Современные люди привыкли к асфальтированным дорогам. А как же перемещались в древности? Дороги были грунтовые, зимой заснеженные, а летом пыльные или грязные, затоптанные копытами лошадей и раскатанные тележными колёсами или полозьями саней. Конь – не автомобиль, пройдёт, где угодно. Водные пути создала сама природа. И уж точно – по воде скользить удобней и легче, чем ездить по суше, а повозку заменяет многотоннажное судно.
Начало книги "Свет забытой Непрядвы" https://dzen.ru/a/ZJQ6xspArAKfkjYd
Главные критерии оптимального маршрута: прямая линия между пунктами, ровный рельеф местности, чаще всего по водоразделам рек, в стороне от глубоких оврагов, где они ещё не набрали силу. Автору неизвестно о древних мостах на Рязанской укрàине, полагаю, в рассматриваемой зоне их не существовало. Пользовались бродами и перевозами. Эти важные точки сторожили, поэтому многие из них отмечены в документах. Броды – это не речные перекаты, песок которых переносится течением реки с места на место. В Лебедянском крае почти все речные броды имеют твёрдое каменное дно, которое водный поток не смог промыть глубоко. В таких местах пешеходы переходят реку, сняв одежду, а конная повозка переезжает совсем без затруднений. Сопутствующим признаком древних переправ является дорога и каменная скала, нависающая над водой, часто имеющая подводное продолжение в виде гати. В эпоху коней природные или искусственные гати надёжно служили. Мосты в половодье сносил ледоход, а над отмосткой он проходил сверху. Если география страны кардинально менялась, то старые направления теряли значение, а иногда совсем забывались. С внедрением автотранспорта, броды перестали служить. Во время половодий берега рек заволокли отложения ила. Старые переправы потерялись, их названия забылись. Такая участь постигла одну из самых древних сухопутных дорог Руси – Столповую, которая дублировала Донской водный путь. Её следы постепенно зарастают или запахиваются.
Один из торговых путей Северной Руси проходил по Днепру, а другой – по Дону. Чтобы попасть в соседний водный бассейн, устраивали переволоки, по которым перетаскивали, перекатывали на катках или колёсах даже большие суда \93/, в лучшем случае копали каналы.
Русские суда типа река-море – быстроходные и изворотливые, легко преодолевали волоки, сплавлялись по малым рекам. Струг, от выражения «строгать из целого бревна», имел от десяти до двадцати метров в длину, до трёх в ширину, осадку до метра и кормовое рулевое весло\14/. Из целого бревна строгали киль, а борта делали из досок. Перемещался он под прямым парусом или с помощью гребных вёсел, которых могло быть от шести до двадцати. Плавали ещё и на дощаниках, полностью собранных из досок (См. прим. 27). Флотилия проходила по течению до сотни километров в день, а путь от Москвы до Азова длился 20 суток.
Реки Верхнего Подонья в древности были полноводней, их питали многочисленные малые речки, в наше время совсем пересохшие. Исчезли лесные массивы, которые задерживали воду в почве. Помнится мощное течение в Дону и на Красивой Мече, ещё в середине 20-го века переносило огромную массу песка. В настоящее время песчаные речные перекаты увидишь редко.
Русское государство тысячелетие боролось за выход к морям, который давал возможность торговать с другими странами. Иван Грозный пытался наладить сообщение через Северное море, а Пётр I «прорубил окно» в Балтику, потом в Азовское море, но на юге мешали турки, сменившие крымских татар в роли главного врага. В очередной раз изменилась география России. В новой обстановке сухопутная магистраль из Москвы на юг прошла западней Лебедяно-Данковского края через Серпухов и Тулу.
В данном разделе книги сделана попытка восполнить исторический пробел – заново открыть и описать крупнейшие дороги Верхнего Подонья: Столповую, Турмышскую, Дрысинскую, Ногайскую, Михайловскую. Ключом к открытию послужил Каменный Конь, стоявший близь устья Красивой Мечи, от которого вёлся отсчёт маршрутов казачьих патрулей.
2.1. Донской водный путь и Столповая дорога
Столповая дорога приходила из Азова по правому берегу Дона, огибала устье Кочуровки и через Донскую переволоку уходила в Рязанские земли \2/. Древний маршрут дороги Рязань – Скопин – Милославское – Кочуровка – Долгое – Данков – Лебедянь служит и в наше время, проходит по сильно пересечённой местности, параллельно и рядом с реками Ранова и Дон, и подробно описан в книге «Материалы географии и статистики» от 1860 года:
«Закавказский или Липецкий тракт.
Дорога от г. Рязани через Пронск и Скопин в Данков и далее в г. Лебедянь Тамбовской губернии.
Почтовый маршрут: г. Рязань, Егольники, г. Пронск, г. Скопин, Чёрные курганы, Долгое, г. Данков.
Примечание: далее, до границ Тамбовской губернии 14 вёрст, а до г. Лебедяни 31 верста.
Дорога следует первоначально по Астраханскому тракту; потом на 11 версте отделяется вправо и идёт по местности холмистой и местами гористой по глинистому, у Пронска песчаному и за этим городом чернозёмному грунту. В селе Тырновской слободе пересекает она Исью; в Пронске - Проню; в Скопине - Вёрду и в с. Долгом - Дон; после чего, идёт правым его берегом, по косогору, пересекаясь местами крутыми оврагами и лощинами.
Кроме сказанных переправ, на пути беспрестанно встречаются небольшие ручьи, речки и лощины, через которые на протяжении всей дороги от г. Рязани до Данкова устроено 75 мостов разных величин. Глубокий овраг у д. Романцовой, спуск с высокой и крутой горы, на которой расположен г. Пронск и переправы через Проню, Вёрду и Дон составляют важнейшие затруднения на этом пути» (42).
По грунтовой дороге ходили обозы. На судах плавали из Оки в Ранову, перекатывали через Донскую переволоку и спускали по Кочуровке в Дон \14 и 93/. А мы смотрим в карту и видим самую удобную трассу для Донской переволоки из Рановы в Кочуровку, между пунктами Заболотовское – Кочуры. Роль города-крепости на переволоке играл Дубок.
Заселение Северо-Восточной Руси в первом тысячелетии происходило по древнейшим маршрутам из бассейна Днепра, минуя языческий Чуров край, уставленный скульптурными чурбанами. Несколько дорог, включая Столповую, соединяли междуречье Дона и Мечи с Рязанским краем, а летописный Чуров связывали с городом Михайловым, и привязали к нему приставку «Чур». Эта транспортная система потеряла значение с отходом Лебедяно-Данковского края к Липецкой области в 1954 году, однако в памяти жителей поселений, расположенных вокруг устья Птани, осталась Михайловская дорога. Связь здесь дорожная, прямоезжая.
Уместно напомнить о посольстве А. Голохвастова к турецкому султану Баязету в 1499 году. Струги подали порожними в устье Красивой Мечи, а товары и люди прибыли в точку погрузки по сухопутной Столповой дороге. Глубоководный устьевой участок Мечи служил отличной бухтой, а Дон после слияния с ней становился полноводным. В период трёх лет состоялся обмен посольствами между русским и турецким государствами, а их маршруты прошли по Донскому водному пути, что нашло отражение в летописях. Грузились у Каменного Коня (См. прим. 17). Очень наглядно: с 1378 года не существовал Дубок – пришлось искать варианты похода без перетаскивания судов.
Столповая дорога – откуда пришло это название? Оно имеется в булгарских летописях. Сведения о важной приграничной зоне и её дорогах татары фиксировали в своих документах:
«Из Балынской (Суздальской) Булгарии на юг вели две дороги: Балская (Столповая, так как «балбал» значит «столп, памятник, скульптура»), которая вначале шла к Ширу (Дону), затем вдоль его берега и заканчивалась в Сарычи (не Волгограде), и Морайская (Муравский шлях), которая шла к Балтавару (Полтаве), а от него – в Джалду (Крым)» (См. прим. 5).
По мнению авторитетных историков – это фальшивка. Однако! Уж больно грамотно сочинённая, и в точности совпадающая с «чуровой» реальностью. Есть такая манера: гасить историю Булгарского царства, не считаясь с летописными сведениями. Здесь выражена собирательная характеристика пакета из Столповой, Михайловской, Турмышской и Дрысинской дорог, которые в зоне междуречья хорошо дополняли друг друга, а роднило их общее стратегическое направление в сторону Северо-Восточной Руси. Разумеется, по Балской дороге татары ездили к ак-балынцам – к русским. Каждый маршрут подробно и по-отдельности указали русские в 1571 году, в документах о сторожевой службе.
О чём идёт речь? О Столповой дороге, украшенной языческими памятниками Красного Буерака и истуканами половецкого кургана Волотова Могила, которые составляли мистическую стражу Чурова брода на Мече. Татарский балбал и русский «балван» – близнецы-братья. Более того, Каменного Коня татары называли Каменным Львом – Арсланом. В самом деле, на льва он похож больше, чем на коня. Кроме того, в Дивногорье стоят белые скалы – меловые столпы, рядом с которыми пролегала Столповая дорога, а это ещё один повод... Памятники, сотворённые природой и кочевниками, дали русско-татарское название дороге. Муравский шлях проходил с севера на юг западнее Лебедянского края через Ливны (по-татарски – Балын). Ниже Кузьминок на Мече, на карте 18 века отмечен овраг Столповой Верх, заваленный каменными монументами. В наше время на этом месте значится балка Лагута. Великолепные каменные памятники-болваны стоят по всей зоне, прилегающей к древним трассам, близь населённых пунктов: Нижнее Брусланово, Большое Попово, Тютчево, Иншаковка, Толбузино, Волотово, Гусева Поляна, Кудрявщино, Долгое [13].
Северным участком дороги – «сухим путём», воспользовался Сигизмунд Герберштейн, и отметил в «Записках о Московитских делах»: после Старого Данкова река впервые становится удобной для плавания, а «тот, кто едет из Москвы в Азов сухим путём, переправляются через Танаид около Донка, древнего и разрушенного города, а затем несколько сворачивает с юга к востоку…» (См. прим. 29).
Переволока не действовала, поэтому барон получил судно в Донке – в Старом Данкове. Стоит ли объяснять, что Донок, как уменьшительное название городка, происходит от названия реки? Это, первое документальное упоминание Данкова от 1517 года, почему-то игнорируется историками?
На левом берегу Дона, на современной топографической карте показан крестик Казанского храма села Стрешнево. Городище Старого Данкова расположено к северу от него, а Полибино – на правом берегу, напротив.
Окрестности Старого Данкова описаны в «Книге Большому Чертежу» (43):
«Против Рыхоти, пала в Дон речка Поники; а ниже тех речек на Дону Тараева гора, от старого Донкова 2 версты».
Высокий холм – Тараева гора, с отметкой 201,2, возвышается над Верхней Павловкой. Брод образован выносом породы из оврага Рыбий Верх. В межевых документах Ряжского уезда 1606 года отмечена Данковская дорога, которая начиналась от Старого Данкова, вливалась в Столповую и уходила к Ряжску вдоль речки Рановы (44).
В настоящее время бывшая Столповая, в виде полевой грунтовки, идёт от переволоки по правому берегу Кочуровки на село Воейково, имеет ответвление на городище Старого Данкова, тщательно огибая кочуровский угол, через село Долгое асфальтированной трассой уходит на юг.
Гибельная Черта
В булгарских летописях говорится о договоре, по которому Золотая Орда установила границу своих прямых владений, Гибельную Черту – Хэлэк Джэртык (45):
«Линию или черту «Хэлэк», отделявшую собственно московские и рязанские земли от кочевий сарайских ханов и князей… пересекать можно было только сарайским войскам. Она… проходила возле Куликова Поля, по левому берегу Дона, и от донских переправ, шла к бассейну реки Пьяны» (См. прим. 8).
Запретная черта проходила в регионе по левому берегу Дона, мимо устьев Быстрой Сосны и Мечи, потом по Кочуровке и Ранове уходила в сторону Пьяны, отчерчивая Непрядву-Перехвалку, Старый Данков, Дубок и Донскую переволоку от татарских владений. Столповая дорога пролегала строго по русской территории Верхнего Подонья, по правому берегу Дона \2/. В период действия договора, русские вооружённые отряды, сопровождавшие сухопутные караваны, ходили только по ней. А вот плыть по реке с оружием было можно. Нисколько не умаляя жестокости завоевателей, отмечу: они не стали перерезать торговую артерию вассальной Руси.
Касма-катау – древнее городище Данкова
В 20 веке грейдерная грунтовая дорога выходила из Лебедяни, проскакивала по западной околице села Перехваль и по каменному мосту на речке Перехвалке через Павловку уходила на север в сторону Полибино. Дорога есть на старых картах, её помнят старожилы. Столповая дорога срезала речные петли, сторонилась неудобий, поэтому не всегда плотно прижималась к Дону, а устьевую трясину Вязовки-Вязовни обходила с запада от Данкова, в точке современной Барановки. По преданию, на живописном берегу Вязовки паслось стадо каменных валунов-баранов, которых пустили на мельничные жернова, а меткое название осталось. Центральная улица Барановки спускается к реке по старому маршруту. За важной дорогой и бродом с высокого холма присматривала 13-я сторожа. На этом броде Столповая дорога пересекалась с Дрысинской. Потом Столповая вспоминала свою миссию и по правому берегу Дона убегала в Долгое, а Дрысинская пересекала Дон в северной части Данкова и уходила в сторону Рязани. Их древние трассы заметны даже на современной карте.
Крепость, стоявшую во время Куликовской битвы на месте нового Данкова, татары называли Касма-катау (46). «Катау» переводится с татарского, как крепость, а «касма», как памятник, скульптура, установленная на месте погребения, в переводе с чувашского. Получается, Касма-катау – крепость на Балской-Столповой дороге, опять на дороге памятников.
В языке коми-кыв «косма» означает жилое место в еловом лесу – край обитания. Где «кос» – ель, а «ма» – земля или место, где кто-то живёт. Еловый отзвук названия сохранился в древней фамилии коренных жителей – Космаковых, в составе которых родилась моя бабушка Софья Евдокимовна.
Имеется более точное слово «касма», где «кас» означает призрак, дух, привидение, а «ма» – как и в прежнем варианте – «место». Здесь уже, несомненно, речь идёт о крепости Касма-катау, стоящей на той же Балской дороге, пролегающей по местам обитания мистических персонажей в Чуровом крае, наяву украшенной их каменными идолами.
Русское название крепости до нас не дошло, а её место в документах по основанию нового Данкова значится просто городищем. В пару Духову монастырю, древнейшее поселение могли называть «город Духов».
Многие гидронимы и топонимы Русской равнины соответствуют терминам языка коми-кыв. Уместна благодарность Александру Леонидовичу Усу, капитану милиции, носителю древнего языка своих предков, за такую точную информацию.
По мнению Н.А. Тропина, Вязовенское городище – городище древнерусского времени, второй половины XII – первой половины XIII веков, прекратило существование после разорения кочевниками [39].
Продолжение следует "Донской водный путь и Столповая дорога. Часть 2" https://dzen.ru/a/ZKJIGGqfq1TkcVWn
СКУРАТОВ Николай Прокофьевич.