Морской пейзаж ошеломляет своим размахом. Необозримая зеркальная поверхность, грохот сражающихся волн и небесный свод, рассыпавший краски по горизонту, неизбежно пробуждают в душе человека чувства покоя и восторга. Кого из мастеров кисти вы вспомните, говоря о любви к морю и водной стихии? Скорее всего, на ум сразу же приходит имя Ивана Константиновича Айвазовского. В этой статье мы поговорим о Льве Феликсовиче Лагорио (годы жизни 1827-1905) – даровитом последователе Айвазовского, чьи полотна впоследствии достигли уровня мастерства учителя.
Лев Феликсович родился в Феодосии – в семье, принадлежавшей к аристократическому роду. Родные Льва не имели отношения к живописи, его отец занимался торговлей. Первичное образование юноша получил дома. В 1838 году судьба свела его с Иваном Айвазовским, когда тот прибыл в Феодосию по делам. Знаменитый художник произвёл на Льва неизгладимое впечатление, став его авторитетом и примером для подражания. С 1839 по 1840 юный Лев занимался в студии Айвазовского, помогал ему и внимательно воспринимал его советы и наставления.
В 1842 году Лагорио был принят в Императорскую Академию Художеств. Содействовал поступлению первый наставник и губернатор Таврии – Александр Иванович Казначеев. Обучением подростка занимались два педагога: Максим Никифорович Воробьёв и Александр Иванович Зауервейд. Вдохновлённый примером Айвазовского, Лев избрал маринистику в качестве основного направления своего творчества. Он учился усердно, вкладывая душу в любимое дело. В 1847 художник сочетается браком с Еленой Лубны-Герцык.
После нескольких лет кропотливой работы Лагорио получает звание художника XIV класса и удостаивается золотой медали за полотно «Вид на Лахте, Близ Петербурга». Спустя два года Лев становится полноправным гражданином России, завершает обучение в Академии и на восемь лет отправляется в путешествие по Европе. Пейзажи Парижа и Рима служили для него источником вдохновения.
Лев никогда не прекращал заниматься живописью. В 1860 году за привезённые из-за рубежа картины ему было присвоено звание профессора, а в 1861 он представил ряд своих работ императору Александру II. В Судаке у художника имелась собственная мастерская. В 1863 году он принимал участие в военных действиях на Кавказе, а в 1900 был удостоен звания почётного члена Академии Художеств. С 1864 года художник-маринист поселился в Петербурге, а в 1865 у него родилась дочь Ольга. Несмотря на официальное признание его таланта, Лагорио жил скромно и часто нуждался в авансах от заказчиков.
Отсутствие обеспеченности явно подкосило здоровье художника. У него ухудшилось зрение, он стал слаб, но вопреки этому продолжал работать. Лев Феликсович Лагорио ушёл из жизни 9 декабря 1905 года в возрасте 78 лет. Его могила со временем была утрачена. В 1906 была организована посмертная выставка живописца. На ней было показано около 960 его картин.
1 картина. «В Горах Кавказа»
- Дата создания: 1879 год
- Размеры: 75 х 100 сантиметров
- Место нахождения: Харьковский Художественный Музей (Харьков, Украина/Россия)
В своей жизни Лагорио больше половины картин посвящал морю. Однажды, восхитившись гением Айвазовского и побывав на побережье, он не смог вырвать из своей души страсть к океану. Но есть в его творчестве и другие картины – случаи из жизни, красивые пейзажи, где всё равно есть что-то от моря – даже если это что-то – небо. «В Горах Кавказа» – это картина-впечатление, картина-история. Лагорио в то время путешествовал по Кавказу, Балканам и Крыму и, как и всякий художник, увёз с собой частичку увиденного – сначала в глубине души, в воображении и памяти, потом в картинах.
«В Горах Кавказа» очень реалистичное творения и выписанное до самих мелочей. Никаких небрежных крупных мазков, никакого целого, складывающегося из частичек. Он детализированный, аккуратный, очень внимательный к мелочам. И, конечно же, весь пейзаж полон восторгом перед горами, потому что они почти как море, только наоборот. Вот вьётся река, она отражает в себе небо. Вот карабкаются по склонам деревца и кусты. Вот само небо – огромное, дымное, летнее, в котором смутно угадываются другие горные кряжи. И люди – ведь без них никуда, они присутствуют везде, ходят и по горам и по морям – поднимаются всё выше всадники на горячих конях. Тот, что ближе всех к нам, горячит лошадь, торопит её.
Быть может, хочет догнать всадника на белом коне – друга, от которого он отстал, или врага, за которым гонится – быть может, просто спешит, потому что его ждут, потому что впереди родной дом, потому что хочется скорее добраться туда. Величие гор смотрит с этой картины, контраст их безжизненной огромности с мелкой суетливостью людей. Если долго смотреть в произведение, можно провалиться в горы, как в море, утонуть в них. Любовь к природе, к её непознаваемости и чистоте смотрит на зрителя. Огромная, всепоглощающая любовь, через кисть вылившаяся на холст.
2 картина. «Крымский Пейзаж»
- Дата создания: 1891 год
- Размеры: 96 х 132 сантиметра
- Место нахождения: Астраханская Государственная Картинная Галерея имени Павла Михайловича Догадина (Астрахань, Россия)
В работах Льва Лагорио, рождённого в Феодосии и ученика знаменитого Ивана Айвазовского, отчётливо прослеживается влияние живописной природы Крыма. Художник питал глубокую привязанность к родным местам, их обитателям, ландшафтам, особенно к морю. Вместе с тем, в его полотнах ощущается тяготение к европейской пейзажной традиции с её романтизмом и идеализацией простой жизни в гармонии с окружением.
Эффектная игра света и тени, мастерски переданная автором, в сочетании с контрастными кучевыми облаками на закатном небе рождает романтическую атмосферу. Горы, омываемые морем, вершины, залитые лучами заходящего солнца, стройные тополя и другие деревья в центре композиции написаны в стиле романтизированных «итальянских» пейзажей, популярных в первой половине XIX столетия. Однако передний план картины отличается реалистичностью. Перед зрителем предстаёт обычная приморская деревушка: скромные домики, небольшой виноградник на склоне, мужчина на осле возле источника, девушка в белом покрывале и алом платье, спускающаяся по ступеням к каменному дому с плоской крышей.
Левый нижний угол картины погружён во мрак, куда не проникает закатное солнце. Невысокий холм отбрасывает плотную тень на узкую речушку у его подножия. В полумраке едва различима лодка с двумя людьми. Кажется, что они плывут в неизвестность, поскольку русло реки теряется во тьме среди густой растительности. Но выше открывается освещённый солнцем морской горизонт, по которому разбросаны лодки. Таким образом, контраст между затемнённым, детализированным нижним планом и светлым пространством в верхней части полотна создаёт ощущение прорыва на простор – к свободе, где царит свет и легко дышится, где над бескрайним морем простирается бескрайнее небо.
3 картина. «На Острове Капри. Береговые Утёсы»
- Дата создания: 1859 год
- Размеры: 64 х 77 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Пейзажи (морские, прибрежные и горные) составляют большую часть творческого наследия Льва Лагорио – известного российского живописца XIX века. Ученик Ивана Айвазовского – Лагорио умел запечатлеть на своих полотнах «дыхание вечности», по выражению Алексея Боголюбова – другого русского художника. Лагорио писал пейзажи, включающие в себя море, скалы и небо – неизменные приметы вечности.
В пейзаже «На Острове Капри. Береговые Утёсы» Лагорио изобразил каменистый берег знаменитого итальянского острова, омываемый волнами Средиземного моря. Правую нижнюю часть полотна занимает море. Его сине-зелёный простор расстилается до самого горизонта, где на границе воды и бледного неба возвышаются три утёса. К противоположному, левому верхнему углу холста цвет безоблачного неба густеет. Он становится насыщенно голубым. Небо и море представлены как единое целое, окружающее сушу с её утёсами, камнями, скудной растительностью.
Наблюдатель находится на линии, где суша сходится с морем, немного возвышаясь над ним. Отсюда хорошо видны огромные валуны, обломки прибрежных скал, лежащие у самой кромки воды, берег, усыпанный камнями и покрытый зелёной травой. Слева, в верхней части картины, изображён старый, высокий утёс, а дальше – ещё одна скала, вдающаяся в море. Полукруг скал образует собой залив, огораживая небольшой участок моря. Эта замкнутость композиции создаёт впечатление камерности пейзажа.
Ландшафт одушевлён присутствием человека. У самого берега в длинной лодке видны силуэты людей. Люди – обитатели суши, путешествующие по морю и добывающие в нём пропитание, являются связующим звеном между двумя этими стихиями. Тёплые, насыщенные цвета, мягкое освещение, камерность картины, отсылает нас к знаменитым «неаполитанским пейзажам», ставшим значительным явлением европейской культуры XIX века.
4 картина. «Вид Болота на Лисьем Носу»
- Дата создания: 1850 год
- Размеры: 106,5 х 169 сантиметров
- Место нахождения: Донецкий Областной Художественный Музей (Донецк, Украина/Россия)
Будучи студентом Академии Художеств, Лагорио неоднократно совершал поездки по окрестностям Петербурга, плавал на лодке по Ладожскому озеру, Финскому заливу, вдоль петербургских берегов, в поисках видов для своих будущих картин. Результатом этих поездок стало полотно «Вид Болота на Лисьем Носу». Пейзаж принёс художнику первый значимый успех. Лагорио получил за него Большую золотую медаль и право поехать в Европу за казённый счёт.
Внешне непримечательный уголок сельской местности освещён неяркими лучами закатного солнца. Передний план картины затенён. Солнце уже скрылось за пологим холмом. Только покрытое облаками небо над ним ещё сохраняет свет вечерней зари. На фоне бледно-жёлтого неба необычайно эффектно выглядят маленькие чёрные фигурки человека и лошади на холме. Густая тень лежит на берегах болота. Вдали, над лесом у горизонта, небо темнеет. Сумерки наползают на ещё освещённые избы стоящей неподалёку деревни. Художнику удалось создать замечательный эффект закатного освещения умелым сочетанием на полотне света и тени.
У нижнего края картины начинается дорожка, ведущая к холму и поворачивающая по направлению к деревне. Маленький деревянный мостик, порядком обветшавший от времени, положен через узкую протоку. Само болото заросло осокой. Чистой воды почти не видно. Но по заросшему водоёму всё же плавает небольшая лодочка, в которой стоит рыбак в белой рубахе, держащий в своих руках удочку.
Композиционным центром картины является группа больших деревьев с пышными кронами. Они растут на возвышенности, над обрывистым берегом заболоченного водоёма. По этим деревьям будто проходит граница между светлым и тёмным участками небосклона, к их подножию устремляется изогнутая тропа, к ним движутся конь и человек на фоне закатного неба. Главным достижением Лагорио в этом пейзаже стало воссоздание неповторимой атмосферы летнего вечера. На полотне зримо ощущается теплота уходящего дня, вечерняя тишина, покой и умиротворение.
5 картина. «Батум»
- Дата создания: 1881 год
- Размеры: 135 х 207 сантиметров
- Место нахождения: Оренбургский Областной Музей Изобразительных Искусств (Оренбург, Россия)
Кавказские пейзажи, горы и черноморское побережье неоднократно вдохновляли Льва Лагорио – крымчанина и воспитанника Ивана Айвазовского. Морская гладь, величественные горы и бескрайнее небо составляли любимый набор мотивов художника. Эти виды предоставляли безграничные возможности для создания романтических полотен в русле лучших европейских традиций живописи.
На картине «Батум» нам представлена Батумская бухта, расположенная на черноморском побережье. Панорама бухты воспроизведена с высокой степенью реализма, включая в себя мельчайшие детали топографии. Однако пейзаж пронизан духом романтизма. Спокойное, слегка рябящее море контрастирует с тёмными очертаниями гор, скрывающих свои вершины в тревожных облаках. Игра солнечных лучей на воде и лазурное небо с плывущими облаками могли бы создать идиллическую картину, если бы не ощущение беспокойства, вносимое сгущающейся вдали тьмой. Даже белые облака в небе, на заднем плане творения, образуют собой плотную, клубящуюся массу.
В центре внимания зрителя – внушительный чёрный парусник – символ мощи, силы и уверенности. Большая чёрная труба среди мачт указывает на наличие парового двигателя, показывая, что на силу ветра больше полностью не полагаются. Пологий берег бухты густо застроен каменными домами. У берега на воде покачиваются пустые лодки. По морю, среди крупных судов, скользят маленькие лодки с людьми.
Мягкий свет заката освещает город, море и корабли. Воздух чист и прозрачен, что подтверждается чёткими контурами кораблей и зданий на берегу, а также точным воспроизведением мельчайших деталей ландшафта. Строгие, геометрически правильные дома со светлыми стенами и кирпично-красными крышами выделяются на фоне размытых силуэтов гор, окутанных полупрозрачной дымкой.
6 картина. «Дача»
- Дата создания: 1892 год
- Размеры: 101 х 136 сантиметров
- Место нахождения: Луганский Областной Художественный Музей (Луганск, Украина/Россия)
Живописная манера известного российского художник Льва Лагорио была абсолютно реалистичной. Небольшие мазки, плотно расположенные по отношению друг к другу, чёткость очертаний, детальность изображения, естественность освещения и цветовой палитры – всё это соответствует реалистическому методу. Вместе с тем, общие романтические веяния в художественном искусстве конца XIX столетия не обошли живописца стороной. Темы, детали, задний фон, настроение его пейзажей (крымских, кавказских, итальянских и прочих) истинно романтические.
То же можно сказать и о картине «Дача». Загородное строение, расположенное на лоне природы, изображено с сохранением мельчайших подробностей. Деревянный двухэтажный дом с высокой крышей, множеством декоративных деталей, смотровой площадкой и флагом над остроконечными крышами ризалита и эркера, похож на миниатюрный замок. Строгая геометричность его очертаний особенно впечатляет на фоне хаотично клубящихся облаков, сплошь покрывающих собой небо, и свежей зелени деревьев.
Человек стремится благоустроить природу, упорядочить её, поэтому пространство возле дома огорожено невысоким палисадником. Там растут цветы. Прямо перед домом – круговая дорожка вокруг большой клумбы. На ней – жёлтые цветы, образующие восьмиконечную звезду на фоне густой, короткой травы газона. Маленькие островки цветов пестреют по окружности вокруг жёлтой звезды. Такие же цветы растут в центре клумбы и по внешнему краю круговой дорожки.
Справа от дачи – небольшой водоём, на ровной глади которого плавают белые птицы, скорее всего, это утки. А на другом берегу реки высокие берёзы и ели, низкие прибрежные кусты растут свободно, не подчиняясь воле человека, создавая своим естественным видом контраст упорядоченности дачного цветника.
По окружающей клумбу дорожке идёт женщина в просторной чёрной одежде, спасаясь от яркого солнца под белым зонтиком. Впереди неё по дорожке бежит крошечная собачка. Интересно, что гуляющая в одиночестве женщина и её маленький питомец – единственные, кто отбрасывает тень на этом, залитом солнечным светом полотне. Контраст чёрного и белого цветов можно увидеть не только в фигуре дачницы, но и в изображении дома, где чёрные провалы окон частично прикрыты белыми шторами и маркизами. Чёрное и белое – строгость форм и линий сопутствует миру человека в противоположность пестроте и хаотичности мира природного.
7 картина. «Кавказское Ущелье»
- Дата создания: 1893 год
- Размеры: 53 х 76 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Виды Кавказа не раз становились предметом пейзажной живописи Льва Лагорио. Он не раз совершал поездки по территории нынешнего Дагестана, Осетии и Кабардино-Балкарии. Лагорио сильно привлекал Кавказ. Его картины запечатлели суровую красоту этого края, неизменную на протяжении тысячелетий: величественные горы, узкие ущелья, крутые склоны, извилистые горные реки и каменистые тропы.
Перспектива на картине «Кавказское Ущелье» выстроена таким образом, что нижний план творения максимально приближен к наблюдателю. Зритель словно сам стоит на горной дороге. Тщательно, предельно отчётливо прорисован каждый камешек, лежащий на тропе и подле неё, каждый стебелёк травы, растущей среди камней. Перспектива, намеченная дорогой и бегущей по дну ущелья рекой, уходит далеко – туда, где очертания гор исчезают в тумане. Это создаёт впечатление, что горная гряда бесконечна, что нет предела этой грандиозной, величественной красоте.
Широкая тропа, начинающаяся внизу полотна, ведёт к низенькой хижине с плоской кровлей, за которой возвышаются два молодых кипариса. Чуть заметный прозрачный дымок поднимается над низкой трубой сакли. Здесь живут и ведут своё скромное хозяйство люди. Один из них стоит возле дома, прислонившись к подпирающему кровлю столбу. Хижина, стоящая у подножия горы, напоминает о суровой жизни, наполненной трудом и борьбой. А о прошлом, ещё более суровом и героическом, свидетельствует старая сторожевая башня. Отсюда следили за окрестностями. Здесь можно было укрыться во время нападения врагов. Но прошли годы, башня утратила своё значение. Она стоит тут, как памятник ушедшим поколениям, подчёркивая бренность человеческого бытия на фоне вечных гор.
Бледное небо, лишённое какой-либо летней голубизны, силуэты гор, их скалистые склоны, прячущиеся в тумане вершины, старая башня, свидетельствующая о том, с каким трудом человек завоевал право жить в этих местах. Всё это в совокупности создаёт атмосферу, преисполненную романтики и героического пафоса.
8 картина. «На Острове Капри. Рыбацкий Домик»
- Дата создания: 1859 год
- Размеры: 64 х 77 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Итальянский остров Капри, относящийся к провинции Неаполь, издревле привлекал художников своей живописностью. Этот «крошечный, но вкусный», по выражению Максима Горького, кусочек Италии с его скалами и обрывистыми берегами, пещерами и арками со времён самой Римской империи считался одним из лучших мест для отдыха. Таким остров делали обилие погожих солнечных дней, тёплое море и целительный воздух.
Лев Лагорио – российский пейзажист, выходец из итальянской семьи – провёл на Капри немало времени. Результатом его пребывания на острове стали два парных пейзажа: «На Острове Капри. Береговые Утёсы» (о нём написано чуть выше) и «На Острове Капри. Рыбацкий Домик». Оба полотна носят камерный, романтический характер.
Перспектива картины выстроена так, что наблюдатель словно стоит на каменистой тропинке, извивающейся среди больших валунов, ведущей к берегу моря. Само море скрыто от зрителя скалой, на которой стоит рыбацкий домик, и небольшой купальней. Мы видим только маленький кусочек тёмно-синей глади, уходящей к горизонту. Там, вдали, на границе моря и неба белеет парус рыбачьей лодки.
Лагорио – ученик и последователь Айвазовского – умел и любил изображать море: грозный шторм и лёгкую рябь на поверхности воды, блики солнца и пену на гребнях высоких валов, прозрачную сине-зелёную гладь и непроглядную тьму морских глубин. Но на картине «На Острове Капри. Рыбацкий Домик» подавляющее место на холсте принадлежит суше. Первое, что бросается в глаза – это обилие камней. Изображённый Лагорио кусочек острова необычайно каменист. Камни всех размеров и форм, обточенные волнами и изъеденные морской водой, окружают тропинку, ведущую к берегу.
Нижняя часть рыбацкого домика, стоящего на скале, сложена из камней. За домиком видны полуразрушенные каменные стены какого-то строения. Сам домик словно вырастает из старой скалы, являясь её продолжением. Домик вознесён над берегом и морем. Его силуэт вырисовывается на фоне бледного, залитого солнечным светом неба и будто оторван от земли. Старая скала местами заросла свежей, зелёной травой, мелким кустарником. Виноградная лоза взбирается по его стене. У подножия скалы – в тени домика – беседуют двое мужчин, одетых в белое.
Лагорио создаёт эффект присутствия зрителя в изображённом пейзаже, максимально приближая к наблюдателю передний план полотна, тщательно и подробно воспроизводя мельчайшие детали. Благодаря этому, картина и имеет при себе такой камерный характер.
9 картина. «Гавань»
- Дата создания: 1880 год
- Размеры: 36 х 44 сантиметра
- Место нахождения: Государственный Владимиро-Суздальский Историко-Архитектурный и Художественный Музей-Заповедник (Владимир, Россия)
Этот художник являлся невероятно талантливым маринистом и пейзажистом. Искусствоведы называют его последователем Ивана Айвазовского. Его любовь к морю была безгранична, и это заставило Лагорио взять в руки кисть, чтобы изобразить потрясающие морские просторы Чёрного моря. Он очень много путешествовал, и, обладая обширными знаниями, стал профессором пейзажной живописи. Он вдохновлялся окружающей природой, запечатлевая её на своих прекрасных полотнах, полных романтизма и глубины. Самой важной темой для художника становится море, которое покорило его сердце и нашло своё отражение в гениальных работах творца.
На данной картине море изображено именно таким, каким видит его сам Лагорио. Оно серебристое, таящее в себе сотни различных оттенков и напоминающее мягкий бархат, расплескавшийся по холсту. Гавань, изображённая на картине, кажется невероятно тихой и умиротворённой. Она вызывает ощущение пространства и свободы, которая таится едва розоватым горизонтом. Горы, покрытые сизой дымкой, застыли вместе с водной гладью, которая стала колыбелью для яхт и парусников, замерших, будто во время штиля. Он прекрасно передаёт цветовую гамму, его палитра яркая и насыщенная.
Картины творца обладают особым магнетизмом, приковывая к себе взгляд зрителя и заставляя с интересом наблюдать за каждой линией, написанной кистью Лагорио. Ярко ощущается его восторг и восхищение морскими пейзажами, оживающими на полотнах, от которых веет свежестью бриза. Дыхание волн прекрасно передано с помощью различных оттенков. Художник занимался изучением живописи в парижском Музее Лувр, что отразилось на его творчестве, наделив его особой тонкостью и чувственностью. К тому же, он был почётным членом Академии Художеств. Но, к великому сожалению, гениальный маринист умер в нищете, оставив после себя десятки потрясающих полотен.