Найти в Дзене
Государственный Эрмитаж

Двуликий камень: изумруд – днём, рубин – вечером

Друзья, мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского. В нашей рубрике мы смотрим на Эрмитаж и его экспонаты с точки зрения геологии. Этот драгоценный камень – один из самых редких и дорогих в мире. Первоначально его даже приняли за изумруд, но позже выяснилось, что это совершенно неизвестная разновидность минерала с уникальными свойствами. В новом выпуске «Эрмитажной геологии» предлагаем вам познакомиться с александритом. Его история началась в 1830-х годах на Урале. Долгое время официальной датой открытия считалось 17 апреля 1834 года. Согласно красивой легенде, финский минералог Нильс Норденшёльд, изучив найденный на реке Токовой камень, принял его за изумруд, но вечером при свете свечи с изумлением увидел, как зелёный самоцвет вспыхнул кроваво-красным. Это событие совпало с днём совершеннолетия цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, в честь которого камень и получил своё имя. Однако более тщательное изучение архивов позволяет восстановить ин

Друзья, мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского. В нашей рубрике мы смотрим на Эрмитаж и его экспонаты с точки зрения геологии.

Этот драгоценный камень – один из самых редких и дорогих в мире. Первоначально его даже приняли за изумруд, но позже выяснилось, что это совершенно неизвестная разновидность минерала с уникальными свойствами. В новом выпуске «Эрмитажной геологии» предлагаем вам познакомиться с александритом.

Его история началась в 1830-х годах на Урале. Долгое время официальной датой открытия считалось 17 апреля 1834 года. Согласно красивой легенде, финский минералог Нильс Норденшёльд, изучив найденный на реке Токовой камень, принял его за изумруд, но вечером при свете свечи с изумлением увидел, как зелёный самоцвет вспыхнул кроваво-красным. Это событие совпало с днём совершеннолетия цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, в честь которого камень и получил своё имя.

Однако более тщательное изучение архивов позволяет восстановить иную, не менее увлекательную цепочку событий. Первые образцы необычного минерала были обнаружены на Сретенском прииске Уральских изумрудных копей ещё в 1833 году старателями, чьи имена история не сохранила. Руководитель работ, Яков Васильевич Коковин, обратил внимание на диковинный камень, меняющий цвет, и в апреле 1834 года отправил образцы в Санкт-Петербург графу Льву Перовскому. Тот, в свою очередь, передал их нескольким учёным для исследования. Таким образом честь открытия по праву принадлежит российским горным инженерам, а Норденшёльд, получивший образцы от Перовского, позже, в 1842 году, составил описание этого минерала.

Аристократ ювелирного дела

Фрагмент мозаичного панно «Индустрия социализма». Надпись «Ленинград» сделана из ювелирных александритов
Фрагмент мозаичного панно «Индустрия социализма». Надпись «Ленинград» сделана из ювелирных александритов

По своей природе александрит является редкой ювелирной разновидностью хризоберилла – сложного оксида бериллия и алюминия. Если бы хризоберилл по составу точно соответствовал своей химической формуле, он был бы чистым и бесцветным. Подобные примеры известны, но они исключительно редки, и такие камни не пользуются большим спросом у ювелиров, поскольку умеренное светопреломление и слабая дисперсия (свойство, отвечающее за блеск и игру камня) не позволяют ему соперничать с алмазом или цирконом.

Однако даже небольшая примесь ионов хрома в составе камня всё меняет: он приобретает сложный голубовато-зелёный цвет и «магическую» способность менять окраску в зависимости от освещения. Это оптическое явление, известное как александритовый эффект, объясняется особенностями кристаллической решётки и избирательным поглощением света. При дневном освещении, богатом сине-зелёными лучами, камень проявляет холодные зелёные тона. При искусственном свете, в котором больше красных и жёлтых лучей, он «вспыхивает» пурпурно-красным или малиновым. Дополняет картину сильный плеохроизм: даже при одном источнике света, поворачивая минерал, можно уловить и зелёные, и красные отблески.

Эта драматическая смена цвета сделала александрит символом роковой двойственности и переменчивой судьбы. Камень, открытый в России в эпоху великих реформ и трагической гибели императора Александра II, приобрёл метафорический смысл.

В ювелирном деле александрит – безусловный аристократ. Его ценность определяют три ключевых фактора: выраженность и контрастность цветового реверса (способность менять окраску в зависимости от освещения), чистота и размер. Наиболее ценны камни с ярким, чистым переходом от изумрудно-зелёного при дневном свете – к насыщенному пурпурно-красному при вечернем. Благодаря высокой твёрдости (уступает только алмазу и корунду) и стойкости окраски, которая не тускнеет со временем, александрит идеально подходит для украшений.

Крупные, безупречно чистые экземпляры ювелирного качества – величайшая редкость. Знаменитые образцы, такие как друза Кочубея весом более пяти килограммов или огранённый камень в 65,7 карат из Смитсоновского института, являются музейными сокровищами. Местонахождение самого крупного огранённого уральского александрита (около 30 карат) неизвестно, а второй по величине, около 20 карат, когда-то принадлежавший российской императорской фамилии, сегодня хранится в Музее Горной школы в Париже.

Стоит отметить, что красивые кристаллы александрита и их сложные сростки имеют огромную коллекционную ценность. Иногда они даже оцениваются выше, чем огранённые из них ювелирные камни.

Александрит (хризоберилл), Урал
Александрит (хризоберилл), Урал

К сожалению, добыча александритов в России, бывшей некогда единственным источником этого камня, сегодня практически прекратилась. К счастью для ценителей, новые месторождения были открыты в Бразилии, Шри-Ланке, Восточной Африке и на Мадагаскаре. Добытые там камни нередко обладают замечательно контрастной сменой цвета, хотя их оттенки могут отличаться от классических уральских образцов. Эффект смены цвета, кстати, иногда наблюдается и у некоторых других природных камней – гранатов, корундов, шпинелей. Редкость александрита привела к появлению на рынке многочисленных имитаций и синтетических аналогов, но ни один из них не может в полной мере передать сложную, изменчивую красоту природного камня-хамелеона.

Знаменитый подарок

Блюдо, поднесённое их императорским величествам Екатеринбургским городским обществом по случаю коронации. Мастерская и магазин Александра Кочнева в Екатеринбурге. 1882. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Место создания — Россия, Екатеринбург.
Блюдо, поднесённое их императорским величествам Екатеринбургским городским обществом по случаю коронации. Мастерская и магазин Александра Кочнева в Екатеринбурге. 1882. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Место создания — Россия, Екатеринбург.

Увидеть редчайший уральский александрит можно в Главном штабе Эрмитажа, где экспонируется уникальное подносное блюдо, изготовленное в 1882 году в мастерской Кочневых в Екатеринбурге.

Она работала с середины 1860-х годов и была известным семейным предприятием: до 1881 года её возглавлял Алексей Львович Кочнев, а после его смерти дело перешло к сыну, Егору Алексеевичу.

Это роскошное произведение – сложнейшее с технической точки зрения – создали по заказу Екатеринбургского городского общества в качестве дара по случаю коронации императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны.

Особенностью блюда является мастерское использование богатой палитры уральских камней. Композиция, размещённая на благородном фоне из тёмной зеленовато-серой калканской яшмы, включает символические полувенки из лавра и дуба, исполненные из нефрита и перевязанные лазуритовым бантом, а также геральдический плащ из белого мрамора с подбоем из малинового родонита. Вензели императора и императрицы, корона и памятные надписи по окружности украшены огранёнными цитринами, аметистами, изумрудами и демантоидами в серебряных оправах. Среди этого сияющего убранства присутствуют и александриты – драгоценные «хамелеоны» Урала.

В настоящее время блюдо калканской яшмы, являющееся ярким образцом русского камнерезного искусства, экспонируется в зале № 301 Главного штаба Эрмитажа (зал памяти Карла Фаберже). А узнать больше о происхождении александрита можно в Геологоразведочном музее Института Карпинского.