1963 год
***
* Но с первого разу передать не удалось. Последовало затем сверху новое распоряжение и согласно приказу по ВДРП № 249 от 12.12.1963 года пассажирское судно было передано на баланс Управлению охраны общественного порядка Ростоблисполкома.
** Первоначально т/х «Днестр» был переведен с баланса Кубанского линейного пароходства на баланс ВДРП, а затем на баланс Сурскому эксплуатационному участку ВОРП.
*** Также попал с баланса Кубанского линейного пароходства на баланс ВДРП, а затем передан Казанскому порту.
***
***
03-го января 1963 года, согласно распоряжению МРФ и ЦК профсоюзов рабочих морского и речного флота, была закрыта газета «Волга-Дон».
***
07-го января заменили двигатель на т/х «БТ-401», новая мощность буксира 600 л. с.
***
10 января. С планами, помещенными ниже, коллектив ВДРП намеревался провести навигацию 1963 года.
***
18-го февраля приказом № 20 были введены в действие схемы основных буксирных составов. Все схемы помещать нет смысла, приведу только несколько для участка Лиски - Базки, чтобы можно было представить, что это было за судоходство на Верхнем Дону.
***
11-го марта напоминалось о мероприятиях по пропуску весеннего паводка.
***
***
С 04-го апреля на теплоходах «Дон», «Сура», «Урал» и «Цимла», в связи со сменой двигателей 3Д-6 на двигатели 6А160РН, мощность повышена до 380 л. с.
***
10-го апреля введено временное положение об эксплуатации несамоходных судов без команд.
***
17-го апреля произведено переименование буксирных теплоходов мощностью 600 л. с.: «БТ-401», «БТ-402» и «БТ-403» на «БТ-601», «БТ-602» и «БТ-603» соответственно.
***
25-е апреля 1963 года началась реорганизация Волгоградского отдела малых рек (приказ МРФ № 29 от 21.02.1963 года). Затея реорганизации сводилась к передаче основных средств, материальных ценностей и других статей баланса Волгоградского отдела малых рек (ОМР) на балансы Калачевского порта, Калачевского ССРЗ и Волгоградского порта ВОРПа по состоянию на 1-е апреля 1963 года.
Калачевскому порту отошли все основные береговые средства, находившиеся на пристани Урюпинск и прочих пристаней реки Хопер (служебные и жилые здания, сооружения, оборудования, транспортный и нетранспортный флот). Калачевскому порту вменялось также обеспечить приемку 2-х плавучих кранов постройки Краснодарского ССРЗ, предусмотренных планом пополнения парка механизации 1963 года. Ниже в таблице перечислен состав флота, который перешел на баланс Калачевского порта.
** Бывший т/х «Мир», переименованный в «ПТЛ-1» 16.10.1962.
*** 04.06.1962 ВДРП направило т/х «Маяк» в Волгоградский хозрасчетный отдел по транспортному освоению и эксплуатации малых рек взамен изъятого от Волгоградского хозрасчетного отдела (31.05.1962) пассажирского м/к «А-15». М/к «А-15» с постройки (с 1957 года) принадлежал Управлению по транспортному освоению малых рек при Воронежском Облисполкоме, поэтому, можно сказать, вернулся домой в Воронеж – в Воронежский эксплуатационный участок.16-го октября октябре 1962 года, приказ ВДРП № 378, пассажирский т/х «Маяк» был переименован в «ПТЛ-2», и трудился он на реке Хопер на линиях Урюпинск – Новохоперск и Слащевская – Серафимович.
**** Т/х «ПТЛ-3» был получен Волго-Донским речным пароходством прямо со стапелей ССЗ им. Урицкого, Астрахань 10.10.1962 и сразу же передан в Волгоградский хозрасчетный отдел по транспортному освоению и эксплуатации малых рек, поэтому события, изображенные на фотографии, не могли происходить в 1959 году.
Калачевский ССРЗ, как база флота, получил основную часть флота, перечисленного ниже.
Волгоградский порт ВОРП получил на баланс все основные береговые средства, находившиеся на пристани Волгоград, производственные и служебные здания, сооружения и оборудование, погрузо-разгрузочную механизацию с оборудованием и инвентарем, баржу «БС-29», использовавшуюся как причал, служебно-вспомогательный т/х «Ленинск» (80 л. с.).
Так Волгоградский хозрасчетный отдел по освоению и эксплуатации малых рек (и, в частности, контора «Хопер»), бывшая структурная единица ВДРП, растворилась в двух подведомственных организациях ВДРП и в ВОРПе. В таблицах выше был показан флот Волгоградского отдела ОМР на момент «великого» дележа, но весь ли он базировался на реке Хопер? Скорее всего нет. Что же касается пассажирских судов, самоходных паромов, то здесь сомнений нет – это хоперцы.
***
11-го мая в 23.15 после, расхождения с теплоходом «Чувашия» между шлюзами № 1 и № 2 ВДСК, т/х «БТ-308» допустил навал баржи «ВД-1803» на направляющую палу шлюза № 2. В результате навала баржа получила повреждение корпуса в скуловой части, Убытки ориентировочно вылились в 532 рубля. Было признано, что капитан т/х «БТ-308» товарищ Карыфулин З. А. не принял надлежащих мер к выравниванию состава после расхождения. Объявлен ВЫГОВОР.
***
13-го июня в 11.00 на Маныческой перевалке реки Дон, при тихой и ясной погоде, произошло столкновение снизу идущего состава т/х «Быстрый» Аксайской РЭБ со сверху идущим составом т/х «БТ-152» также Аксайской РЭБ. При столкновении были повреждены баржи «ВД-423» и «ВД-604», технический убыток по ремонту которых составил 1,5 тысяч рублей.
Столкновение произошло следующим образом. Вахтенный 1-й штурман т/х «Быстрый» Рубцов М. Г. употребил спиртное и, находясь в «высоком градусе», т. е. в нетрезвом состоянии, ушел с мостика во время движения состава в каюту, доверив судовождение рулевому-мотористу Сергееву И. И. Последний подал сигналы на расхождение с т/х «БТ-152» на близкой дистанции от него и, решив осуществить пропуск по своему правому борту, допустил пересечение курса встречного состава. И. о. капитана т/х «БТ-152» Давиденко И. А. в нарушение параграфа 75 Правил плавания по ВВП не принял должных мер к предупреждению столкновения – не приостановил своевременно движение своего состава. При разбирательстве выяснилось, что капитан т/х «Быстрый» не только не вел должной борьбы с пьянством на борту судна, но и сам неоднократно «закладывал за воротник». Поэтому капитан и 1-й штурман т/х «Быстрый» были освобождены от занимаемых должностей, а капитану т/х «Быстрый» был объявлен СТРОГИЙ ВЫГОВОР с возмещением причиненного ущерба в соответствии с КЗОТ.
***
24-го июня на баланс Бассейновой конторы связи и радионавигации переданы основные средства связи Ейского порта и Кубанского линейного пароходства.
***
27-го июня начальник ВДРП объявил ВЫГОВОР начальнику пристани Константиновской товарищу Пашкову П. С. за невыполнение распоряжения пароходства по закреплению мест между пристанями на теплоходы «Ракета», работавших на линии Ростов – Константиновская. А произошло следующее. Товарищ Пашков П. С. в нарушение распоряжения пароходства 8-го – 10-го июня продал билеты на все 64 посадочные места, в результате этого Усть-Донецкий порт и пристань Кочетовская не смогли отправить пассажиров с приобретенными билетами. А затем в Управление ВДРП пошли жалобы от пассажиров.
***
28-го июня разбирали поведение т/х «ПТ-3», капитаном которого на то время был товарищ Солоницкий Г. А. Дело в том, что еще в 1962 году за «ПТ-3» водились грешки в плане присвоения платы за перевозки пассажиров, провоз безбилетных пассажиров и «учинялись пассажирам препятствия в приеме на борт теплохода багажа». За эти нарушения виновных погоняли, утрамбовали вплоть до освобождения от занимаемой должности. Но несмотря на это, вновь укомплектованная команда «ПТ-3» принялась за «старое». 15-го апреля при следовании теплохода «ПТ-3» рейсом от пристани Веселый до Ростова на причале Свобода были приняты на борт 7 пассажиров без билетов, из которых один следовал до Маныча, трое – до Аксая и трое – до Ростова. Рулевой-моторист Гайдамаченко собрал с «нелегалов» 7 рублей 26 копеек, а билеты вручил лишь двоим, следовавшим до Ростова, на 2 рубля 40 копеек. Остальные 4 рубля 86 копеек положил себе в карман. А дублер капитана товарищ Мартынов В. В. не произвел контроля наличия билетов у пассажиров. К этой маленькой истории имели некоторое отношение и два кассира: с пристани Свобода товарищ Марченко А. П., который 15-го апреля самовольно покинул пост и ушел домой, в результате чего пассажиры были лишены возможности приобрести билеты на т/х «ПТ-3», а находившийся на теплоходе «ПТ-3» кассир Конзавода № 5 товарищ Устинова В. В. отказалась от продажи проездных билетов, указанным выше 7-ми пассажирам при наличии у нее равнозначных билетов до Ростова. Результаты: капитану Солоницкому Г. А. объявлен СТРОГИЙ ВЫГОВОР, капитан-дублер Мартынов В. В. освобожден от занимаемой должности с предоставлением работы на грузовых судах, рулевой-моторист Гайдамаченко был освобожден от занимаемой должности и переведен на береговую работу с взысканием с него 4 рублей 86 копеек. Кроме того, все трое, помянутые выше, были лишены премии за апрель-май 1963 года. Кассир Марченко А. П. удостоился СТРОГО ВЫГОВОРА.
***
04-го июля 1963 года в 11.36 произошел навал грузового теплохода «Мозырь» РЭБ «Красный Флот», груженного углем, 2066 тонн, при осадке 2,80 см, на плоский щит верхних ворот камеры шлюза № 1 ВДСК. В результате навала у т/х «Мозырь» была повреждена носовая часть корпуса, а щит шлюза деформирован на площади 9 квадратных метров. Убытки составили 1,6 тысяч рублей. А случилось вот что. Вахтенный начальник т/х «Мозырь» механик-2-й штурман товарищ Басенко И. С. «допустил вход теплохода в камеру шлюза при запрещенных сигналах и неполном опускании щита». Басенко И. С. Объявлен СТРОГИЙ ВЫГОВОР.
***
8-го июля в 7 часов утра, в районе 4-го Меловского пункта реки Дон, баржа «ВД-619» с грузом камня на осадку 95 см, буксировавшаяся методом толкания, получила пролом корпуса, а затем при поступлении в корпус забортной воды переломилась и затонула. Причиной данной аварии явилась засоренность пути пнями и карчами. Виновниками признаны помощник прораба путевых работ Верхне-Донского технического участка пути товарищ Булат Н. А. и руководители Верхне-Донского технического участка пути УВДСК, которые не приняли меры к расчистке русла и берегов.
***
14-го июля в 06.00 в Цимлянском порту, при окончании погрузки щебня на баржу «ВД-339-ПР» краном № 7, произошла деформация палубы баржи. Баржа была закреплена за т/х «БТ-338» РЭБ «Красный Флот». Затраты на ремонт баржи вылились в 730 рублей.
Согласно инструкции, при погрузке такого типа барж груз должен быть размещен равномерно по всей грузовой палубе высотой не боле 85 см, что соответствовало бы нагрузке 1,8 тонн на 1 квадратный метр. В данном случае высота слоя груза составила 2 метра, т. е. нагрузка на 1 квадратный метр палубы превысила предельно допустимую в два раза. 1-му штурману т/х «БТ-338» Смирнову В. И. был объявлен СТРОГИЙ ВЫГОВОР с частичным возмещением убытков согласно статье 83 КЗОТ.
***
27-го июля на баланс ВДРП с баланса Управления строительства и ремонта дорог переданы паромные переправы в станицах Богаевской и Казанской по состоянию на 01.01.1963 года. Об этом событии упоминает также Игорь Афанасьев в своей повести «Ты в сердце моем». «В августе 1963 года, в соответствии с распоряжением начальника пароходства, от Ростовского управления строительства и ремонта автомобильных дорог на баланс пристани (Лиски) была принята Казанская паромная переправа со всеми основными фондами и штатом работников. В течение 3 лет речники полностью обеспечивали работу этого напряженного транспортного узла, а в августе 1966 года паромная переправа вновь была передана Донскому районному дорожному отделу. Казанской переправе с баланса пристани был передан и теплоход «БТ-24». На снимке ниже у паромной переправы находится буксир, но утверждать, что это что «БТ-24», не могу поскольку очень слаб в буксирных судах.
В июле 1963 года Управление Кубанского речного пароходства преобразовано в Кубанское линейное пароходство с подчинением Волго-Донскому речному пароходству.
***
31-го июля 1963 года в 3 часа 15 минут в районе косы Долгой в Таганрогском заливе сел на мель т/х «Озерный-77», с буксируемой им из порта Жданов баржей «ВД-1805». Простой на мели составил 136 часов 45 минут. Что там была за ошибка капитана т/х «Озерный-77» товарища Ярош И. К. – не известно, но ему казенным языком вменили отсутствие корректуры карт и пособий, не учет погрешностей компаса, при том, «что таблица девиации имела погрешности». СТРОГИЙ ВЫГОВОР.
***
3-го августа был устроен небольшой «разнос» плавсоставу пассажирских судов типа «Москва» за систематическое нарушение установленного порядка несения вахт командным составом, отправляющихся в рейс с односменной вахтой. 21-го июня на «ПТ-8» отсутствовал подвахтенный механик-дублер капитана Макарьев, 22-го июня на «М-67» отсутствовал механик-дублер капитана товарищ Звягинцев, этого же числа на «ПТ-1» – механик-дублер капитана товарищ Власов. И несмотря на проведенную капитаном-наставником товарищем Горяиновым разъяснительную работу, случаи отправления в рейс с одной вахтой продолжались. Так, 17-го июля при проверке т/х «ПТ-8» в порту Азов на борту отсутствовал и. о. капитана товарищ Уткин, а при проверке «ПТ-9» в Ростове не нашли подвахтенного механика-дублера капитана товарища Лелькова. Наказаний, к счастью, не последовало.
***
В навигацию 1963 года на теплоходах «Сурож» и «Иловатка» были допущены случаи коллективной выпивки, что привело к аварии с этими судами. Оба случая были подробно разобраны на постоянном совещании при начальнике пароходства, и виновные были строго наказаны. И. о. капитана 2-й помощник механика т/х «Сурож» товарищ Челомбитко и 1-й штурман-3-й помощник механика этого теплохода товарищ Старовойтов сняты с командных должностей и переведены на береговую работу, а механику-2-му штурману товарищу Ефименко был объявлен ВЫГОВОР. И. о. капитана т/х «Иловатка» товарищ Тремасов снят с должности капитана и понижен до 1-го помощника капитана на судах мощностью 150 л. с. 1-й штурман товарищ Чудилов привлечен к уголовной ответственности.
Но несмотря на принятые строгие меры к нарушителям дисциплины и проведения бесед руководством пароходства с комсоставом т/х «Сурож», 7-го сентября 1963 года, при стоянке под выгрузкой в порту Кинешма, хлопцы вновь допустили коллективную пьянку на этом судне. Решением постоянного совещания при начальнике пароходства капитан-2-й помощник механика т/х «Сурож» товарищ Волков и механик-2-й штурман товарищ Ефименко сняты с командных должностей и дисквалифицированы сроком на 1 год.
***
9-го сентября по результатам инспекторских осмотров судов в 1963 году было доведено для работников ВДРП следующее: 15,1 % экипажей охваченных осмотром судов содержали свои суда на «отлично», у 74,5 % содержание было «хорошее» и 10,4 % вытянули на «удовлетворительно». Но были и другие экипажи:
- «БТ-331» (бывший капитан Паршин, механик Безродный П. П.), на котором пожарная система в нерабочем состоянии из-за неисправности пожарного насоса, соединения трубопроводов двигателей давали пропуски масла, сервомотор левого двигателя оказался неисправным, на электрощите поставлены «жучки» и пр.;
- «БТ-318» (капитан-механик Нефантьев В. А.), разбиты стекла в окнах, сорвана дверь в жилую кормовую каюту, в жилых помещениях был беспорядок;
- на барже «ВД-1004» (шкипер Герасименко Г. М.), из-за плохого ухода водоотливная система оказалась в нерабочем состоянии, а в жилых помещениях был обнаружен беспорядок;
- - на барже «ВД-1008» (шкипер Скляренко Н. В.), из-за плохого обслуживания водоотливная система в нерабочем состоянии, несмотря на категорическое запрещение на барже содержались куры;
- на низком уровне содержались также и некоторые грузовые теплоходы: «Иловатка», «Ташкент», «Павлово».
***
16-го сентября на баланс ВДРП от Вешенского райсовета перешла переправа у станицы Вешенской.
***
28-го сентября капитан-механик т/х «БТ-320» товарищ Маркин и 1-й штурман-1-й помощник механика этого теплохода товарищ Ухлов находились на судне в пьяном состоянии, что привело к задержке теплохода с выходом в рейс. Оба командира освобождены от командных должностей, а товарищ Ухлов лишен судоводительских прав сроком на 1 год.
***
22-го октября т/х «Сурож» Усть-Донецкой РЭБ, следуя по Куйбышевскому водохранилищу под командованием механика-2-го штурмана Пешкова И. В., вместо того чтобы следовать основной трассой, пошел по дополнительной трассе № 17, которая, вследствие мелководья, была закрыта с 30-го сентября. Пройдя небольшой расстояние по трассе № 17, т/х «Сурож» сел на мель и простоял там 19 часов. Причиной посадки на мель явилось то обстоятельство, что капитан Цибулин Г. М., проходя по Куйбышевскому водохранилищу, не принял передаваемую по радио информацию о состоянии путевой обстановки, хотя эта информация передавалась по радио 4 раза в сутки. Пешкову И. В. объявили ВЫГОВОР, а капитану Цибулину Г. М., за слабую организацию службы на судне, «погрозили пальцем».
***
***
13-го декабря 1963 года, приказом № 353, в ВДРП открываются пассажирские линии в районе пристани Аксай по протоке Межонка от причала «Стекольного завода» до причала «Газотрубопроход» протяжением 3 км и в районе пристани Богаевская – правый-левый берег Дона протяженностью 1 км.
***
В заключение немного статистических сведений об аварийности в ВДРП. Первая таблица показывает распределение аварийности по видам в 1962 и 1963 годах (в процентах):
***
В навигацию 1963 года убытки от несохранных перевозок грузов, по сравнению с 1962 годом, снизились на 20 %. Наиболее характерными случаями несохранных перевозок были:
- порча грузов при перевозке их в контейнерах из-за неисправности самих контейнеров, а также из-за халатного отношения работников Ростовского РечТЭКа к своим обязанностям, что привело к убыткам в сумме 4407 рублей. Был случай, когда контейнер с запчастями не был выдан получателю из порта в течении 16 месяцев;
- неправильное определение количества груза на грузовых теплоходах по осадке судна без учета наличия топлива и балласте. По этой причине пароходству предъявлены претензии на недостачу соли, доставленной на т/х «Ангарск» (капитан Близгарев Б. А.). Кроме того, по этой же причине в навигацию 1963 года из Ростовского и Усть-Донецкого портов было вывезено более 23 тысяч тонн бездокументного угля, что привело к большим непроизводительным затратам;
- несохранность грузов из-за нарушений правил технической эксплуатации судов. По этой причине имели место подмочки зерна на теплоходах «Березов», «ГТ-359» и др.;
- нарушение правил перевозки лесных грузов, следуемых в смешанном железнодорожно-водном сообщении и неполная загрузка вагонов. Здесь пароходство получило претензии за пересортицу и недостачу грузов;
- неправильный прием и выдача грузов: прием в неисправной упаковке или вообще без тары, прием и выдача грузов без взвешивания или подсчета мест, когда это требовалось, выдача грузов без учета естественной убыли и др. Например, начальник пристани Николаевской Хохлачев А. Д. при выгрузке соли с баржи № 1494 выдал 190 тонн без учета естественной убыли, и по этой барже получилась недостача груза. Или, по той же пристани, отказ в взвешивании соли при сдаче, когда соль, следуемая в адрес потребительской кооперации, согласно правилам, по требовании последней должна взвешиваться. Был случай, когда Ростовский порт, в нарушение действующих правил, принял от Ростовской Универсальной Базы ОПС партию импортных сервантов в количестве 18 штук (с тремя ящиками зеркал к ним) в таре, несоответствующей ГОСТу. При выдаче получателю, Багаевскому филиалу базы ОПС, 29 зеркал были разбиты. Пароходству были предъявлены претензии на сумму 2316 рублей 30 копеек;
- нарушение приказа пароходства № 61 от 22 апреля 1963 года «О дальнейших мерах по улучшению организации работы несамоходных судов без команд». Например, при погрузке соли на бескомандную баржу «ВД-350» в Ростовском порту и буксировке последней теплоходами «БТ-338», «Быстрый» и «БТ-334», капитаны указанных судов не произвели прием-передачу грузов согласно положению, что породило безответственность при сдаче груза и недостачу 22,8 тонн соли на пристани Веселый;
- оформление случаев некачественных перевозок производилось неправильно, и акты несвоевременно высылались в пароходство. Так, например, по Ростовскому порту коммерческий акт № 153845, составленный 26-го сентября 1963 года попал в управление пароходства только 13-го января 1964 года, а коммерческий акт № 153840, составленный 31 августа 1963 года, был доставлен 10-го января 1964 года. Примерно по 3,5 – 4 месяца шли акты с порта на бугор в пароходство…, осень, слякоть…
***
Проверкой учета и ведения судовых журналов заработной платы в навигацию 1963 года в РЭБ «Красный Флот», а также материалов инвентаризации на судах было установлено, что учет судовых журналов зарплаты, как бланков строгой отчетности, поставлен неудовлетворительно. Судовые журналы зарплаты по т/х «Озерный-79» (капитан Семешенко В. И.), т/х «ОТ-841» (капитан Данилов Ю. Г.) велись небрежно: на т/х «Озерный-79» именной список команды вообще не велся, а на «ОТ-841» лишь частично. Капитаном Семешенко В. И. в навигационный период 1963 года были вписаны в расчетно-платежные ведомости судового журнала зарплаты на разные должности без оформления приказами как по судну, так и в отделе кадров РЭБ «Красный Флот» 11 человек, которым была выплачена зарплата 929 рублей 54 копейки, но из этой суммы 566 рублей 29 копеек никем из лиц, указанных в ведомостях, получены не были. А по т/х «ОТ-841» не были оформлены в отделе кадров 2 человека, но которым значилась выплата по журналу зарплаты 412 рублей 4 копейки (в том числе еще насчитана и премия на 44 рубля 60 копеек, ими не полученная). С Даниловым Ю. Г. разбирались еще и в феврале 1964 года, а затем влепили ВЫГОВОР и закрыли дело. ТАК что…, действительно, судовые журналы зарплат велись из рук вон плохо на этих судах.
***
Органами прокуратуры и ОБХС в 1963 году были возбуждены уголовные дела на ряд работников УРСа ВДРП. Так:
- в феврале 1963 года было возбуждено уголовное дело за хищение тканей техником по подготовке тканей промкомбината Леонтьевой;
- в мае 1963 года возбуждено уголовное дело по привлечению зав. магазина № 7 Плотниковой и продавца Туркиной за систематическое хищение денежных средств и продажу товаров по завышенным ценам;
- в июне 1963 года возбуждено уголовное дело по привлечению директора ресторана теплохода «Дон» Ласкина и зав. производством Волового за злоупотребления, хищения продуктов и обман туристов;
- 15-го августа 1963 года возбуждено уголовное дело по привлечению к ответственности зав. магазина № 10 Хопина И. Р., который на протяжении нескольких лет имел преступные сделки с рядом заведующих магазинов, баз системы УРСа ВДРП и другими лицами, от которых принимал похищенные ценные товары и продавал их через магазин № 10 и его торговые точки. Таким путем им было принято и сбыто через торговую сеть похищенных товаров на сумму 30 тысяч рублей.
- в ноябре 1963 года возбуждено уголовное дело по привлечению заведующего магазином № 21 Луцкова за продажу товаров по завышенным ценам.
В разработке находилась также заведующая магазином № 2 Спичкина. Она, не имея разрешения на право торговли вино-водочными изделиями, 26-го и 30-го декабря завезла 5010 бутылок коньяка по цене 3 рубля 82 копейки, причем при переоценке укрыла часть привезенного коньяка.
В общем, по УРСу ВДРП прокуратуре еще работать и работать.
***
В навигацию 1963 года план буксировки плотов был перевыполнен, и все предъявленные к буксировке плоты из Пичуги в Цимлянский порт флотом ВДРП были доставлены в сроки. Но аварийность не была изжита в 1963 году. Из 65 отбуксированных озерных плотов по 32 плотам были потери древесины и такелажа: потеряно 18589 куб. м леса и 58 тонн такелажа. Произошло это частично от неоправданных прогнозов погоды, частично вследствие приема плотов к буксировке с отступлением от технических условий сплотки, формирования и оснастки плотов, а также из-за невнимательного вождения плотов, например:
- 11-го августа 1963 года в результате бесконтрольности за техническим состоянием такелажа со стороны капитана т/х «И. Вазов» товарища Крымского, при следовании с плотом № 15 в районе подходного канала (на реке Волга), оборвалась буксирная скоба и было утеряно 15 борткомплектов, 19 оплотных цепей и проволока – всего более 300 кг такелажа. При буксировке этого же плота т/х «Федченко» по Цимлянскому водохранилищу, в районе буя № 34-а, дополнительно было утеряно 11 борткомплектов и 4 сжима.
- 19-го ноября 1963 года на 41-м километре Варваровского водохранилища ВДСК имени Ленина т/х «Березов» столкнулся с плотом № 63, следовавшим за т/х «БТ-168». Капитан «БТ-168» Шевцов Н. Е. нарушил правила обгона судов, не уклонился вовремя, не осветил прожектором свой плот. В результате из плотового такелажа было утеряно 12 борткомплектов и 60 кг проволоки.
Оформление потери такелажа и древесины командиры судов производили небрежно. «Отдельные капитаны подписывали акты, составленные работниками Волголесосплава на утерянный плотовый такелаж, не проверяя фактические потери такового», что давало плотоагентам списывать за счет пароходства не достающий у них такелаж. Службой перевозок и эксплуатации флота аварийные случаи с плотами на сумму до 1000 рублей не расследовались, материалы на виновных лиц о возмещении ущерба не предоставлялись и виновные не наказывались. Капитаны судов и отдельные работники берега, отмечая факт утери и количество такелажа, не указывали причины и обстоятельства, при которых произошла утеря, вследствие чего пароходство просто не располагало доказательствами в подтверждение тому, что несохранность такелажа явилась результатом вины самого владельца плотов.
***
В заключение немного статистических сведений об аварийности в ВДРП. Первая таблица показывает распределение аварийности по видам в 1962 и 1963 годах (в процентах):
***