Продолжаем мы исследование железнодорожной топонимики Владимирской области. И сегодня мы начинаем со звонкой согласной буквы "г", а заканчиваем парной ей глухой "к".
Гостюхино
Населенный пункт здесь существовал задолго до того, как через эти места прошла железная дорога. Вот, например, эти места на карте Шуберта, которая датирована еще первой половиной XIX века:
А вот уже карта 1900 года, на которой обозначена и деревня, и станция:
Учитывая, что на более ранней карте название заканчивается на "а", то более вероятной представляется версия происхождения названия от фамилии Гостюхин. Может быть, конечно, что были тут и какие-то именитые гости, которые произвели столь яркое впечатление, что в их честь назвали деревню.
Сейчас здесь делают остановку пригородные поезда, которые движутся от Коврова на восток. Таковых 4 пары в день. А когда-то в 1983 году здесь делал остановку и пассажирский поезд №607/608 сообщением Горький-Москва. Правда, происходило дело глубокой ночью:
- в сторону Москвы - в 03:08;
- в сторону Горького - в 04:47.
Ну а искусственный интеллект продолжает тупить. Вот скажите, чем, по вашему мнению, отличался по классике грамотный человек от неграмотного во время борьбы за всеобщую грамотность? Мне кажется тут всё однозначно - человек должен уметь читать и писать. Первое искусственному интеллекту, видимо, не дается. Иначе я не могу объяснить, как откровенную надпись большими буквами "ГОСТЮХИНО" он мог не распознать и/или прочитать как Сарыево:
Дальше, конечно, нужно было бы по всем канонам писать про Гусь-Хрустальный, но просто на канале было уже несколько публикаций про этот город. Так что сразу же движемся к Добрятино.
Добрятино
Я бы может быть и не стал писать про эту станцию, да с первого раза ее название прочитал как Добрятина ) Самое интересное, что я оказался вообще-то и недалеко от истины в этой своей ошибке - раньше деревня действительно называлась Добрятина (вот она на карте Стрельбицкого 1871 года):
А вот на картах РККА военного времени окончание уже "о":
Ну а когда увидел, что здесь останавливаются еще и поезда дальнего следования - сплошь сообщением Казань-Москва, то все вопросы отпали. Причем там делают остановку действительно несколько поездов этого направления (участок Вековка-Муром).
А в 1983 году на станции делали остановку даже фирменные поезда (мы их уже вспоминали в первой части):
- "Иртыш" сообщением Омск-Москва;
- "Марий Эл" - Йошкар-Ола-Москва;
- Новокузнецк-Москва;
- Абакан-Москва;
- Лениногорск-Москва;
- Сергач-Москва.
А вот как выглядит сама станция:
Желдыбино
Обычно, когда встречаются такие звучные названия, то корни их происхождения известны. Но не в этом случае. Скорее всего, это кличка одного из первопоселенцев. Но точных сведений в сети нет. В пользу версии про кличку говорит то, что и в других регионах есть населенные пункты с таким же названием.
Линия Александров - Иваново. Останавливается здесь лишь одна пара пригородных поездов в день. Как раз Александров - Иваново. Утром на Александров, вечером - на Иваново.
А вот внешний вид станционных построек на фотографии оптимизма не внушает. Может быть, конечно, что-то там реконструировали, но ...
А вот путь на подходе к станции. Если честно, то я вообще не понимаю, почему это имеет такой статус. По мне так это явно о.п.
А вот когда-то здесь делали остановку и пассажирские поезда. Берем подробный справочник Таулина за 1983 год, открываем таблицу №585 и видим, что в Желдыбино тормозили:
- №657/658 и №661/662 сообщением Иваново-Москва;
- №673/674 и №675/676 сообщением Кинешма-Москва.
Пейзажи же, которые привязаны к этой местности, поражают своим умиротворением.
Сразу вспоминается: "Коровки, коровки, лужок, лужок!".
Заколпье
Ну хоть тут с названием всё просто. Река - Колпь. А деревня за ней соответственно - Заколпье. Речка в общем-то небольшая, но в районе населенного пункта на ней вот такой пруд:
В самом же селе вот такая достаточно интересная церковь:
Остановку здесь делают пригородные поезда Муром-Вековка. Станция же выглядит достаточно интересно:
В советские годы "Иртыш" №47/48 и здесь делал остановку. Вот прямо какой-то уникальный поезд в плане организации транспортного сообщения во Владимирской области. Ну и Сергач-Москва вместе с ним.
Золотковский
Золото и Владимирская область?! А связь-то какая?! Оказалось, что вполне себе может быть связь. Причем, есть даже две версии, и обе так или иначе, но отсылают к золоту. По первой версии - сказочной - в местных лесах было много грибов. И была легенда о боровике с золотой шляпкой. Вторая версия более реалистичная. В 1775 году некто Фома Мальцов организовал здесь стекольный завод. В том числе на нём выпускали посуду, расписанную золотом и серебром. Отсюда и пошло название населенного пункта.
Косвенным образом это подтверждают названия на старых картах. Вот смотрите - карта 1792 года:
Стеклянной Золотниковской! Название-то какое! А вот еще раз карта Шуберта первой половины XIX века:
Зелотовский стеклянный завод!
Ну и вторая половина XIX века (карта Стрельбицкого):
И здесь уже Золотковский.
Линия всё та же - Муром-Вековка. И пригородные поезда всё те же.
Киржач и Кипрево
Ржачи у нас уже были. Дошло дело до Киржача. Достаточно крупная станция на БМО:
Здесь ежедневно делает остановку большое количество пригородных поездов. В основном это направление Александров - Орехово-Зуево. Или даже еще дальше - Александров - Куровская. Но даже в советские годы поезда дальнего следования, шедшие по БМО, Киржач игнорировали своим вниманием.
Киржач - это левый приток Клязьмы. И есть версия, что в мордовских языках "кержи" - это и было как-то связано с левым. Вторая версия увязывает название с корой, лубом. Их заготовку и обработку проводили в округе.
Всё практически однозначно и с Кипрево. Считается, что здесь раньше обильно произрастало растение кипрей (или кипрея). Отсюда и название. Кстати, если я правильно понимаю, то кипрей - это иван-чай.
Здесь не только пара пригородных поездов Иваново-Александров, но еще и Москва-Кинешма и Анапа-Кострома. Последнее ну прямо вот совсем экзотично. Причем Анапа-Кострома делает здесь остановку только в сторону Костромы. И вся эта тройка поездов дальнего следования отмечается здесь ночью.
Кольчугино и Коробовщинская
Начнем с Кольчугино. К доспехам никакого отношения это не имеет, хотя с металлом название города связано. Дело в том, что в 1871 году купец по фамилии Кольчугин построил здесь меднопрокатный и проволочный заводы. Вот в его честь населенный пункт и назвали.
Вот на карте 1871 года село Васильевское есть, а Кольчугино - еще нет.
А вот современное здание на станции:
Остановку же здесь делают всё те же Москва-Кинешма и Анапа- Кострома (летом), а также пригородный поезд Иваново-Александров.
А вот Коробовщина вроде как имеет прямое отношение именно к коробам / коробкам. Но на ст. Коробовщинская тормозит лишь всё тот же пригородный поезд Александров-Иваново.
Спасибо, что следите за каналом!