Найти в Дзене

Про Ложное Я, Истинное Я и пустоту в душе

Я знала одну женщину, которая во всем была безупречна и напоминала сложно сконструированный механизм с заложенной программой успешного движения по жизни. Но за тонкой фарфоровой маской совершенства находился заброшенный сад души, в котором никогда не цвели её собственные цветы - в любом своем выборе она ориентировалась на внешние стандарты, оценки и чьи-то мнения. Несмотря на внешний успех и идеальность, женщина часто испытывала глубокое чувство пустоты и скуки. А в моменты отдыха (когда не было внешних задач), она не знала, чем заняться, не понимала, чего хочет, и чувствовала себя «не живой» и «не настоящей». Разрыв между внешней «успешной витриной» и внутренней пустотой — классический признак Ложного Я, которое подменяет собой Я Истинное. Ложное Я может выполнять функции, но оно не связано с истинными эмоциями и жизненной энергией человека. Оно имитирует жизнь, но не живёт. Это защитный механизм, который построен на идеальном соответствии. По Винникотту, Ложное Я возникает в раннем

Я знала одну женщину, которая во всем была безупречна и напоминала сложно сконструированный механизм с заложенной программой успешного движения по жизни. Но за тонкой фарфоровой маской совершенства находился заброшенный сад души, в котором никогда не цвели её собственные цветы - в любом своем выборе она ориентировалась на внешние стандарты, оценки и чьи-то мнения.

Несмотря на внешний успех и идеальность, женщина часто испытывала глубокое чувство пустоты и скуки. А в моменты отдыха (когда не было внешних задач), она не знала, чем заняться, не понимала, чего хочет, и чувствовала себя «не живой» и «не настоящей».

Разрыв между внешней «успешной витриной» и внутренней пустотой — классический признак Ложного Я, которое подменяет собой Я Истинное. Ложное Я может выполнять функции, но оно не связано с истинными эмоциями и жизненной энергией человека. Оно имитирует жизнь, но не живёт. Это защитный механизм, который построен на идеальном соответствии.

По Винникотту, Ложное Я возникает в раннем детстве, когда мать (или значимый взрослый) недостаточно хорошо «отзеркаливает» потребности и спонтанность ребёнка. Вместо того чтобы принять Истинное Я своего ребенка(«Я хочу спать/есть/злиться»), мать предлагает ему свой собственный сценарий («Ты должен быть весёлым/тихим/удобным»). И ребенок отказывается от своих подлинных внутренних импульсов, чтобы «выжить» и заслужить любовь. Он привыкает быть собственностью матери, формируя Ложное Я как адаптивную реакцию на среду.

Я знала одну успешную и безупречную, но глубоко несчастную женщину, за которую в детстве мама всегда решала что носить, с кем дружить и какой кружок выбрать, не позволяя дочери совершить ошибку и …стать самой собой. Реальность, пропущенная через материнское одобрение, была строительным материалом ее души, а истинные чувства и эмоции - засушенными цветами гербария, которые можно было всем демонстрировать. И когда девочка выросла, она интернализировала (встроила внутрь) функцию внешнего «материнского регулятора», и ее Истинное Я, отвечающее за спонтанный личный выбор, атрофировалось. А вместе с ним и доверие к своим внутренним импульсам, желаниям и потребностям. Ложное Я, занявшее место Истинного, стало управляет ее жизнью.

Вот только, Ложное Я —это тот Хрустальный Дворец Стеклянной Автономии со стерильным куполом занятости и достигаторства, построенный на песке чьих-то ожиданий, который ослепляет блеском, но внутри него нет ничего, кроме эха чужих голосов. От того и пусто внутри…

Ольга Караванова

Клинический психолог