Не скажу, что я ждал от сериала многого — сама сущность вселенной «Чужого» плохо подходит под формат многосерийной истории. Но первые отзывы оказались неожиданно высокими, а молодые актёры Сидни Чандлер и Самюэль Бленкин внезапно вырвались на первые места по популярности на сайте IMDb. И у меня появилась слабая надежда: вдруг получится что-то уровня «Ромула» — старательного, пусть и паразитирующего на фильмах Скотта и Кэмерона, sci-fi средней одарённости.
Увы! «Чужой. Земля» оказался слабее «Ромула». И, страшно сказать, местами хуже обеих частей «Чужого против Хищника» — хотя бы потому, что сериал длиннее, и ошибок в нём накопилось гораздо больше. От сценария и кастинга до дизайна, режиссуры и актёрской игры.
Канон под нож: зачем перечёркивать историю Рипли?
Главная проблема видна невооружённым глазом: сериал нагло оспаривает канон и фактически перечёркивает всю арку Рипли.
События происходят за два года до первого фильма Ридли Скотта — до того, как лейтенант Рипли столкнулась с первым ксеноморфом и посвятила всю свою борьбу одной цели: не допустить появления монстра на Земле.
И вдруг сериал сообщает: «А Чужой уже давно на Земле был». Спасибо, конечно. Именно такого «подарка» поклонники франшизы и ждали.
Флэшбеки на каждом шагу: когда сценарий скачет во времени
Любой опытный сценарист знает: флэшбеки — мощный инструмент, который нужно использовать дозированно. Но Ноа Хоули этой истине не следует.
В «Чужом. Земля» флэшбеки начинаются буквально в первые минуты и не заканчиваются до финала. Герои вспоминают всё: детство, погибших родственников, события пятиминутной давности. Причём делают это в самые неуместные моменты.
Сцена, где персонаж Лаутнера, спасаясь от Чужого, вдруг замирает над бейсбольным мячом и начинает разговаривать с призраком папы — достойна учебника «как испортить экшн за одну минуту». И почему эта сцена прошла продюсерский контроль — загадка космического масштаба.
Мискастинг: когда зритель не понимает, кто перед ним
К актёрам как таковым у меня вопросов мало: в руках сильного режиссёра они, возможно, могли бы сыграть куда лучше. Но кастинг-директор явно прозевал главный принцип — не ставить рядом похожих актёров, если персонажи должны чётко различаться.
В результате два афроамериканских персонажа — один человек-киборг, другой синтетический «ребёнок» — выглядят как братья-близнецы. У них даже щетина одинаковая! И первые серии зритель буквально спотыкается: кто сейчас на экране?
Лучшее лицо сериала — Тимоти Олифант, хотя так не должно быть
Тимоти Олифант — неплохой актёр, но не звезда уровня «тащит сериал на себе». Однако в «Чужом. Земля» именно он становится самым ярким элементом. Его персонаж — синтетик с загадочными мотивами — получился интереснее всех остальных вместе взятых.
Но и тут есть проблема: сценарий туманит его мотивацию настолько, что к финалу зритель так и не понимает, чего персонаж Олифанта добивался. Видно, роль сразу писалась с расчётом на второй сезон. Но ведь он мог не случиться!
Провал персонажа-вундеркинда: «самый умный на планете» ведёт себя как мартышка
Персонаж Самюэля Бленкина должен был стать бомбой: молодой мультимиллионер, вундеркинд, создатель супер-технологий. Но образ проваливается по всем фронтам.
Ему не дают ни одной умной реплики. Ни одной сцены, где проявляется интеллект. Ни книги в руках (помимо детской сказки), ни сложного рассуждения — ничего. Он ведёт себя как гиперактивная мартышка, а не как великий инженер.
Мотивировка «хочу встретить существо умнее меня» звучит эффектно, но абсолютно пустая. Зачем вундеркинду-мартышке это? Ради разговора? Ради идеи? Ради вызова? Сценарий не отвечает.
Суперсилы героини превращают sci-fi в детскую сказку
Главную героиню наделили целым набором суперспособностей:
— огромная сила
— выносливость
— отсутствие сна
— сверхслух
— влияние на технику через мониторы (!)
— способность останавливать роботов взмахом руки (!!!)
И это в мире, где Рипли побеждала своим страхом, волей, самоотверженностью — а не псевдонаучной магией. Уязвимость героини Сигурни Уивер была частью легенды. Здесь же перед нами — суперменша, которой невозможно сопереживать.
Самая кринжовая идея: приручённый ксеноморф
Ещё один мощный удар по канону — сцены, где героиня гладит ксеноморфа по голове, и он дружелюбно доверяет ей. А потом и вовсе начинает служить, точно выдрессированная овчарка.
Да, всё именно так! А ведь нам с первого фильма талдычили, что ксеноморфы — идеально приспособленный к выживанию хищный организм, на всех стадиях развития настроенный на экспансию и размножение. Ну, какое тут приручение?!
Новый бестиарий: мультяшный «Глаз» и недорисованные растения
Так как Чужой превращён в «домашнего питомца», авторам пришлось придумать новых монстров. И получилось скучно: кровососущие тараканы, кислотные жуки, хищное растение. Как-то не густо! К тому же, отрисован весь этот бестиарий не слишком-то умело.
Особенно не повезло гигантской «мухоловке». Кажется, во время рендеринга ей забыли добавить текстур.
Главная «звезда» всего этого чудовищного (во всех смыслах) сборища — осьминожек по прозвищу Глаз. Это буквальный огромный глаз с щупальцами. Зрители его полюбили, но…
Он выглядит так, будто сбежал из диснеевского мультика. И абсолютно не вписывается в мрачную вселенную «Чужого».
К тому же, совершенно непонятно, как он функционирует. Ведь если его тело — буквально один глаз со множеством зрачков, то где же мозг?
Лучшая серия — полное копирование Ридли Скотта
Пятая серия — флэшбек о том, что произошло на корабле. И она внезапно лучшая во всём сезоне: напряжённая, динамичная, атмосферная.
Почему? Да потому что она почти покадрово скопирована с оригинального «Чужого». Мониторы, шумы, ракурсы, музыка, дизайн — всё оттуда. Неудивительно, что этот эпизод получил от зрителей самые высокие оценки.
Логические дыры: когда персонажи ведут себя не умнее обкурившихся подростков
Помимо проблем со структурой, сериал буквально ломится от нелепостей:
— вундеркинд требует хранить своих дорогущих синтетиков в секрете, но отправляет их толпой в эпицентр катастрофы, под сотни любопытных глаз;
— персонажи говорят о бессмертии, но отказываются «воскрешать» погибшего синтетика;
— богатые люди не прекращают вечеринку даже после падения корабля на их здание;
— человека прошивает насквозь хвост ксеноморфа, но тот лишь недовольно держится за бок, словно при лёгком несварении желудка.
Список можно продолжать бесконечно, ведь количество глупостей в восьми сериях просто зашкаливает.
Итог: всё лучшее — украдено, всё остальное — провалено
«Чужой. Земля» — это смесь заимствований у Скотта и Кэмерона с авторской отсебятиной, лишённой логики и уважения к канону.
Сериал мог бы стать хотя бы добротной фантазией по мотивам… но, увы, даже до этого уровня он не дотягивает.
Если продолжение и выйдет — оно должно исправлять не ошибки, а фундамент. Пока же это самый кособокий проект во вселенной «Чужого».