Рассматривая витрину, я сначала прошла мимо, а потом даже остановилась и вернулась: до меня не сразу дошло, что лежащий в колыбели младенец, скажем так, несколько отличается от привычного. Он был ...
В Валлетте недалеко от нашего центра есть один очень интересный магазинчик, в котором продаются статуэтки и предметы, связанные с католическими церковными праздниками. Все они сделаны с большим мастерством и стоят не самых больших денег. При входе вас встречает объявление,что все средства, полученные от продажи, будут перечислены в католические миссионерские организации.
Обычно я захожу в него перед каждым праздником, чтобы посмотреть на полностью обновлённый ассортимент. Перед Пасхой это непеременно будут скульптурные композиции, посвящённые воскресению Христа, перед днями святых - небольшие статуэточки, посвящённые подвигам и деяниям каждого.
Рождество - совершенно особая статья. В это время магазин начинает напоминать некую комбинацию небольшого музея и традиционного праздничного базара. Чего больше, судить не берусь. Скажу лишь одно, рассматривать все эти маленькие шедевры очень интересно.
О том, как популярны вертепы на Мальте, я уже писала. Сейчас их можно видеть практически везде: от зданий церквей до центральных площадей городов, от окон обычных домов до разворотных колец на дорогах. Конечно, все они разные и по количеству фигур, и по уровню исполнения, и по размеру. Но главное одно - они есть, и каждый по-своему интересен.
В магазине масса вертепов на любой вкус. Они не только рассказывают о рождении Спасителя (к чему мы все привыкли), но могут быть (как тот, что на фото ниже) посвящены Страстям Христовым, рассказывая о пути на Голгофу и воскресении. В музеях, церквях и даже здании парламента Мальты развёрнуты выставки, от мастерства и фантазии участников которых просто дух захватывает.
Помимо готовых, можно выбрать себе основу для вертепа, который вы сделаете сами, при этом можно ограничиться как созданием одной, самой распространённой, сцены, изображающей момент поклонения младенцу волхвами, а можно создать огромную композицию, изображающую целый город или даже страну.
Для этого предлагается невероятный выбор самых разных фигурок: пастухи и пастушки, дети, взрослые, священники, домохозяйки, рыбаки, пекари, кузнецы. Да, мало ли профессий было в то время.
Создание вертепов - очень популярное занятие перед Рождеством. Очень часто семьи заказывают их особым специалистам - презеписта, которые (при желании) могут даже изготовить фигурки членов семьи, чтобы поместить их среди горожан и тем самым сделать участниками исторических событий.
В этот раз, рассматривая витрину, я сначала прошла мимо, а потом даже остановилась и вернулась: до меня не сразу дошло, что лежащий в колыбели младенец, скажем так, несколько отличается от привычного. Он был ... чёрным.
Не поняла. Почему вдруг младенец так потемнел?
Меня в композиции удивил не только цвет кожи младенца-Христа, но то, что все остальные вокруг были белокожими: ангелы, Мария и Иосиф. Получается,что ребёнок был совершенно одинок в этой своей непохожести. Лично у меня это вызывает ещё больше вопросов.
Не знаю, почему, но перед моими глазами очень ярко всплыла сцена из советского фильма, над которой я рыдала в детстве. Помните: Америка тридцатых годов прошлого века, и героиня Любови Орловой убегает от разъярённой толпы, прижимая к себе ребёнка, вся вина которого состоит в том, что он не того цвета. И потом финал: отвратительный, мерзкий садист-импрессарио показывает всем ребёнка и кричит: у этой женщины чёрный ребёнок! Вы видите: у БЕЛОЙ женщины ЧЁРНЫЙ ребёнок. Он просто заходится в злобном крике, а люди смеются над ним. И добрые глаза директора цирка: рожайте,рожайте любых, беленьких, чёрненьких, хоть серо-буро-малиновых в крапинку...
С тех пор детей, чей цвет кожи не совпадает с одним из родителей стало гораздо больше, особенно здесь, в Европе. В нашем доме живёт милая молодая дама абсолютно нордической внешности, воспитывающая курчавого мальчика-метиса, к которому время от времени прилетает из Лондона тёмно-лиловый папа. Судя по его прикиду, если манто и подаётся, то не им, а ему. Мы не удивляемся темнокожим священникам и членам парламента. Мир стал более разноцветным за последние годы.
Многое изменилось. История движется вперёд, жизнь меняется. В конституциях подавляющего большинства стран отражено равенство граждан, не зависимо от цвета кожи. Равенство да, но зачем выдавать светлое за тёмное? Какие-то странные проявления толерантности, честное слово.
Что хотите обо мне думайте, но лично я считаю подобные "реверансы" толерантностью со знаком минус. Зачем искажать историю? Она была такой, какой она была. Не сидели в Средние века на троне темнокожие короли и королевы, не было в викторианской Англии несветлых сэров и пэров. Можно по пальцам пересчитать исторических личностей с иным цветом кожи, встречавшихся в европейской истории до середины ХХ века.
При этом за последние годы резко потемнели Анна Болейн (между прочим, предок нынешнего короля Карла) и Ахиллес (этот хоть и вымышленный герой, но точно эллинистического происхождения), Клеопатра (она на всякий случай была из ГРЕЧЕСКОЙ династии Птолемеев, речь вообще-то идёт об эллинистическом Египте) и Гамлет (этот, осмелюсь напомнить, вообще-то был датским принцем). Что это? Хейт, хайп или банальный расчёт на увеличение кассовых сборов? Я не знаю и как-то по этому поводу переживать не собираюсь, но этот темнокожий Христос вызвал лишь один вопрос: почему здесь? Я могла бы понять, встретив нечто подобное в Африке у афрохристиан, но на Мальте? И ещё вопрос: зачем?
Правда, зачем? Как думаете?
Ссылка на материал о вертепах, столь популярных на Мальте:
И видео, рассказывающее о выставке вертепов во Дворце Великих Магистров в Валлетте: