Разворот книги представляет из себя нечто большее чем просто два соседних листа. Как минимум эти два листа содержат отличную друг от друга информацию. Помимо этого это уникальное художественное пространство, живущее по своим законам и в своей среде. Эволюция этого пространства — это история о том, как человечество училось преподносить информацию не только словами, но и самой визуальной организацией, «играя» с пространством на ограниченной плоскости бумажного разворота.
Истоки книжного разворота
В древних манускриптах и первых печатных изданиях разворот воспринимался как целостное поле. Такому пространство характеризовалось плотным текстовым набором, монолитностью. Текст чаще всего был обрамленным в строгие колонки и поля, нередко с дополнительным декоративным элементом, который также подчеркивал четкую форму текстового блока. Возможные иллюминированные рукописи добавляли эстетической функции, но композиция оставалась статичной, подчиненной ритму текста. Пространство здесь было неизменным; его цель — донести мысль текста. Время чтения было линейным и неспешным, а разворот служил ему верным, неизменным «союзником».
Первые опыты с динамикой
С развитием книгопечатания разворот начал «дышать». Также это можно связать с появлением светской литературы. Появились титульные листы. Помимо этого — гравюры, которые стали не просто дополнением, а активными элементами повествования, добавляя в разворот более сложные структуры. Композиция пространства усложнилась: иллюстрация могла занимать одну страницу, а текст — другую, создавая диалог между визуальными элементами. В научных и анатомических атласах разворот стал местом для сложных схем, где подписи и изображения образовывали единую систему. Пространство научилось делить внимание, а время чтения стало ветвиться — между основным текстом и изучением иллюстративных элементов.
Глобальные изменения
Настоящую революцию в строение разворота совершили авангардисты в начале 20 века. Стоит отметить, что один из ярких измений в среду дизайна принесли учения различных представителей Баухауса. Для них разворот стал полем для визуального эксперимента. Они отвергли пассивную симметрию, сделав разворот более живым, чем прежде.
Стали проявляться динамика и дисбаланс: композиция стала асимметричной, шрифты разных кеглей и начертаний сталкивались друг с другом, создавая визуальный шум и энергию.
Визуальная нарративность: В детских книгах, например, у Владимира Лебедева или Эль Лисицкого, разворот стал сценой. Действие могло начинаться на левой странице, достигать кульминации в центре и заканчиваться на правой. Так в книжном пространстве происходящее стало больше играть на художественную передачу смысла текста.
Книжный разворот прошел огромный путь развития от статичного свитка к динамичному довольно сюжетному пространственному расположению. В настоящее время книга не воспринимается как чисто текст, люди стали воспринимать и само содержимое и его графическое оформление. Это развитие отражает эволюцию нашего мышления. Мы прошли путь от простого восприятия информации к сложному, многомерному диалогу с ней.
Подпишитесь, чтобы не пропустить выход новых статей!
А нам будем приятно)
Мы в Telegram | Мы ВКонтакте | Наш сайт