Найти в Дзене
Михаил Морозов

О ХИТРОСТИ И ЛЖИ

Гофман Генрих Фердинанд (1824-1911). "Христос и богатый юноша." С начала, я расскажу вам историю, которую поведал мне один человек. Начнем рассказ с того, как этот человек, живущий в современном нам городе, нуждался в средствах к пропитанию, одежде и т.д., нуждалась и его семья. Искал работу и не мог найти. Ни где его не брали потому, что в его Отечестве была разруха. И разрушили экономику страны сами же граждане. И вот, когда стало совсем плохо, человек пошел к своему «духовнику» просить о помощи в молитве Богу. «Духовник»* ему ответил: - Хорошо. Ты не переживай. Молись дома Богу, а я буду молится Богу в алтаре. Дал, в напечатанном виде, молитвы человеку. - Через неделю встречаемся. И вот, прошла неделя и они встретились. «Духовник» сказал человеку: - Ты найдешь себе работу. Тебя позовут в три места, но, выберешь ты одно. Проработаешь полтора года, а потом Бог даст тебе работу. Так и произошло. Ровно через полтора года встретился этот человек со знакомым священником. Священник поведал
Гофман Генрих Фердинанд (1824-1911). "Христос и богатый юноша."
Гофман Генрих Фердинанд (1824-1911). "Христос и богатый юноша."

С начала, я расскажу вам историю, которую поведал мне один человек.

Начнем рассказ с того, как этот человек, живущий в современном нам городе, нуждался в средствах к пропитанию, одежде и т.д., нуждалась и его семья. Искал работу и не мог найти. Ни где его не брали потому, что в его Отечестве была разруха. И разрушили экономику страны сами же граждане.

И вот, когда стало совсем плохо, человек пошел к своему «духовнику» просить о помощи в молитве Богу.

«Духовник»* ему ответил:

- Хорошо. Ты не переживай. Молись дома Богу, а я буду молится Богу в алтаре.

Дал, в напечатанном виде, молитвы человеку.

- Через неделю встречаемся.

И вот, прошла неделя и они встретились. «Духовник» сказал человеку:

- Ты найдешь себе работу. Тебя позовут в три места, но, выберешь ты одно. Проработаешь полтора года, а потом Бог даст тебе работу.

Так и произошло. Ровно через полтора года встретился этот человек со знакомым священником. Священник поведал человеку о том, что ему, священнику, благословили (поручили) строить храм и предложил этому человеку должность казначея, но, прежде чем приступишь к работе, нужно съездить, взять благословение у правящего архиерея и у «духовника».

Когда этот человек пришел к «духовнику» и рассказал ему о своих новостях в поиске работы, тот ответил человеку:

- Вот Бог и благословил тебя на работу.

Так и работает этот человек казначеем, выполняя и другие поручения говоря:

- Без храма Русь – это не Русь, это пустота, это пустыня. В России, храмы держат Россию, как кремень, на плечах своих. И ни кто, не может одолеть нас, потому что у нас преемственность поколений. Мы чтим своих родителей потому, что они ходили в храмы. Потому что они молили Бога. Почему выиграли войну? Потому, что молились, ходили в храмы.

--------------------

*«По учению отцов, жительство иноческое, единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий, этот совет опять должно поверять (поверка) по писанию отцов. Отцы первых веков Церкви особенно советуют искать руководителя боговдохновенного, ему предаться в совершенное, безусловное послушание, называют этот путь, каков он и есть, кратчайшим, прочнейшим, боголюбезнейшим. Отцы, отделенные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет своих предшественников, уже жалуются на редкость боговдохновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют боговдохновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещают в руководство Священное и Святое Писание, поверяемый по этим писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных и сожительствующих братий. Я желал быть под руководством наставника, но не привелось мне найти наставника, который бы вполне удовлетворил меня, который был бы оживленным учением отцов.

Прекрасно ваше желание находиться в полном послушании у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях…

Истинное послушание – послушание Богу, единому Богу. Тот, кто не может один, сам собой, подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо. А не могут люди с сильными порывами, потому что порывы уносят их. Святой Иоанн Лествичник сказал: «Отцы определили, что псалмопение – оружие, молитва-стена, непорочная слеза – умывальница, а блаженное послушание – исповедничество, без которого никто из страстных не узрит Господа». Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, не достоин он быть руководителем ближнего! Он не слуга Божий! Слуга диавола, его орудие, есть сеть!

Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1Кор.7:23).

(Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867))

--------------------

Теперь, дорогие мои товарищи, перейдем к рассуждению. Зададимся главным вопросом:

Действительно ли Бог говорил «духовнику» о работе, трудоустройстве для этого человека?

И второстепенные вопросы:

Может быть, епархии нужны проверенные люди? И «духовник» решил для проверки устроить человека на работу к знакомым людям? А потом решить, стоит ли доверять этому человеку и предлагать должность казначея?

Первый ответ такой.

Если «духовник» решил помочь этому человеку приобрести благочестивый образ жизни, чтобы этот человек жил в истинном богопочитании, то, второстепенные вопросы не важны, даже если они подтверждают, отражают действительность. В таком варианте «духовник» проявил хитрость, что пошло на пользу всем людям.

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10:16).

Если же «духовник» решил приобрести стоящего человека для епархии с согласия правящего архиерея и для себя, то это обман, ложь. Тогда «духовник» и его пособники живут во грехе. Тогда:

Я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа, дает дождь на лице земли и посылает воды на лице полей; униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение. Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия. Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным: днем они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью. Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного. И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои (Иов.5:8-16).
Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет. – 22:8a –[Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит.] Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего. – 22:9a – [Победу и честь приобретает дающий дары, и даже овладевает душею получающих оные.] (Притч.22:8-9)

Ответ на главный вопрос:

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16).

Думаю, Бог не говорил с «духовником» напрямую о трудоустройстве этого человека. Но! Бог мог вселить и/или поддержать мысль о помощи нуждающемуся человеку.

«Подражание истине не научает, но только образование. Мы верим в Христа не для того, чтобы казаться [благими χρηστοί], и выходим на Солнце не для того, чтобы нас видели. Напротив, солнечный свет нужен нам, поскольку он согревает, а христианами мы стали для того, чтобы усиленно стремиться к красоте и добру, ведь Царство Небесное берется силой, и царственное совершенство – это плод, который приносит исследование, образование и упражнение.

Очевидно, что всякий подражающий (чему-либо) уже сформировал о нем определенное мнение или предварительное суждение. Ухватившись (за него), он зажигает старанием и образованием в своей душе искру, и это оказывается первоначальным толчком, который направляет по пути к знанию.

Напротив, не имеющий предварительного суждения о вещи не желает ее и не способен ухватить пользу, которая может из нее последовать...» (Пресвитер Климент Александрийский (~150–~215). «Строматы (перевод Е. Афонасина)»)

«До истины доходят не чрез подражательное воспроизведение ее, а чрез научное и эмпирическое исследование ее. Таков именно наш метод. Не потому мы во Христа веруем, чтобы лишь «казаться» добрыми, а для того, чтобы «быть» таковыми. Не для того только мы на это Солнце выходим, чтобы быть освещенными Им, а для того лучей сего Светила ищем, чтобы согреться в них. Христианами быть мы стремимся в целях стать людьми в полном смысле сего слова добрыми и добродетели преданными. Царство сие и действительно составляет достояние лишь тех, которые больше работают над собой; оно удел есть тех, которых расследования, познания опытные и деятельность, полно и всесторонне до конца доводимая, проникают за труды, как плодом их, царственным достоинством.

Брать за пример для себя и для подражания какое-либо мнение, это значит доказывать тем самым, что вы имеете против всего несходного с ним предубеждения (метод исследования сомнительного достоинства). Воспримите хотя частицу истины, и ваша душа оживет от этой искры; воспламеняйте ее в душе благочестивым желанием и изучением, и тотчас же весь внутренний ваш мир придет в движение; вы воспарите в высоты познания. Ибо чего мы еще не обнимаем мыслию, того ни желать не можем искренне, ни всей пользы из того извлечь, не в состоянии...» (Пресвитер Климент Александрийский (~150–~215). «Строматы (перевод Н. Корсунского)»)