелов, строившихся на пожертвования богатой аристократии, православная церковь была сугубо крестьянской, поэтому и большинство храмов выглядели максимально просто и скромно, и "господствующий" статус православия в Российской империи не особенно на это влиял.

Вот и Покровская церковь выглядит как просто дом, к которому спереди прилеплена деревянная колокольня. Хотя бутовый камень и минимальный декор делают это строение тоже по-своему интересным:

В отличие от костела, церковь действующая, но церковную жизнь особо активной не назовешь - за декабрь только три службы, священник приезжает из другого села:

-9

Каков конфессиональный состав Беницы сегодня, однозначно утверждать не берусь, места здесь в этом отношении смешанные, но судя по тому, что перед въездом в село есть большое православное кладбище, а реставрацией костела толком никто не занимается, православные здесь сейчас в большинстве.

Когда я лазал по территории костела, из дома напротив на всю улицу гремело "Малиновая "Лада", малиновый закат". На фоне католических руин звучало, конечно, диссонансом:

Вот здесь живут любители малиновой "Лады"
Вот здесь живут любители малиновой "Лады"

В целом Беница выглядит как-то так:

В заключение этой небольшой поездки заглянем на католическое кладбище агрогородка Лебедево, к сельсовету которого и относится Беница. Кладбище расположено у дороги и привлекло внимание живописной неоготической часовней (1910 г.), так что не остановиться было нельзя:

Само кладбище хоть и католическое, но надписи на большинстве памятников - на русском языке, попалось даже несколько на белорусском. Есть и на польском, но сравнительно немного:

Довольно много носителей небезызвестной в Белоруссии фамилии, хотя "тот самый" Калиновский вроде бы происходил из мазовецкой шляхты:

Но в целом, повторюсь, местность здесь смешанная. Костелы и церкви, православные и католические кладбища, придорожные кресты - все идет вперемешку. Типичная для пограничья картина.