Найти в Дзене
Алексей Туркин

К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ ВУЗОВ

Крупская Надежда Константиновна Во всех областях работы последний год чувствуется сдвиг в сторону планомерности. Годы революции были годами бури и натиска, когда стихийно ломались ста­рые устои, сносились напором масс, когда о плано­мерности не приходилось и думать и новое строилось без учета сил и средств — важно было выдвинуть лишь известную идею, бросить её в обращение. О силах и средствах для её осуществления мало кто думал: нель­зя было учесть их размер, революция часто вызывала к жизни совершенно новые силы. Когда жизнь стала входить в русло, стали подводиться итоги. Реальные до­стижения в целом ряде областей — если сравнить их с «издержками революции» — оказались меньше, чем можно было ожидать, но зато созданы совершенно иные возможности работы; как прожектором, освещены пути к коммунизму, ясны брошенные вдаль перспек­тивы, чётко поставлены ближайшие цели — и охваты­вает острая жажда работать над осуществлением тех задач, которые выдвинула революция. Надо строить. Чем лучше буде
Крупская Надежда Константиновна
Крупская Надежда Константиновна

Во всех областях работы последний год чувствуется сдвиг в сторону планомерности. Годы революции были годами бури и натиска, когда стихийно ломались ста­рые устои, сносились напором масс, когда о плано­мерности не приходилось и думать и новое строилось без учета сил и средств — важно было выдвинуть лишь известную идею, бросить её в обращение. О силах и средствах для её осуществления мало кто думал: нель­зя было учесть их размер, революция часто вызывала к жизни совершенно новые силы. Когда жизнь стала входить в русло, стали подводиться итоги. Реальные до­стижения в целом ряде областей — если сравнить их с «издержками революции» — оказались меньше, чем можно было ожидать, но зато созданы совершенно иные возможности работы; как прожектором, освещены пути к коммунизму, ясны брошенные вдаль перспек­тивы, чётко поставлены ближайшие цели — и охваты­вает острая жажда работать над осуществлением тех задач, которые выдвинула революция. Надо строить. Чем лучше будем рассчитывать, обдумывать все де­тали, взвешивать силы, концентрировать их, организо­вывать, тем быстрее будем подвигаться по намечен­ному пути. Нужна строжайшая экономия сил; их у нас немного в сравнении с теми колоссальными задачами, которые перед нами стоят. Нужна строжайшая эконо­мия во времени: жизнь не ждёт, нам надо спешить. Надо, чтобы балки поддерживали одна другую.

Если мы всмотримся в работу вузов, то увидим, что тут реорганизация работы в революционном духе почти ещё не начиналась, что мы даём сплошь и рядом рабочим и крестьянам, наполняющим всё более и бо­лее аудитории вузов, вместо хлеба камень, вместо жи­вого знания, которое давало бы им возможность пре­образовывать действительность, их головы набиваются всякой схоластикой. Никто не жалеет их времени, никто не считается с их силами. С теми или иными оговорка­ми с этим соглашаются все. Какой же выход? Как из­менить существующее положение дела?

Выход — превратить вузы в производственные еди­ницы. Что это значит? Это значит, что сельскохозяй­ственный, например, вуз должен выполнять силами студентов известную, достаточно широко поставленную работу по распространению сельскохозяйственных зна­ний среди населения: организовывать и обрабатывать опытные поля, производить известные демонстрации, читать доклады в клубе, организовывать сельскохозяй­ственные выставки, лекции и т. п. — одним словом, стать центром сельскохозяйственной пропаганды. Педа­гогический вуз должен силами студентов проводить широкую политпросветработу, работу с беспризорны­ми, на детских площадках, в детских клубах, должен помогать работе школ, участвовать в школьных кон­ференциях, должен стать центром педагогической жиз­ни своего района. Электротехнический вуз должен про­водить работы по электрификации и т. д. Одним словом, каждый вуз должен иметь достаточно широкую производственную программу.

Сейчас студенты либо находятся на иждивении го­сударства и расходуемые на них деньги отнимаются от других нужд народного образования, либо ведут ра­боту ради заработка совсем не по своей специально­сти: служат в канцеляриях, всевозможных учреждениях, рисуют плакаты, берут всякую попадающуюся под руку работёнку. Вуз должен взять на себя органи­зацию работы студентов в области их специальности, оплачивая эту работу. Работа должна быть, с одной стороны, насущно необходима, с другой — чтобы на ней можно было учиться, в процессе её углублять свои знания. Для государства такое превращение вузов из аппаратов для высиживания спецов в производственные органы будет означать громадную экономию средств;

для студентов это будет означать громадную экономию сил, которые не будут разбрасываться, а целиком на­правляться на одну цель; для постановки дела — гро­мадный плюс: ориентировку всего преподавания на преобразование действительности, изгнание из него схоластики, поэтому сокращение времени, необходимо­го на овладение знаниями, сокращение всяких искус­ственных проверок в форме бесконечных экзаменов, за­мену их проверкой в процессе работы — и опять-таки всё это поведет к чрезвычайной экономии во времени, к гораздо более производительному использованию его студентами.

Конечно, все это зависит от того, каков будет производственный план вуза, насколько он будет связан с потребностями своего производственного района, на­сколько будет связан со всем производством данной отрасли в этом районе, насколько будет необходимым звеном его, насколько умело поведет производствен­ную пропаганду.

Возьмём, как пример, сельскохозяйственный вуз. Он должен заниматься не изучением сельского хозяйства вообще, он должен изучать сельское хозяйство того производственного района, в котором он находится. Если это Воронежская губерния, программа вуза бу­дет построена иначе, чем если вуз будет находиться в Вологодской губернии, в Ярославской губернии она будет иная, чем в Сибири, и т. д. Центральным вопро­сом в программе будет то огородничество, то молочное хозяйство, то землепашество, в зависимости от района. Производственная программа сельскохозяйственного вуза должна исходить из учёта состояния сельского хо­зяйства в районе, уровня развития техники земледелия данного района, форм ведения хозяйства, степени куль­турности населения, наличия агрономических сил, возможности оборудования сельскохозяйственным инвента­рём и т. д. Вуз должен быть тесно связан с органами, ведущими подобный учёт: с земельными отделами, статистическим бюро, опытными сельскохозяйственными, полями и станциями и пр., должен принимать участие в их исследовательско-учётной работе. Работа эта дол­жна быть органически связана с прохождением целого ряда научных дисциплин. Вуз должен быть в курсе государственной плановой работы в области сельского хозяйства в данном районе. Он должен быть в курсе предполагаемых мелиоративных работ, проектов снаб­жения района сельскохозяйственными орудиями, про­ектов электрификации, введения новых приемов зем­леделия и т. д. и взять на себя выполнение определен­ной работы. Всё это должно быть предметом обсуж­дения со студентами.

Но главная работа сельскохозяйственного вуза должна лежать в области сельскохозяйственной про­паганды. Сейчас, например, сельскохозяйственные тех­никумы и сельскохозяйственные училища (профшко­лы) не связаны с сельскохозяйственными вузами, то­гда как ясно, что связь между ними должна быть са­мая тесная, что вуз может и должен поднять препода­вание в них на гораздо более высокую ступень.

Далее мы говорим о сельскохозяйственном укло­не школ. Этот уклон возможен только тогда, если учи­теля будут иметь известную сельскохозяйственную подготовку. Устройство краткосрочных курсов для учи­телей, снабжение их листовками, литературой, указа­ниями и пр. должен брать на себя сельскохозяйствен­ный вуз.

Еще большую роль могут играть вузы в сельскохозяйственной пропаганде среди взрослого населения. Дома крестьянина, народные дома, избы-читальни, клу­бы, школы взрослых, библиотеки и пр. должны стать опорными пунктами сельскохозяйственной пропаганды, ведущейся студенческими силами сельскохозяйственно­го вуза.

Пока работа этих учреждений в области сельскохозяйственной пропаганды носит кустарный характер. Внесение планомерности в неё — дело сельскохозяйст­венного вуза. Всевозможные курсы для политпросвет­работников должны войти в программу этих вузов. Ор­ганизация лекций, передвижных выставок, демонстра­ция тех или иных опытов должны лечь на сельскохо­зяйственные вузы.

Наркомзем ведёт сельскохозяйственную пропаганду, но, как показал опыт, эта пропаганда недостаточно планомерна, слишком спазматична, часто повисает в воздухе благодаря отсутствию постоянных сил, занятых этой работой, очень дорого стоит. При вышеуказан­ной постановке дела сельскохозяйственная пропаганда будет иметь под собой прочную базу. Будет достигаться концентрация, правильное распределение сил.

Но ведь это утопия, скажут многие.

К такой постановке дела приближается, однако, буржуазная Америка. Неужели этого нельзя организо­вать в Советской России?

Крупская Надежда Константиновна, ПСС, т. 4, 1924 г.

Вузы
2632 интересуются