Найти в Дзене

ДТП, что не так с водителем?

Человек изобрел самобеглую тележку. Осталось научиться ею управлять. ДТП. Кто же главный виновник? Человек изобрел «самобеглую тележку», заставил её быстро перемещаться. Но при этом не научился ею владеть правильно и предупреждать дорожно-транспортные происшествия. Кто они такие, виновники ДТП? Представьте, что вы уважаете Правила дорожного движения. Не торопясь, вы следуете по своим делам и при монотонном звуке двигателя невольно вспоминаете все события уходящего дня и строите планы на вечер…. И вдруг, в нескольких метрах впереди себя вспыхивают яркие огни стоп-сигнала. Жмете на тормоз. Поздно!.. Вы не обратили внимания, что асфальт не сухой, отчего тормозной путь увеличился на пару-тройку метров, которых вам не хватило для спокойного возвращения домой. Результат невнимательности, неумения правильно оценить ситуацию и возможности своего автомобиля – дорожно-транспортное происшествие. Подобных примеров можно привести много. Из анализа становится ясным, что большинство ДТП совершается и
Человек изобрел самобеглую тележку. Осталось научиться ею управлять.
Человек изобрел самобеглую тележку. Осталось научиться ею управлять.

ДТП. Кто же главный виновник? Человек изобрел «самобеглую тележку», заставил её быстро перемещаться. Но при этом не научился ею владеть правильно и предупреждать дорожно-транспортные происшествия. Кто они такие, виновники ДТП?

Представьте, что вы уважаете Правила дорожного движения. Не торопясь, вы следуете по своим делам и при монотонном звуке двигателя невольно вспоминаете все события уходящего дня и строите планы на вечер…. И вдруг, в нескольких метрах впереди себя вспыхивают яркие огни стоп-сигнала. Жмете на тормоз. Поздно!.. Вы не обратили внимания, что асфальт не сухой, отчего тормозной путь увеличился на пару-тройку метров, которых вам не хватило для спокойного возвращения домой. Результат невнимательности, неумения правильно оценить ситуацию и возможности своего автомобиля – дорожно-транспортное происшествие.

Подобных примеров можно привести много.

Из анализа становится ясным, что большинство ДТП совершается из-за самонадеянности или легкомыслия, невнимательности к окружающим, непредусмотрительности, недостаточной опытности, небрежного отношения к выполнению своих обязанностей и, наконец, просто из-за незнания и нарушения Правил дорожного движения.

Сколько раз в жизни можно попасть в дорожно-транспортное происшествие? По данным ученых мужей, при современной загрузке дорог и скоростях движения среднестатистический водитель будет попадать в дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом 1 раз в 50 лет. Но так как очень мало людей, которые непрерывно управляют автомобилем в течении 50 лет, то к абсолютному большинству водителей эта мрачная статистика не имеет никакого отношения. Попасть в такое тяжелое происшествие можно главным образом или из-за собственного невезения, или, из-за недостаточной квалификации других.

А сколько раз водитель может оказаться в дорожно-транспортном происшествии при определенном пробеге?

Один раз на 200 тыс.км без тяжелых последствий. Один раз через каждые 360…400 тыс.км среднестатистический водитель будет попадать в дорожно-транспортное происшествие, в котором кто-нибудь из участников будет травмирован, а через каждые 13…15 млн.км пробега – в дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом.

Приведенные цифры совсем не означают, что каждого водителя ожидают такие неприятности. Многие водители наездили миллионы километров и ни разу не были участниками дорожно-транспортных происшествий. А некоторые водители, редко и ненадолго выезжающие на автомобиле, не раз уже попадали в аварию.

Водитель должен обладать такой реакцией, которая обеспечивала бы ему своевременное принятие решения и выполнение необходимых действий по управлению автомобилем в критических ситуациях в кратчайший срок.

Те же ученые мужи доказывают, что у водителя собранного, постоянно готового к действиям время реакции может быть до 0,25 секунд.

При высоких интенсивности и скоростях движения в общем потоке иногда достаточно отвлечься на долю секунды от наблюдения за дорогой, чтобы попасть в аварийную ситуацию. Всемирно известный хоккейный вратарь Владислав Третьяк, реакции которого можно позавидовать, твердо убежден, что, управляя автомобилем, надо быть предельно внимательным и собранным на любой скорости движения. К этому выводу он пришёл на собственном опыте и, в частности, после аварии, в которую он однажды попал. Вот как он об этом вспоминает.

«Я ехал в Дмитров. Передо мной шел грузовик. И вдруг у меня со стекла упал термометр. Я на пару секунд отвлекся, чтобы поднять его с пола, и врезался в грузовик, который резко затормозил, потому что перед ним, как выяснилось, черная кошка перебежала дорогу» (Журнал «За рулем», 1984, № 1).

Из большого объема информации, которую водитель получает при управлении автомобилем, он должен сосредоточить своё внимание на главном, определяющем в данный момент дорожную обстановку или мешающем движению и грозящем наездом или столкновением. При этом совершенно недопустимо пропустить информацию, регламентирующую режим движения на дороге, основными носителями которой являются регулировщики, светофоры, дорожные знаки и дорожная разметка.

Наконец, водитель должен быть доброжелательным по отношению к другим участникам дорожного движения, уважать их права, быть терпимым к ошибкам других. Водители, не обладающие такими качествами, как правило, часто нарушают Правила дорожного движения, причем идут на это сознательно. Это опасная категория водителей. И причины таких действий нарушителей надо искать в психологии, в нравственных установках каждого, кто садится за руль. Их поведение почти всегда совпадает с поведением в обыденной жизни. Недаром говорят: «Хочешь узнать характер человека – посади его за руль». Для нарушителей Правил и в жизни характерны такие черты, как эгоизм, агрессивность, неуживчивость с людьми, склонность к антиобщественным поступкам. Такие люди не рождаются сами по себе такими. Просто в детстве и подростковом возрасте их часто обижали. И вот, обиженные в детстве, они часто восполняют свою самооценку в зрелом возрасте. Пытаются самоутвердиться, сами того не понимая. Мне искренне жаль таких людей, таких водителей. Просто пожалеем их, у них было несчастливое детство.

Всё на сегодня.