Найти в Дзене
Жизнь и Чувства

Что скрывает миф о советском качестве

Вы наверняка слышали эту историю. Где-то, на чьей-то старой даче, до сих пор стоит советский холодильник — громкий, покрытый мелкой сеткой трещин на эмали, похожий на призрак прошлой эпохи. И он работает. Какой-нибудь его собрат, «стильный» и «энергоэффективный» родом из нулевых, возможно, давно отправился на свалку, а этот советский реликт упрямо гудит, поддерживая внутри свой вековой холод. Этот образ стал краеугольным камнем прочного мифа: раньше, в СССР, делали «на века». Но если это правда, то почему в той самой советской жизни заветной мечтой были не советские товары, а какая-нибудь импортная безделушка — японский кассетник, финские сапоги или даже просто ручка с надписью «Made in GDR»? Этот парадокс — ключ к пониманию настоящей природы «советского качества», явления сложного и полного противоречий. Разве не идеал — создавать вещи на века? Советские инженеры и впрямь проектировали их, чтобы они служили десятилетиями, переживая бесконечные ремонты. Их клепали из толстого мета

Вы наверняка слышали эту историю. Где-то, на чьей-то старой даче, до сих пор стоит советский холодильник — громкий, покрытый мелкой сеткой трещин на эмали, похожий на призрак прошлой эпохи. И он работает. Какой-нибудь его собрат, «стильный» и «энергоэффективный» родом из нулевых, возможно, давно отправился на свалку, а этот советский реликт упрямо гудит, поддерживая внутри свой вековой холод.

Этот образ стал краеугольным камнем прочного мифа: раньше, в СССР, делали «на века». Но если это правда, то почему в той самой советской жизни заветной мечтой были не советские товары, а какая-нибудь импортная безделушка — японский кассетник, финские сапоги или даже просто ручка с надписью «Made in GDR»?

-2

Этот парадокс — ключ к пониманию настоящей природы «советского качества», явления сложного и полного противоречий.

Разве не идеал — создавать вещи на века?

Советские инженеры и впрямь проектировали их, чтобы они служили десятилетиями, переживая бесконечные ремонты. Их клепали из толстого металла, снабжали простейшей, почти паровозной механикой, которую мог починить любой мастер с гаечным ключом в гараже. Это была философия неприхотливого тягача: медленно, шумно, неудобно, но практически не убиваемо. Ручная мясорубка, передававшиеся по наследству швейные машинки, пылесосы «Ракета», бабушкин холодильник — они и есть памятники этому принципу.

Однако такая долговечность была не осознанным выбором, а вынужденной мерой, симптомом экономики тотального дефицита. Она рождалась не из заботы о потребителе, а из условий, где новую вещь было не купить, а можно только «достать». Производителю, лишённому конкуренции, было безопаснее создать вечный, но неизменный «тягач», чем постоянно его улучшать, делать что-то новое, технологичное. В итоге физическая крепость становилась формой застоя, а надёжность — синонимом безысходности, гарантией, что устаревшая конструкция на десятилетия привяжет к себе пользователя, не оставляя ему альтернативы.

Всё это хорошо видно на примере самой конструкции. Советская техника была аналоговой, электромеханической. В ней — минимум сложных схем, в основном провода, реле, моторы и шестерёнки. Её можно было «пощупать» и логически проследить неисправность. Современный же прибор — это, по сути, чёрный ящик: его сердце — компактная плата с микропроцессором, которую не починишь паяльником на коленке. Это как сравнить громоздкий роторный телефон, который десятилетиями стоял на тумбе в каждой советской квартире, с нынешним смартфоном. Вопрос «что физически прочнее и проживёт дольше в суровых условиях?» почти риторический — конечно, индустриальный «кирпич». Но вопрос «что даёт человеку несопоставимо больше возможностей, удобства и связи с миром?» переворачивает саму систему оценок с ног на голову. Долговечность перестаёт быть главной и единственной добродетелью вещи. Поэтому сравнение старых советских холодильников с современными, не имеет никакого логического смысла. Только популистский.

При этом, не стоит забывать об «эффекте выжившего». Мы видим лишь крошечный процент таких вещей, прошедших естественный отбор времени.

Мы невольно сравниваем выживших «динозавров» — редкие, удачные экземпляры, прошедшие естественный отбор времени, — со среднестатистическим массовым товаром сегодняшнего дня. Это нечестно. Спросите любого мастера по ремонту: современная премиальная техника от лидеров рынка, собранная не на потоке, также рассчитана на десятилетия службы. Проблема в том, что мы забываем о тысячах таких же условных советских холодильниках и телевизорах, которые давно сгнили на свалках — их просто не осталось в памяти. А вот тот шумящий «боец» на той самой даче, переживший всех, стал символом.

-3

Мы не помним горы брака, который не дожил и до первого серьёзного использования: криво прошитых сапог, телевизоров с вечно мигающей картинкой, автомобилей «Жигули», чьё качество сборки стало темой для народного фольклора. Плановая система, требовавшая «выполнить и перевыполнить» по количеству, часто жертвовала стабильностью этого самого качества. В итоге покупка даже простого утюга превращалась в лотерею: попадётся ли тебе удачный экземпляр или тот, что сломается через месяц, но который ты сможешь с легкостью самостоятельно починить (этот принцип сохранялся и в автомобильной промышленности, да условные «Жигули» или «Москвич» конечно же ломались, но починить их можно было в соседском гараже). Выбора, по сути, не было. Ты брал не лучшее, а то, что было.

И вот здесь рождался тот самый, почти магический, статус всего импортного. Любая вещь из-за рубежа, даже из братской социалистической страны, была глотком другого воздуха.

-4

Она несла на себе отпечаток иного мира — мира, где товар должен был нравиться, удивлять и соблазнять покупателя, а не просто существовать. Чешская бижутерия, польские духи, югославская мебель — они отличались хорошим качеством, продуманным дизайном, аккуратной отделкой, вниманием к мелочам, которых так не хватало грубоватому советскому «ширпотребу». Вспомните «Иронию судьбы»: какие духи Ипполит подарил своей Наденьке? То то же и оно!

Но дело было даже не только в этом. Обладать импортной вещью значило прикоснуться к недоступной реальности изобилия и выбора.

-5

Это был немой акт свободы в несвободной стране, тихий знак отличия. Именно поэтому лозунг «Советское — значит отличное!», который звучал с экранов и со страниц газет, в быту вызывал лишь горькую усмешку. Его повторяли, потому что так было надо, но в глубине души все понимали истинную ценность. Люди гонялись не за «отличным» советским, а за дефицитным — любым. А уж если случалось достать импортное, родное, «долговечное» отодвигалось без тени сомнения.

-6

Так что же в итоге?

Легенда о непревзойдённом советском качестве — это полуправда, которая опаснее прямой лжи. Да, та система умела создавать вещи-монолиты, рассчитанные на вечность в условиях, где новую взять было попросту неоткуда. Но это была вынужденная, а не добровольная долговечность. Она куплена дорогой ценой: технологическим отставанием, равнодушием к комфорту обычного человека, полным отсутствием культуры сервиса и выбора.

Работающий холодильник «ЗИЛ» — не символ потерянного золотого века промышленности. Это памятник иной цивилизации, где вещи делали для жизни в условиях осады. И самая горькая ирония в том, что сами жители той цивилизации своим повседневным выбором — восхищённым аханием над импортной курткой или магнитофоном — голосовали против этого мифа каждодневно и абсолютно искренне.

-7

Так что, услышав где-нибудь о легендарном, долговечном, советском холодильнике, отправьте этот текст собеседнику — как напоминание о полной картине.