Найти в Дзене
Владимир Шатов

Сценарий фильма "Идиот" ч. 25

ИНТ. ДОМ ЕПАНЧИНЫХ – ДЕНЬ МЫШКИН Неизвестность и отвращение от нового, которое наступит, были ужасны! Он говорил, что ничего не было для него тяжелее, как беспрерывная мысль: «Что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, какая бесконечность! И всё это было бы моё! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счётом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!». Он говорил, что эта мысль у него наконец в такую злобу переродилась, что ему уж хотелось, чтобы его поскорей застрелили. ЕПАНЧИН И чем закончилось? МЫШКИН Автоматчики дали очереди по верх их голов. Только крошки кирпича посекли голову. А через неделю его отпустили из импровизированной тюрьмы. АДЕЛАИДА Почему же он не уехал из города, где его так мучили? МЫШКИН Не знаю… Может ехать было некуда. Теперь он даже работает на ДНР. ЛИЗАВЕТА ПРОКОФЬЕВНА Чудовищно, что сделали с людьми! МЫШКИН Люди Горловки живут в каменном веке! На окраине города проходит линия фронта. Снаряды и пули зале

ИНТ. ДОМ ЕПАНЧИНЫХ – ДЕНЬ

МЫШКИН

Неизвестность и отвращение от нового, которое наступит, были ужасны! Он говорил, что ничего не было для него тяжелее, как беспрерывная мысль: «Что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, какая бесконечность! И всё это было бы моё! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счётом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!». Он говорил, что эта мысль у него наконец в такую злобу переродилась, что ему уж хотелось, чтобы его поскорей застрелили.

ЕПАНЧИН

И чем закончилось?

МЫШКИН

Автоматчики дали очереди по верх их голов. Только крошки кирпича посекли голову. А через неделю его отпустили из импровизированной тюрьмы.

АДЕЛАИДА

Почему же он не уехал из города, где его так мучили?

МЫШКИН

Не знаю… Может ехать было некуда. Теперь он даже работает на ДНР.

ЛИЗАВЕТА ПРОКОФЬЕВНА

Чудовищно, что сделали с людьми!

МЫШКИН

Люди Горловки живут в каменном веке! На окраине города проходит линия фронта. Снаряды и пули залетают от выстрелов с двух сторон. Работы нет, воды и перспектив. Но, самое удивительное, оптимизма они не теряют…

Они заканчивают обед и Мышкин прощается. С ним выходит Аглая.

АГЛАЯ

Я договорилась о встрече с Настасьей Филипповной. Завтра прошу Вас сопроводить меня к ней.

ИНТ. ДОМ РОГОЖИНА – ВЕЧЕР

Мышкин приходит к Рогожину.

РОГОЖИН

Чем обязан новому визиту?

МЫШКИН

Завтра Аглая Епанчина хочет встретиться с Настасьей Филипповной. Хочу попросить тебя присутствовать при встрече…

РОГОЖИН

Проходи в дом. Там поговорим…

Уставший Мышкин стоит перед картинами. Рогожин пристально следит за ним.

РОГОЖИН

Что ты опять усмехнулся на отцов портрет?

МЫШКИН

Чего я усмехнулся? А мне на мысль пришло, что если бы не было с тобой этой напасти, не приключилась бы эта любовь, так ты, пожалуй, точь-в-точь как твой отец бы стал, да и в весьма скором времени.

РОГОЖИН

И вот она это же самое говорила недавно, когда этот портрет разглядывала! Чудно, как вы во всем заодно с ней...

МЫШКИН

А разве она уж была у тебя?

РОГОЖИН

Да

МЫШКИН

Я очень этому рад, Парфен, очень рад! Кто знает, может, бог вас и устроит вместе.

РОГОЖИН

Никогда не будет того!

ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА – ВЕЧЕР

МЫШКИН

Слушай, Парфен, если ты так её любишь, неужто не захочешь ты заслужить её уважение? А если хочешь, так неужели не надеешься? Вот я сказал, что для меня задача: почему она идёт за тебя? В любви твоей она убеждена, но наверно убеждена и в некоторых твоих достоинствах. Иначе быть ведь не может! То, что ты сейчас сказал, подтверждает это. Сам ты говоришь, что нашла же она возможность говорить совсем другим языком. Ты мнителен и ревнив, поэтому и преувеличил всё, что заметил дурного. Уж конечно, она не так дурно думает о тебе, как ты говоришь. Ведь иначе значило бы, что она сознательно в воду или под нож идёт, за тебя выходя. Разве может быть это? Кто сознательно в воду или под нож идёт?.. Как ты тяжело смотришь на меня, Парфен.

РОГОЖИН

В воду или под нож! Хе! Да потому-то и идёт за меня, что наверно за мной нож ожидает! Да неужто уж ты и впрямь, до сих пор не спохватился, в чём тут дело?

МЫШКИН

Не понимаю я тебя.

РОГОЖИН

Что ж, может, и впрямь не понимает, хе! Говорят же про тебя, что ты... того. Другого она любит, вот что пойми! Точно так, как я её люблю. А другой этот знаешь кто? Это ты! Она тебя с именин полюбила. Только она думает, что выйти за тебя нельзя, потому что она тебя опозорит и судьбу твою сгубит. Она мне в лицо и говорила.

МЫШКИН

Да как же она от тебя ко мне бежала, а... от меня...

РОГОЖИН

А от тебя ко мне! Хе! Да мало ли что войдёт ей вдруг в голову! Она вся точно в лихорадке теперь. То мне кричит: «За тебя как в воду иду. Скорей свадьбу!» Сама торопит, день назначает, а станет подходить время испугается, плачет, смеётся, в лихорадке бьётся.

ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА – ВЕЧЕР

РОГОЖИН

Да что тут чудного, что она и от тебя убежала? Она убежала, потому что спохватилась, как тебя сильно любит. Ей не под силу у тебя стало. Сама ко мне прибежала: «Назначь день, я готова! Шампанского давай! К цыганам едем!» Да не было бы меня, она давно бы в воду кинулась, верно говорю. Потому и не кидается, что я, может, страшнее воды. Со зла идёт за меня.

МЫШКИН

Да как же ты... как же ты!..

РОГОЖИН

Что же не доканчиваешь? Хочешь, скажу, что ты про себя рассуждаешь: «Ну как же ей теперь за ним быть?»

МЫШКИН

Я не за тем приехал... Завтра созвонимся и встретимся…

РОГОЖИН

Это может, что не за тем и не то в уме было, а только теперь оно уж наверно стало за тем, хе-хе!

МЫШКИН

Всё это ревность, Парфен, это болезнь, всё ты преувеличил... Я будто знал, когда въезжал в Петербург, будто предчувствовал... Не хотел я ехать сюда! Я хотел всё это здешнее забыть, из сердца прочь вырвать... (В рассеянности берёт нож со стола)

Рогожин выхватывает у него нож, закладывает в книгу.

МЫШКИН

Ты листы, что ли, им разрезаешь? Это ведь новый садовый нож?

РОГОЖИН

Да новый... Разве садовым нельзя разрезать листы?

МЫШКИН

Извини, брат, у меня голова тяжела и эта болезнь... я совсем, совсем становлюсь такой рассеянный и смешной. Я вовсе не об этом и спросить-то хотел... не помню, о чём... Ну, прощай.

ИНТ. ДОМ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ – ДЕНЬ

Рогожин впускает князя и Аглаю и запирает за ними дверь.

РОГОЖИН

Во всём доме никого теперь, кроме нас вчетвером.

В комнате ждёт Настасья Филипповна, одетая в чёрном.

АГЛАЯ

Вы, конечно, знаете, зачем я вас хотела видеть?

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА

Нет, ничего не знаю.

АГЛАЯ

Вы хотите воспользоваться моим положением, что я у вас в доме.

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА

В этом положении виноваты вы, а не я!

АГЛАЯ

Не вы мною приглашены, а я вами, и до сих пор не знаю зачем? Удержите ваш язык, я не этим оружием пришла сражаться...

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА

А! Стало быть, вы всё-таки пришли «сражаться»? Представьте, я, однако же, думала, что вы... остроумнее...

АГЛАЯ

Вы не так поняли, я с вами не пришла... ссориться, хотя я вас не люблю. Я... я пришла к вам... с человеческою речью. Выслушайте же мой ответ на все ваши вопросы: мне стало жаль Льва Николаевича в первый день, когда с ним познакомилась и когда потом узнала обо всём, что произошло на вашем вечере. Мне потому его стало жаль, что он простодушный человек и по простоте своей поверил, что может быть счастлив... с женщиной... такого характера. Чего я боялась за него, то и случилось: вы не могли его полюбить, измучили его. Вы потому его не могли любить, что слишком горды... нет, не горды, я ошиблась, а потому, что вы тщеславны... даже и не это: вы себялюбивы до... сумасшествия, чему доказательством служит наша переписка.