ДТП. Кто же главный виновник? Человек изобрел «самобеглую тележку», заставил её быстро перемещаться. Но при этом не научился ею владеть правильно и предупреждать дорожно-транспортные происшествия. Кто они такие, виновники ДТП?
Представьте, что вы уважаете Правила дорожного движения. Не торопясь, вы следуете по своим делам и при монотонном звуке двигателя невольно вспоминаете все события уходящего дня и строите планы на вечер…. И вдруг, в нескольких метрах впереди себя вспыхивают яркие огни стоп-сигнала. Жмете на тормоз. Поздно!.. Вы не обратили внимания, что асфальт не сухой, отчего тормозной путь увеличился на пару-тройку метров, которых вам не хватило для спокойного возвращения домой. Результат невнимательности, неумения правильно оценить ситуацию и возможности своего автомобиля – дорожно-транспортное происшествие.
Подобных примеров можно привести много.
Из анализа становится ясным, что большинство ДТП совершается из-за самонадеянности или легкомыслия, невнимательности к окружающим, непредусмотрительности, недостаточной опытности, небрежного отношения к выполнению своих обязанностей и, наконец, просто из-за незнания и нарушения Правил дорожного движения.
Сколько раз в жизни можно попасть в дорожно-транспортное происшествие? По данным ученых мужей, при современной загрузке дорог и скоростях движения среднестатистический водитель будет попадать в дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом 1 раз в 50 лет. Но так как очень мало людей, которые непрерывно управляют автомобилем в течении 50 лет, то к абсолютному большинству водителей эта мрачная статистика не имеет никакого отношения. Попасть в такое тяжелое происшествие можно главным образом или из-за собственного невезения, или, из-за недостаточной квалификации других.
А сколько раз водитель может оказаться в дорожно-транспортном происшествии при определенном пробеге?
Один раз на 200 тыс.км без тяжелых последствий. Один раз через каждые 360…400 тыс.км среднестатистический водитель будет попадать в дорожно-транспортное происшествие, в котором кто-нибудь из участников будет травмирован, а через каждые 13…15 млн.км пробега – в дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом.
Приведенные цифры совсем не означают, что каждого водителя ожидают такие неприятности. Многие водители наездили миллионы километров и ни разу не были участниками дорожно-транспортных происшествий. А некоторые водители, редко и ненадолго выезжающие на автомобиле, не раз уже попадали в аварию.
Водитель должен обладать такой реакцией, которая обеспечивала бы ему своевременное принятие решения и выполнение необходимых действий по управлению автомобилем в критических ситуациях в кратчайший срок.
Те же ученые мужи доказывают, что у водителя собранного, постоянно готового к действиям время реакции может быть до 0,25 секунд.
При высоких интенсивности и скоростях движения в общем потоке иногда достаточно отвлечься на долю секунды от наблюдения за дорогой, чтобы попасть в аварийную ситуацию. Всемирно известный хоккейный вратарь Владислав Третьяк, реакции которого можно позавидовать, твердо убежден, что, управляя автомобилем, надо быть предельно внимательным и собранным на любой скорости движения. К этому выводу он пришёл на собственном опыте и, в частности, после аварии, в которую он однажды попал. Вот как он об этом вспоминает.
«Я ехал в Дмитров. Передо мной шел грузовик. И вдруг у меня со стекла упал термометр. Я на пару секунд отвлекся, чтобы поднять его с пола, и врезался в грузовик, который резко затормозил, потому что перед ним, как выяснилось, черная кошка перебежала дорогу» (Журнал «За рулем», 1984, № 1).
Из большого объема информации, которую водитель получает при управлении автомобилем, он должен сосредоточить своё внимание на главном, определяющем в данный момент дорожную обстановку или мешающем движению и грозящем наездом или столкновением. При этом совершенно недопустимо пропустить информацию, регламентирующую режим движения на дороге, основными носителями которой являются регулировщики, светофоры, дорожные знаки и дорожная разметка.
Наконец, водитель должен быть доброжелательным по отношению к другим участникам дорожного движения, уважать их права, быть терпимым к ошибкам других. Водители, не обладающие такими качествами, как правило, часто нарушают Правила дорожного движения, причем идут на это сознательно. Это опасная категория водителей. И причины таких действий нарушителей надо искать в психологии, в нравственных установках каждого, кто садится за руль. Их поведение почти всегда совпадает с поведением в обыденной жизни. Недаром говорят: «Хочешь узнать характер человека – посади его за руль». Для нарушителей Правил и в жизни характерны такие черты, как эгоизм, агрессивность, неуживчивость с людьми, склонность к антиобщественным поступкам. Такие люди не рождаются сами по себе такими. Просто в детстве и подростковом возрасте их часто обижали. И вот, обиженные в детстве, они часто восполняют свою самооценку в зрелом возрасте. Пытаются самоутвердиться, сами того не понимая. Мне искренне жаль таких людей, таких водителей. Просто пожалеем их, у них было несчастливое детство.
Всё на сегодня.