Найти в Дзене

Новый ФГОС СОО: Искусственный интеллект становится обязательным в школе – что изменится для учителей и учеников?

Министерство просвещения РФ представило проект обновлённого федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), обсуждение которого продлится до 18 декабря. Ключевым нововведением стало официальное включение искусственного интеллекта (ИИ) в образовательную практику – шаг, который, по мнению экспертов, может стать началом глубокой трансформации всей системы обучения. Инициатива была внесена по настоянию Российской академии наук. Академики убеждены: джина уже выпустили из бутылки, и запрещать использование нейросетей школьниками и студентами бесполезно – технологии уже прочно вошли в жизнь, и задача системы образования не бороться с ними, а научить грамотному и ответственному применению, потому что многие учащиеся довольно уверенно (правда, не всегда корректно им пользуются). Некоторые, наиболее продвинутые педагоги тоже узрели несомненную пользу в общении с нейросетями. При этом, однако, никто наших учителей специально не учит такому общени

Министерство просвещения РФ представило проект обновлённого федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), обсуждение которого продлится до 18 декабря. Ключевым нововведением стало официальное включение искусственного интеллекта (ИИ) в образовательную практику – шаг, который, по мнению экспертов, может стать началом глубокой трансформации всей системы обучения.

Инициатива была внесена по настоянию Российской академии наук. Академики убеждены: джина уже выпустили из бутылки, и запрещать использование нейросетей школьниками и студентами бесполезно – технологии уже прочно вошли в жизнь, и задача системы образования не бороться с ними, а научить грамотному и ответственному применению, потому что многие учащиеся довольно уверенно (правда, не всегда корректно им пользуются). Некоторые, наиболее продвинутые педагоги тоже узрели несомненную пользу в общении с нейросетями. При этом, однако, никто наших учителей специально не учит такому общению, да, собственно говоря, и учить-то некому: педагогам для этого нужны не программисты, а методисты по работе с нейросетями, а таковых пока очень мало. А позиция органов управления образованием и педагогической общественности основывается на официальной позиции Минпроса, которая вследствие слабости естественного интеллекта работников министерства заключалась только в негласном запрете использования интеллекта искусственного.

Однако нейросети медленно, но верно завоевали вполне заслуженное внимание и уже настолько прочно вошли в практику, что даже у наиболее отсталых чиновников созрела очевидная мысль о том, что если процесс запретить невозможно, то его нужно возглавить.

И вот мы имеем проект обновленного ФГОС СОО, где искусственный интеллект признается не только существующим, но и обязательным к применению в образовательной практике. Так, например, в п. 25 Проекта очень недвусмысленно указано, что «Программа должна быть направлена на <...> формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий, в том числе цифровых, и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности, использования компьютерных вычислений и средств искусственного интеллекта для достижения практико-ориентированных результатов образования;» (см. с. 14 Проекта). Более того, в п. 52 «Овладение универсальными учебными познавательными действиями» четко обозначен и планируемый результат: «уметь находить, критически оценивать и использовать информацию по различной тематике в сети Интернет, в том числе с использованием искусственного интеллекта;» (см. с. 81 Проекта).

Следует заметить, что речь идет не только и даже не столько об уроках информатики – умение работать с нейросетями заявлено в предметных результатах разных дисциплин. Получается, что каждый учитель-предметник должен уметь интегрировать нейросети в учебный процесс. Владение такими навыками становится частью профессиональной квалификации педагога.

Что это значит на практике?

Школам предстоит разработать программы, которые позволят ученикам не просто пользоваться ИИ, но и анализировать его ответы, проверять достоверность данных, применять технологии для решения практических задач. Учителям потребуется повышение квалификации, методическая поддержка и, возможно, создание новых учебных материалов.

Обновлённый ФГОС СОО – это признание того, что образование не может игнорировать технологический прогресс. Вместо запретов – интеграция, вместо страха – освоение. Остаётся надеяться, что за формальными изменениями последуют реальные шаги: обучение педагогов, разработка методик и создание инфраструктуры, которая позволит эффективно использовать ИИ в образовательной практике.

Полный текст проекта можно посмотреть здесь.

-2