Найти в Дзене
Дамир Исхаков

Бескомпромиссный анализ российского шовинизма, направленный против народов России (очерк историка Михаила Худякова)

Считаем необходимым опубликовать этот труд известного историка, настоящего русского ученого, Михаила Георгиевича Худякова, написавшего несколько важных трудов по истории татарского и др. народов Поволжья (очерки по истории Казанского ханства, 1923; Мусульманская культура в Среднем Поволжье, 1922; Падение Казанского ханства (1551–1556), 2003 (издание наследия); Культово-космические представления в Прикамье в эпоху разложения родового общества, 1934; История Камско-Вятского края: Избранные труды, 2008 (издание наследия)). Жизнь этого крупного исследователя, родившегося в г. Малмыж Вятской губернии 3 сентября 1894 г., трагически оборвалась в годы сталинских репрессий 19 декабря 1936 г. в Ленинграде. Истинный интернационалист М.Г. Худяков, прекрасно разбиравшийся в истории и культуре народов Поволжья и Приуралья, последовательно выступал против шовинизма. За это он и был, как думается, репрессирован. В наше нелегкое время, когда некоторые призраки прошлого возвращаются, нашим читателям-кра
Оглавление
Считаем необходимым опубликовать этот труд известного историка, настоящего русского ученого, Михаила Георгиевича Худякова, написавшего несколько важных трудов по истории татарского и др. народов Поволжья (очерки по истории Казанского ханства, 1923; Мусульманская культура в Среднем Поволжье, 1922; Падение Казанского ханства (1551–1556), 2003 (издание наследия); Культово-космические представления в Прикамье в эпоху разложения родового общества, 1934; История Камско-Вятского края: Избранные труды, 2008 (издание наследия)).
Жизнь этого крупного исследователя, родившегося в г. Малмыж Вятской губернии 3 сентября 1894 г., трагически оборвалась в годы сталинских репрессий 19 декабря 1936 г. в Ленинграде. Истинный интернационалист М.Г. Худяков, прекрасно разбиравшийся в истории и культуре народов Поволжья и Приуралья, последовательно выступал против шовинизма. За это он и был, как думается, репрессирован. В наше нелегкое время, когда некоторые призраки прошлого возвращаются, нашим читателям-краеведам будет полезно ознакомиться с этим историческим наследием русского историка. При этом напоминаем, что в следующем году исполнится 90 лет со дня его трагической гибели. Пусть эта его работа напомнит нам всем об истинно русских интернационалистах…
Предисловие От Дамира Исхакова

Великодержавный шовинизм в русской этнографии

Дореволюционные Ленинград

Шовинизм и его разновидности. История шовинизма в России. Идеологические группировки русской буржуазной интеллигенции. Особенности ленинградских научных организаций. РГО В.И. Ламанский. Русский музей. Члены РГО – Д.К. Зеленин, В.П. Семенов-Тян-Шанский (редактор девриеновского издания «Россия»). Идеи Ламанского во время империалистической войны. Подготовка буржуазии к территориальным захватам «сопредельных стран». Возникновение КИПС.

Михаил Худяков
Михаил Худяков

Великодержавный шовинизм является неотъемлемой частью идеологии крупной буржуазии и находится в тесной связи с теми концепциями капиталистического общества, которые вылились в форму расовой теории, теории переселений, теории культурных заимствований и т.п., которые чужды и враждебны методологии диалектического материализма, как методологии революционного пролетариата.

Будучи близким к «зоологическому» чувству звериной, бессознательной ненависти ко всему чужому, шовинизм в капиталистическом обществе представляет собою особенную форму национализма, характеризующуюся высокомерно-презрительным отношением к другим народностям и агрессивным стремлением данной «великой нации» или «великой державы» к территориальным захватам и поглощению соседних народов.

В капиталистическом мире наблюдаются различные степени и оттенки шовинизма, причем можно различить два главных направления, которые в одинаковой степени основаны на зверином чувстве хищного собственника. Одно направление – более примитивное, более цельное, не различающее ни внешних, ни внутренних «врагов», связанное с известной узостью взглядов и ограниченностью горизонта; это направление характерно для помещичьих групп в капиталистическом обществе.

Другое направление – более тонкое, устремленное преимущественно в сторону внешних «врагов» и сравнительно спокойное по отношению к народам, живущим внутри данной «великой державы»; это направление типично для крупной торгово-промышленной буржуазии. Оба направления получили отражение в истории русской общественной мысли, и оба нашли место в скромных и строгих по внешности научных произведениях буржуазных ученых, в том числе и этнографов.

В настоящей работе мы не останавливаемся на шовинистической окраске общего направления буржуазной идеологии, выразившейся в расовой теории и т.п., и ограничиваемся лишь конкретными высказываниями, непосредственно направленными по адресу определенных народностей.

Даже и в этом виде материал, подлежащий нашему рассмотрению, является чрезвычайно обширным.

Ограничиваясь освещением главных общественных и научных течений, мы намечаем лишь основные моменты их тактики на фоне общественной жизни страны. Для того чтобы показать эти группировки и их направления, мы пользуемся почти исключительно ленинградскими и казанскими материалами. Этими материалами раскрывается деятельность двух крупных центров дореволюционной научно-общественной жизни – главный центр научных организаций, непосредственно связанный с царским правительством, и провинциальный центр миссионерской работы, составлявший своеобразную часть буржуазной системы.

Нами не использованы материалы московские, которые могут быть лучше всего освещены московскими этнографами, не использованы также и некоторые ленинградские материалы, так как охватить их в одной статье невозможно. Однако главные, наиболее существенные моменты в истории основных научно-общественных группировок в настоящей работе получают свое освещение.

Что такое "шовинизм" и откуда он пошёл?

Исторически шовинизм сложился в поздний период эпохи феодализма, но эта форма шовинизма, проявляющаяся вполне отчетливо и последовательно, еще не имела той полноты и всесторонности, которая характеризует форму шовинизма, складывающуюся в эпоху промышленного капитализма. Буржуазия последнего времени, располагавшая сложным бюрократическим аппаратом, имевшая в своем распоряжении печать и другие средства массовой пропаганды, превратила шовинизм в систему, охватывавшую все стороны жизни и опутывавшую население страны стальной паутиной. Великодержавный шовинизм, как идеология промышленного капитализма, оформился в третьей четверти XIX столетия.

В Англии это течение было связано с Биконсфильдом и получило название «джингоизм», во Франции шовинизм определился в эпоху Второй империи в качестве воинствующего патриотизма. Германия Бисмарка и Вильгельма II и Россия Александра III – типичные страны, где шовинизм был официальной программой правительства.

В истории русской общественной мысли теория «третьего Рима», политическая программа, заключавшаяся в титуле московского государя – «государь всея Руси» и затем «царь» – первые шаги шовинистической идеологии. В середине XVI в., когда торговый капитал овладел верховною властью в Москве, шовинизм стал проводиться в жизнь решительными шагами и получил яркое отражение в литературных произведениях.

Митрополит Макарий
Митрополит Макарий

Самым выдающимся практиком и крупнейшим идеологом этого направления был митрополит Макарий – глава русской церкви, регент государства в годы юности Ивана Грозного и фактический глава правительства в течение 20 лет (1542–1563). Правительство Макария предприняло завоевание Поволжья и старалось придать этим захватным войнам характер крестовых походов против мусульман. Макарий составил грандиозный план обращения всего населения Поволжья в христианство и приступил к его осуществлению, но потерпел неудачу, и грандиозный замысел провалился. Ярко-шовинистическое содержание имели публицистические произведения самого Макария (послания, поучения, речи), а также созданные в его кругу исторические труды (летописные своды и анонимная «История о Казанском царстве», насквозь пропитанная шовинистической идеологией).

Дальнейшие шаги в развитии шовинизма относятся к началу XVII столетия – публицистические произведения эпохи «Смутного времени» наполнены шовинистическими выпадами против поляков. В середине XVII в. появляется антиукраинский шовинизм. В течение четырех столетий, до самой Октябрьской революции, шовинизм был официальной платформой русского правительства. Незначительные отступления от этой платформы в сторону уступок национальной буржуазии захваченных территорий, сделанные при Екатерине II и Александре II, обусловливались необходимостью и делались неохотно.

Николай Карамзин
Николай Карамзин

В течение последнего столетия императорской власти в России шовинизм неизменно развивался, и влияние его неуклонно росло. В первой четверти XIX в. ярким выразителем шовинистической идеологии был Николай Карамзин, чрезвычайно содействовавший своей «Историей» пропаганде этого направления. Во второй четверти XIX в. оформилась шовинистическая группировка – славянофилы, и их лозунг «православие, самодержавие, народность» еще больше способствовал пропаганде шовинистической программы правительства. В третьей четверти XIX столетия обострились гонения внутри империи против поляков, украинцев, возникла новая миссионерская система, способствовавшая русификации национальностей, в сфере внешней политики одержало верх славянофильское, шовинистическое течение. Четверть века, 1880–1904гг., является высшей фазой в развитии русского великодержавного шовинизма.

Весь национальный вопрос в эти годы решался правительством в шовинистическом направлении, которое проводилось с последовательностью и беспощадностью полицейской машины. Административные учреждения, школа, церковь и печать служили главными рычагами этой машины. Практическое применение великодержавного шовинизма не оставляло в стороне от воздействия ни одной стороны общественной жизни.

Революция 1905 г. нанесла первый удар проявлению шовинизма внутри государства; некоторые позиции шовинистов были подорваны (указ о веротерпимости 17 апреля 1905 г.), но после подавления революции реакционно-консервативные круги немедленно возобновили свою шовинистическую работу. В условиях обостренных классовых противоречий шовинизм последнего десятилетия царской власти в России имел особенно ожесточенный характер, отразившийся в деятельности таких организаций, как «Союз русского народа», «Русское национальное собрание», и черносотенные группировки «истинно-русских людей».

В капиталистической России деятельность этнографических учреждений и организаций обслуживала интересы правящих классов и являлась одним из вспомогательных средств для укрепления авторитета власти русских помещиков и капиталистов в глазах трудящихся масс населения. Государственная власть оказывала покровительство и отпускала из казны средства на содержание некоторых этнографических учреждений и на субсидирование этнографических организаций.

Это обслуживание научными работниками царского правительства капиталистической России было запечатлено названиями самих учреждений и организаций:

  • Музей антропологии и этнографии имени императора Петра Великого,
  • Русский музей императора Александра III,
  • Императорское русское географическое общество,
  • Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Во главе научных учреждений стояли члены царской «фамилии»: президентом Академии наук был вел. кн. Константин Константинович, управляющим Русского музея – вел. кн. Георгий Михайлович, председателем Русского географического общества – вел. кн. Николай Михайлович, Русского археологического общества – вел. кн. Константин Константинович и т.д. «Императорские» научные общества были, в сущности, полуказенными организациями, получали правительственные субсидии и работали в полном контакте и в одном направлении с государственными учреждениями.

П.П Семеной-Тян-Шанский
П.П Семеной-Тян-Шанский

Руководящий слой научных организаций состоял из людей, занимавших видное место среди высших чинов государственной службы. Вице-председатель РГО – П.П.Семенов-Тян-Шанский был сенатором, членом государственного совета и действительным тайным советником, председатель Этнографического отделения РГО акад. В.И.Ламанский имел чин тайного советника, директор МАЭ академик В.В.Радлов имел чин действительного тайного советника и т.д. Часть известных этнографов принадлежала к числу дворян-помещиков, пережиточно сохранявших феодальную идеологию, которая характеризовалась реакционными установками.

В.И. Ламанский
В.И. Ламанский
В.В. Радлов
В.В. Радлов

Вокруг крупных сановников, непосредственно связанных с царским режимом, и вокруг крупных землевладельцев-помещиков, составлявших консервативный лагерь, группировался целый ряд чиновников государственной службы, тысячами нитей связанных также с господствовавшими классами и заинтересованных в неизменном существовании бюрократического режима. Сюда принадлежали, напр., такие этнографы, как Н.А.Бобровников – бывш. попечитель Оренбургского учебного округа, затем член совета министерства народного просвещения В.А.Мошков – артиллерийский генерал, Н.П.Остроумов – редактор «Туркестанских ведомостей» и др.

Тесно спаяно было с царским режимом также православное духовенство, обслуживавшее интересы правивших классов и щедро субсидировавшееся из средств государственного казначейства. Из среды духовенства вышел целый ряд этнографов, напр. Н.И.Ильминский, И.Н.Смирнов, Т.Д.Флоринский и др. Рука об руку с духовенством работали миссионеры, которые играли крупную роль в восточных губерниях, имевших в значительной степени нерусское население. С миссионерством были связаны такие этнографы, как Н.И.Ильминский, В.А.Бобровников, Н.Ф.Катанов, Н.И.Ашмарин, А.И.Емельянов и др.

Н.И.Ильминский
Н.И.Ильминский

Вся эта группа этнографов – помещики, крупные чиновники, выходцы из духовного звания, миссионеры – стояли на правом крыле буржуазной интеллигенции и разделяли консервативные убеждения. По отношению к национальному вопросу направление их взглядов было шовинистическим, и на целом ряде конкретных примеров это будет в дальнейшем нами показано.

Буржуазная интеллигенция не ограничивалась лишь одним правым крылом и насчитывала в своем составе представителей иного, либерального течения. Преобладающим носителем либеральных общественных взглядов в конце XIX и начале XX столетия являлась буржуазная интеллигенция, весьма неоднородная по своему составу.

Профессор Павел Милюков
Профессор Павел Милюков

Прежде всего сюда входили те элементы дворянства, которые своевременно поняли выгоду отречения от феодальных привилегий и перехода к капиталистическим формам общественной жизни. Из числа дворян-помещиков вышли такие представители русского либерализма, как проф. П.Н.Милюков, акад. А.А.Шахматов и др.

А.А. Шахматов
А.А. Шахматов

Затем, в ряды либеральной интеллигенции вступили разночинцы из людей всякого звания, по существу – представители мелкой буржуазии. Сюда относились некоторые земские деятели прогрессивного направления; из числа этнографов отметим деятелей 1890-х годов, во время Мултанского дела примкнувших к либеральному крылу буржуазной интеллигенции, – С.К.Кузнецова, выходца из среды мелкой буржуазии, и П.Н.Луппова, происходившего из духовного звания.

В ту же эпоху определилось либеральное направление среди крупных капиталистов, которые начали вкладывать капиталы и в некоторые научные предприятия (экспедиция Сибирякова, экспедиция Рябушинского). Через высшую школу прошли выходцы из буржуазной среды, посвятившие свои силы не революционной борьбе за дело чуждого им рабочего класса, а спокойному служению «чистой» буржуазной науке. Из этой буржуазной среды вышли такие этнографы, как Д.А.Золотарев, С.И.Руденко, С.А.Теплоухов и др.

Весь этот либеральный лагерь буржуазной интеллигенции ориентировался в вопросах общественности в сторону прогрессивных течений.

Пережитки феодализма являлись стеснительными для развития капитализма, и буржуазная интеллигенция стояла за отмену сословных привилегий, за демократические формы общественной жизни. По отношению к национальному вопросу она стояла за отмену национальных и вероисповедных ограничений, высказывалась за восстановление автономии Финляндии и Польши и за предоставление «культурной автономии» другим национальностям.

Русская буржуазия действовала в данных вопросах, опираясь на буржуазные элементы живших в России народов. Но по отношению к внешней политике либеральная буржуазная интеллигенция твердо отстаивала интересы российского капитала, стояла за захват внешних рынков, за агрессивную великодержавную политику, за расширение государственной территории. Либеральная интеллигенция поддерживала царское правительство в вооруженной подготовке к империалистической бойне, в сооружении крепостей, броненосцев и т.п.

Либеральная интеллигенция содействовала территориальным захватам на Востоке – в Монголии, в Урянхае (Танну-Туве), в персидском Азербайджане, в Армении, и особенно настойчиво стремилась к захвату проливов и Константинополя. Во время империалистической войны либеральная интеллигенция настаивала на продолжении бойни «до победного конца» и всецело стояла на платформе великодержавной политики. Этот великодержавный, захватнический шовинизм либеральной буржуазии во многих вопросах рука об руку сращивался с крайним шовинизмом консервативных феодально-буржуазных кругов. Примером такого сращивания служат некоторые работы С.К.Кузнецова, выступавшего во время Мултанского дела (1892–1896) заодно с В.Г.Короленко и другими представителями либерального лагеря.

Несмотря на свое терпимое отношение к народам России и соприкосновение с либеральными земскими деятелями (А.П.Батуев), С.К.Кузнецов признавал неизбежность и необходимость обрусения. В этом он являлся типичным представителем либерального лагеря: все они признавали безусловное превосходство русских над другими народами Российской империи, и многие из них считали необходимым содействовать обрусению посредством мягких мероприятий; расхождение с консерваторами было не в принципе, а лишь в методе: крайне правые круги были более настойчивыми и требовательными в вопросах обрусительной политики, либеральные более умеренными и менее суровыми.

С признанием превосходства русского народа над другими народами царской России приходится постоянно встречаться в работах ученых либерального лагеря – примеры этого рода будут приведены ниже. Наряду с этим признанием, в работе С.К.Кузнецова имеются благожелательные высказывания по адресу миссионерства. Пожалев о том, что казанская переводческая комиссия «рассылает свои издания священникам и учителям из инородцев только за плату, причем не делает никакой скидки», и что «это обстоятельство

отбивает всякую охоту распространять издания комиссии; между тем в дешевой, а особенно бесплатной книжке – большая нужда», С.К.Кузнецов с сожалением вспоминает об Ильминском: «Как заботливо относился покойный к распространению изданий комиссии! С его смертью точно душа отлетела от этого дела».

С.К.Кузнецов говорит:

«Пора бы вятским преосвященным обратить внимание на то, чтобы в черемисских приходах почаще служилась литургия на черемисском языке...». «Отрадно вспомнить величавые фигуры немногих миссионеров по призванию, действовавших единственно путем убеждения, не прибегавших ни к насилию, ни к доносам по начальству...».

Таким же примером сращивания либеральных ученых с деятелями реакционного лагеря может служить акад. А.А.Шахматов, который содействовал избранию в число академиков В.И.Ламанского, яркого представителя шовинистической идеологии. Шахматов рекомендовал Ламанского в академики и для избрания его представил хвалебный отзыв об его работах.

Таким образом, мёжду консервативным и либеральным лагерями буржуазной интеллигенции существовал контакт. Представители одного лагеря были более крайними, другого – более умеренными, но все они действовали в одном направлении и сближались на почве шовинистических взглядов.

Со времени Н.И.Ильминского, Д.А.Толстого и К.П.Победоносцева реакционеры сделали одну мнимую «уступку» в сторону умеренных взглядов. Для наибольшей выгоды обрусительной политики они вынуждены были отказаться от насильственных мер обрусения и признать наилучшим методом систему Ильминского, заимствованную русскими государственными деятелями из колониальной практики капиталистических государств Запада.

Превосходство системы Ильминского, как лучшего орудия для обрусения, признавалось всеми представителями реакционного лагеря, и даже Ламанский писал:

«Уважать Россию и русского царя тысячи, десятки, сотни тысяч инородцев наших дней привыкли, и не зная русского языка. Любви и уважению еще скорее научит народная школа с языком родным... За такую милую школу они еще больше полюбят и больше прежнего будут почитать царя и Россию».

Таким образом происходило сращивание между реакционерами и либералами в вопросах национальной политики. Это сращивание получило отражение также в политических программах промежуточных группировок, лежавших между феодально-помещичьим и буржуазно-демократическим крылом дореволюционной общественности.

Третью группировку буржуазной интеллигенции составлял так называемый «третий элемент», который принадлежал к мелкобуржуазной среде и сохранял в обстановке «разночинной интеллигенции» характерные признаки мелкобуржуазной идеологии. На местах, в провинции, «третий элемент» наполнял собою земские учреждения – сюда принадлежали статистики, сельские учителя, врачи, агрономы, страховые агенты и т.п. Многие из них считались «неблагонадежными» в политическом отношении и попадали в места более или менее отдаленные. Это была радикальная интеллигенция, в большинстве своем – народнического направления. К этой группе принадлежали такие этнографы, как Д.А.Клеменц, Л.Я.Штернберг, В.Г.Богораз и др.

В Петербурге происходило своеобразное явление – сращивание и этой группы радикальной интеллигенции с царскими чиновниками и бюрократами: часть радикалов шла на службу к правительству и попадала в ряды лиц, обслуживавших интересы правивших классов. Сращивание обычно происходило следующим образом: руководящие круги феодально-буржуазных ученых были заинтересованы в привлечении к научной работе хороших специалистов, какими являлись представители радикальной интеллигенции, отлично знакомые с жизнью и бытом отдаленных окраин; ответственные руководители научных учреждений, стремились использовать этих специалистов, находившихся в крайне стесненных и затруднительных условиях, иногда на полулегальном положении.

Они давали им работу в научных учреждениях и вместе с тем облегчали им легальное пребывание в Петербурге. Положение этой группы ученых было при царском режиме зависимым и стесненным. В своих высказываниях они были вынуждены держаться строго ограниченных рамок и предпочтительно помещали свои произведения не в петербургских изданиях, а в московском «Этнографическом обозрении», где было более либеральное направление.

По отношению к национальному вопросу радикальная группа мелкобуржуазной интеллигенции была чужда шовинистических взглядов и придерживалась федералистического направления. Именно эта среда культивировала народнические и иные мелкобуржуазные идеи в области этнографических изучений. Однако и в этой сфере происходило сращивание радикальных идей с великодержавными концепциями буржуазных ученых либерального и даже консервативного лагеря. Пример подобного сращивания мы найдем в работах Л.С.Берга, выдающегося географа, талантливого исследователя, но находящегося в плену буржуазной идеологии, прямиком приводящей его к утверждению великодержавно-шовинистических взглядов.

Л.С.Берг
Л.С.Берг

Таковы три главные группы научных работников в области этнографии, оформившиеся в конце XIX и начале XX столетия: консервативная, либеральная и радикальная группы буржуазной интеллигенций. Особняком, вне буржуазной идеологии, стояли представители марксистской мысли, тогда еще очень немногочисленные и не проявлявшие в области этнографии сколько-нибудь заметной активности. Из перечисленных трех группировок консервативная была явно шовинистической, либеральная была великодержавнической, радикальная – федерально-националистической. Наше внимание в настоящем очерке будет сосредоточено на представителях двух группировок – консервативной и либеральной, которым и принадлежала руководящая роль в этнографических учреждениях и организациях в дореволюционный период.