Найти в Дзене
Арт-альбом

У истоков праздника

Любимый Новый год, самый древний из существующих ныне праздников, не сразу оброс привычными для нас атрибутами и ритуалами. У каждого народа в разные времена были свои традиции и даже дата начала нового года. Известно, что в Древней Месопотамии ещё в III тысячелетии до н. э. новый год начинался весной с разлива рек Тигр и Эвфрат, когда можно было приступать к земледельческим работам. Этот период считался праздником жизни, возрождения. С разливом реки связывали новый год и в Древнем Египте. Нил разливался в июле, вода не уходила около четырёх месяцев. Эта пора у египтян была первым (из трёх) временем года и называлась ахет. Долгое время новый год древние римляне начинали в марте, когда в тёплом средиземноморском климате можно было приступать к земледельческим работам. Но диктатор Римской империи Гай Юлий Цезарь (100 до н. э. — 44 до н. э.) перенёс начало нового года на 1 января. В 46 году до н. э. он объявил о реформе римского календаря. Новый календарь стал известен как юлианский, его
Оглавление

Любимый Новый год, самый древний из существующих ныне праздников, не сразу оброс привычными для нас атрибутами и ритуалами. У каждого народа в разные времена были свои традиции и даже дата начала нового года.

Известно, что в Древней Месопотамии ещё в III тысячелетии до н. э. новый год начинался весной с разлива рек Тигр и Эвфрат, когда можно было приступать к земледельческим работам. Этот период считался праздником жизни, возрождения. С разливом реки связывали новый год и в Древнем Египте. Нил разливался в июле, вода не уходила около четырёх месяцев. Эта пора у египтян была первым (из трёх) временем года и называлась ахет. Долгое время новый год древние римляне начинали в марте, когда в тёплом средиземноморском климате можно было приступать к земледельческим работам. Но диктатор Римской империи Гай Юлий Цезарь (100 до н. э. — 44 до н. э.) перенёс начало нового года на 1 января. В 46 году до н. э. он объявил о реформе римского календаря. Новый календарь стал известен как юлианский, его использовали в Европе в течение 16 столетий, пока в 1582 году по приказу папы римского Григория XIII в католических странах его не заменили григорианским календарём. Римляне, отмечая новый год, украшали дома и дарили подарки друг другу и своему императору. Сначала подношения правителю были делом добровольным, но со временем императоры начали уже требовать для себя новогодних подарков.

Самой древней предтечей современных рождественско-новогодних торжеств считается праздник Сатурналий, который возник в Древнем Риме в V веке до н. э. во времена консульства Квинта Клелия Сикула и Тита Ларция Флава, в честь Сатурна — бога земледелия и плодородия. Отмечали этот праздник во второй половине декабря, после окончания сбора урожая. Начинались Сатурналии с жертвоприношения перед храмом Сатурна, а после люди пировали, обменивались подарками, обычно свечами и фигурками из теста или терракоты. Гуляния длились несколько дней, в это время никто не работал, преступников не казнили, а провинившихся запрещалось наказывать. А рабам и вовсе разрешалось не только не работать, но и сидеть за одним столом с хозяевами. Иногда господа и рабы менялись местами: носили одежду друг друга, хозяева прислуживали слугам.

«Римляне отмечают праздник Сатурналий». Иллюстрация английского художника Джона Рейнхарда Вегелина, напечатанная в американском ежемесячном журнале Harper’s Magazine в декабре 1884 года. Фото: 24.hu
«Римляне отмечают праздник Сатурналий». Иллюстрация английского художника Джона Рейнхарда Вегелина, напечатанная в американском ежемесячном журнале Harper’s Magazine в декабре 1884 года. Фото: 24.hu

Многие язычники, в том числе и восточные славяне, на протяжении долгого времени начинали новый год весной, в марте. Предположительно, первоначально на Руси новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Зима ушла — значит, наступил новый год, новая жизнь. Но и зимой наши предки не скучали — после зимнего солнцестояния отмечали праздник Коляды, посвящённый рождению нового солнца. Самые длинные и тёмные ночи считали временем разгула нечистой силы, которую нужно было отгонять. Похожий праздник был и у скандинавских и германских народов, день зимнего солнцестояния они отмечали торжеством под названием Йоль.

Кельты, жители Западной и Центральной Европы, новый сельскохозяйственный год — Самайн —встречали осенью, это был праздник окончания уборки урожая. Кельтский календарь делил год на две части: тёмную (она начиналась в конце октября — начале ноября) и светлую (начиналась в марте — апреле). С наступлением тёмной части года, в первые три ночи кельты отмечали новый год. Традиционно на Самайн делили собранный урожай, а также решали, какую часть скота оставить на зиму, а какую — зарезать, чтобы сделать запасы. В это время у кельтов было принято жечь костры, через которые перепрыгивали люди, а между кострами проводили животных. Данный ритуал считался очищающим.

На открытке из серии «О праздновании Нового года в различных культурах на протяжении всей истории», выпущенной во Франции в XIX веке, изображён сбор омелы у кельтов. У этого древнего народа в честь начала нового года было принято украшать дома ветками омелы, она считалась священным растением. Друиды, кельтские жрецы, собирали омелу, облачаясь в белые одежды, и срезали ветки только золотыми серпами. Фото: tr.pinterest.com
На открытке из серии «О праздновании Нового года в различных культурах на протяжении всей истории», выпущенной во Франции в XIX веке, изображён сбор омелы у кельтов. У этого древнего народа в честь начала нового года было принято украшать дома ветками омелы, она считалась священным растением. Друиды, кельтские жрецы, собирали омелу, облачаясь в белые одежды, и срезали ветки только золотыми серпами. Фото: tr.pinterest.com

В Средние века разные страны праздновали новый год по-разному. На территории разрозненной Италии он наступал 25 марта, в Византии — 1 сентября, на Пиренейском полуострове — 1 января. На Руси долгое время существовало две даты встречи нового года. После Крещения Руси, как и в Византии, официально «новолетие» начиналось 1 сентября, но восточные славяне и после принятия христианства по-прежнему считали началом нового года 1 марта. В 1492 году Государь всея Руси Иван III издал указ, согласно которому новый год официально переносился на осень. Но, несмотря на это, люди продолжали отмечать праздник дважды. К 1 сентября собирали оброк, подати, завершали судебные разбирательства и расплачивались по долгам. Но никаких праздничных обычаев у осеннего нового года тогда не было. Великий князь Московский и Государь всея Руси Иван III Васильевич в 1497 году принял новый свод законов — Судебник, где было зафиксировано начало нового года 1 сентября, и впервые ввёл в обиход ряд праздничных мероприятий на этот день. Он повелел проводить отныне открытый приём в Кремле, куда мог прийти любой и попросить у государя защиты или помощи, а также устраивать зрелища для народа.

Рождение Рождества

В начале нашей эры первые христиане отмечали одновременно, в один день 6 января, Крещение Господне и Рождество Христово (Армянская апостольская церковь празднует их так и по сей день). Впервые Рождество было отделено от Крещения Римско-католической церковью в первой половине IV века. Праздник отныне начали отмечать 25 декабря. На востоке разделение двух этих праздников произошло на полвека позднее. На Руси празднования Рождества 7 января начались ещё в конце X века, после принятия христианства. Хотя одновременно с этим народ продолжал веселиться и совершать всевозможные языческие обряды, несмотря на неодобрение, а порой и запреты церкви.

Современным традициям празднования католического Рождества мир во многом обязан протестантам, которые появились в Европе в XVI веке и отрицали средневековые институты Римско-католической церкви. Так, по одной из версий, обычай наряжать рождественскую ёлку появился именно у протестантов. Чуть ли не сам Мартин Лютер (1483-1546), немецкий богослов и инициатор Реформации, первым придумал зажигать свечи на рождественской ёлки. Однако, если это и соответствовало действительности, то соотечественники не подхватили его затею. Первое письменное зафиксированное свидетельство украшенной (но не с горящими огнями) ёлки относится к 1605 году. Тогда некий немецкий путешественник на Рождество оказался в Страсбурге и описал увиденные им там ёлки, декорированные яблоками, вафлями и пр. Затем постепенно этот обычай распространился на другие города, расположенные на Рейне. А первые письменные данные о ёлке с зажжёнными свечами относятся ко второй половине XVII века. Тогда несколько небольших елей с закреплёнными на ветках свечами установили в Ганновере.

Уильям Хоул. «Пастухи находят младенца Христа, лежащего в яслях». После посещения Палестины живописец в 1901 году создал серию из 80 акварелей, которые стали иллюстрациями в книге «Жизнь Иисуса из Назарета». Фото: ru.pinterest.com
Уильям Хоул. «Пастухи находят младенца Христа, лежащего в яслях». После посещения Палестины живописец в 1901 году создал серию из 80 акварелей, которые стали иллюстрациями в книге «Жизнь Иисуса из Назарета». Фото: ru.pinterest.com
Согласно одной из легенд, в Сочельник Мартин Лютер шёл домой через лес и увидел сквозь тёмные ветви елей ярко горящие звёзды. Это напомнило ему о рождественской ночи в Вифлееме. Он принёс домой маленькую ель, к которой прикрепил свечи. Хромолитография «Лютер на Рождество в кругу своей семьи» иллюстрировала книгу «Жизнь, таланты и мнения доктора Мартина Лютера: на основе сообщений из его писем и сочинений» немецкого богослова Павла Мартина Раде. XIX век. Фото: ru.pinterest.com
Согласно одной из легенд, в Сочельник Мартин Лютер шёл домой через лес и увидел сквозь тёмные ветви елей ярко горящие звёзды. Это напомнило ему о рождественской ночи в Вифлееме. Он принёс домой маленькую ель, к которой прикрепил свечи. Хромолитография «Лютер на Рождество в кругу своей семьи» иллюстрировала книгу «Жизнь, таланты и мнения доктора Мартина Лютера: на основе сообщений из его писем и сочинений» немецкого богослова Павла Мартина Раде. XIX век. Фото: ru.pinterest.com

Мода на ёлку

В конце XVIII — начале XIX века на германских землях на площадях в Сочельник стали устанавливать большие ели, продавать их на ярмарках. Из Пруссии рождественская ёлочная традиция начала стремительно распространяться по другим странам Европы. Сначала ёлкой «заразились» северные соседи немцев. Впервые о рождественских деревьях в письменных источниках у шведов упоминается в конце XVIII века, у финнов — в 1800 году, у датчан — в 1810, а у норвежцев — 1828. Хотя вплоть до середины XIX века они всё же предпочитали украшать потолок и двери домов просто лапником. К середине XIX века ёлки обосновались уже в Бельгии и Голландии. А первая ёлка во Франции, как считается, появилась в 1840 году при дворе короля Луи Филиппа I. Дерево накануне Рождества установили перед дворцом Тюильри по желанию жены наследника престола, старшего сына короля Фердинанда Филиппа Орлеанского, немецкой принцессы Елены Мекленбург-Шверинской. Правда, французы со скрипом принимали это нововведение и такое широкое распространение, как в других странах, эта традиция получила не сразу.

В Великобритании же мода на ёлки к Рождеству появились благодаря супругу королевы Виктории, принцу-консорту Альберту Саксен-Кобург-Готскому, выходцу из Саксонии. В 1841 году по его настоянию в Виндзорском замке установили украшенную ель «для удовольствия молодой жены и маленьких детей». В письме своему отцу Альберт рассказывал, что дети (их в тот момент у монаршей семьи было двое) были очень счастливы и дивились немецкому рождественскому дереву и его блестящим свечам. Хотя и сама королева Виктория могла и в своём детстве видеть деревья, украшенные к празднику. Её мать Виктория Саксен-Кобург-Заальфельдская тоже была немкой и после переезда в Англию, как и на родине, украшала на Рождество, правда, не ёлку, а тис. А вот за пределы королевских покоев, в народ, ёлка шагнула после 1848 года, когда в еженедельной газете Illustrated London News опубликовали рисунок, на котором была изображена королевская семья, собравшаяся вокруг украшенного рождественского дерева в Виндзорском замке.

Рождество в семье английской королевы Виктории, принца-консорта Альберта, их детей и матери королевы в 1848 году на иллюстрации из еженедельника Illustrated London News. Фото: litobozrenie.com
Рождество в семье английской королевы Виктории, принца-консорта Альберта, их детей и матери королевы в 1848 году на иллюстрации из еженедельника Illustrated London News. Фото: litobozrenie.com

Немецкие эмигранты завезли ёлку и в Америку. Произошло это ближе к середине XIX века и, судя по всему, практически одновременно в разных штатах. Известно, что уже в 1848 году в Нью-Йорке появился первый фермер, торговавший ёлками перед Рождеством. В Белом доме впервые рождественскую ёлку установили через четыре года, в 1852 году.

Непростая судьба ёлки в России

Как и в другие страны, в Россию обычай устанавливать ёлку на Рождество завезли всё те же выходцы из немецких земель, которых на рубеже XVIII-XIX веков было в нашей стране немало. Русские дивились заграничной традиции, но перенимать не торопились. Дело в том, что у наших предков ель не пользовалась большой любовью, она считалась деревом смерти: еловые ветки использовались во время похорон, сажать ель возле дома на участке — плохая примета. Правда, это правило распространено только в тех регионах, где ель — редкий гость, там, где она растёт повсеместно, такой приметы не было и нет.

В 1699 году Пётр I издал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января для «лучшего согласия с народами европейскими». 15 декабря 1699 года император всея Руси повелел: «Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает». Понимая, что празднование Нового года 1 января идёт вразрез со старыми традициями, Пётр I решил провести в Москве невиданное доселе торжественное действо. Накануне во всех церквях началось полночное бдение. Пётр со своим многочисленным двором был на праздничной службе в Успенском соборе, молясь «усердно и истово». А потом улицы первопрестольной и её крепостные стены озарились ярким фейерверком. Полыхала в зимнем небе иллюминация, горели костры и смоляные бочки подобно факелам, закреплённые на длинных шестах. Потехи и увеселения продолжались до самого Рождества. И всё это время городские улицы и площади украшали высокие лохматые лесные гостьи — вечнозелёные ели.

Летоисчисление теперь стали вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Царь повелел 1 января пускать ракеты, жечь костры и палить из ружей. А на Красной площади учинили «огненные потехи». Вместе с переносом начала нового года Пётр I ввёл и новые ритуалы его празднования, например, украшать улицы столицы сосновой, еловой и можжевеловой хвоёй. Ветки полагалось вешать на ворота, а целые деревья ставить перед домами. Однако после смерти императора о таком новогоднем декоре забыли почти все, кроме владельцев питейных заведений. Они весь XVIII век и в начале XIX века продолжали устанавливать ёлки (реже сосны) на крышах или у ворот своих кабаков. Часто хвойные красавицы стояли круглый год, а в декабре заменялись свежими деревьями. В результате в народе ёлки и алкоголь стали чуть ли не синонимами. В ходу были выражения «идти под ёлку» — идти в кабак, «быть под ёлкой» — находиться в кабаке и пр.

Вплоть до 1830-х годов ёлки обходили стороной дома россиян. Но на рубеже 1830-х — 1840-х обычай ставить на Рождество хвойную красавицу вошёл в моду. О нём, в частности, писали в столичных изданиях.

Первая рождественская ёлка была установлена в России женой императора Николая I Александрой Фёдоровной, которая была родом из Пруссии. По одним сведениям, через год после свадьбы с будущим царём, в 1818 году, великая княгиня устроила ёлку в Москве, а на следующий год — в Санкт-Петербурге. По другим, первая рождественская ёлка во дворе появилась в конце 1830-х годов. Но как бы там ни было, историки в один голос признают, что мода на ёлки прижилась в России стремительно. Одной из причин такой быстрой популярности считают тот факт, что в конце 1830-х в нашей стране издали произведения немецкого писателя-романтика Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и «Повелитель блох. Сказка в семи приключениях двух друзей», а также сказки Андерсена «Ёлка» и «Девочка со спичками».

Алексей Чернышёв. Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская ёлка в Аничковом дворце. 1848 год. Для каждого члена императорской семьи устанавливали персональный столик со своей ёлкой и подарками. Поэтому покои императрицы Александры Фёдоровны на Рождество превращались в настоящий лес. На этих деревьях никогда не устанавливали свечи, опасаясь пожаров. Фото: newrussian-cc.ru
Алексей Чернышёв. Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская ёлка в Аничковом дворце. 1848 год. Для каждого члена императорской семьи устанавливали персональный столик со своей ёлкой и подарками. Поэтому покои императрицы Александры Фёдоровны на Рождество превращались в настоящий лес. На этих деревьях никогда не устанавливали свечи, опасаясь пожаров. Фото: newrussian-cc.ru

На первых порах рождественские ёлки могли себе позволить только люди состоятельные. Ведь, помимо самой лесной красавицы, для настоящего праздника нужны были игрушки, свечи, подарки. И до начала XX века ёлка в доме была преимущественно городским явлением и проводилась для людей своего круга. Помещики и крестьяне оставались верны святочным народным традициям. Только к концу XIX века зажиточные помещики стали проводить ёлки для деревенских детей. Но если на Западе ёлка на Рождество изначально была тесно связана с религией, то в России первое время она являлась атрибутом светской жизни. И только постепенно превращалась в «Христово дерево». Священнослужители поначалу яростно сопротивлялись иноземной традиции. Ёлки нельзя было увидеть ни в домах духовенства, ни в церквях.

Ленин и ёлки

Несколько поколений советских людей с малолетства знали чуть ли не наизусть рассказы Александра Кононова о Ленине, два из которых («Ёлка в Сокольниках» и «Ёлка в Горках») посвящены были его участию в детских праздничных ёлках. Первый раз вождь мирового пролетариата попал на рождественскую ёлку 24 декабря 1919 года, когда отправился в «Лесную школу» (открылась 1 мая 1918 года) в Сокольниках, где поправляла в то время своё здоровье Надежда Константиновна Крупская. Владимир Ильич решил проведать супругу, а заодно принять там же участие в детском празднике. Об этом не раз упоминал в своих воспоминаниях ближайший помощник Ленина, партийный деятель Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич. Правда, после его мемуары неоднократно редактировалось, и рождественская ёлка незаметно превратилась в новогоднюю, а Ленин — из присутствующего на празднике лидера в настоящего массовика-затейника. Незадолго до смерти Владимир Ильич при помощи близких устроил в Горках, где он жил последние два года, в декабре 1923 года на Рождество ёлку для местных детей. К тому моменту Ленин уже был тяжело болен, и на праздник его вывезли в кресле.

Николай Жуков. «Ёлка в Сокольниках». 1953 год. Владимир Ильич Ленин, по словам его супруги Надежды Константиновны Крупской, «ничего против ёлок не имел, но и не придавал им никакого значения». Фото: in.pinterest.com
Николай Жуков. «Ёлка в Сокольниках». 1953 год. Владимир Ильич Ленин, по словам его супруги Надежды Константиновны Крупской, «ничего против ёлок не имел, но и не придавал им никакого значения». Фото: in.pinterest.com

Сразу после Октябрьской революции на ёлку большевики не посягали. Но в годы Гражданской войны (1917-1922) ёлки стали редким явлением. Население бедствовало, людям было не до лесных красавиц. Если тогда ёлка в доме и появлялась, то становилась зыбким напоминанием о прошлой, ушедшей мирной жизни. После 1922 года, когда жизнь стала понемногу налаживаться, ёлки снова стали проводить в учебных заведениях. Но в эти годы в СССР началась активная борьба с религией и всем, что было с ней связано. И в 1929 году Рождество, объявленное поповским обычаем, запретили окончательно. В стране развернулась большая антиёлочная кампания. Но совсем искоренить рождественские обычаи не удалось — ёлки ушли в подполье. Семьи изворачивались и устанавливали дома хвойных красавиц тайно, а окна завешивали одеялами, чтобы с улицы не было видно светящихся на ней огоньков. Ведь по вечерам по городам ходили дежурные и высматривали, нет ли у кого дома ёлки. Некоторые контролёры могли даже заявиться без предупреждения в квартиры особо неблагонадёжных граждан.

Ситуация неожиданно изменилась в 1935 году. В газете «Правда» от 28 декабря появилась заметка Павла Петровича Постышева, кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б), «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». Автор заявил, что осуждение ёлки в корне неправильно, и призвал в срочном порядке устроить советским детям новогодний праздник в школах, детских садах и Домах пионеров. Уже на следующий день «Правда» напечатала постановление ЦК ВЛКСМ о проведении 1 января ёлок в детских учреждениях силами комсомольцев и пионеров. В газете от 30 декабря уже опубликовали фотографию детей, рассматривающих ёлку, установленную в витрине магазина, и заметку о бойкой торговле лесными красавицами и новогодними игрушками в Москве. Так буквально за несколько дней ёлка была реабилитирована и из рождественской превратилась в советскую новогоднюю. В 1937 году прошла первая Главная ёлка страны для отличников учёбы в Колонном зале Дома Союзов.

Фото: history.ru
Фото: history.ru
Новогодняя ёлка в Большом Кремлёвском дворце. Автор – Е. Кассин. Москва. 9 января 1959 года. Фото: mos.ru
Новогодняя ёлка в Большом Кремлёвском дворце. Автор – Е. Кассин. Москва. 9 января 1959 года. Фото: mos.ru

Советская номенклатура стала встречать Новый год в Кремле, где в Кремлёвском дворце устанавливали огромную ель и накрывали столы. В стране начали печатать пособия с рекомендациями, как проводить детские новогодние праздники (какие стихи читать, какие песни петь), и даже готовые сценарии для этих мероприятий.

Для многих республик, вошедших в состав СССР, проведение ёлок было совершенно новым и незнакомым явлением, а вот территориям, доставшимся СССР после заключения пакта Молотова-Риббентропа, быстро пришлось перестраиваться с рождественских праздников на новогодние под бдительным контролем всё тех же дежурных, высматривающих в окнах огни.

После войны ёлка и Новый год окончательно вступили в свои права. В 1947 году 1 января стал нерабочим днём, а детские утренники — обязательной новогодней программой для ребятни. Во многих городах Советского Союза во второй половине XX века на Новый год стали строить вокруг главных городских ёлок ледяные городки.

г. Пермь. Новогодняя ёлка у ДК им. Свердлова. 1980 год. Фото: archive.perm.ru
г. Пермь. Новогодняя ёлка у ДК им. Свердлова. 1980 год. Фото: archive.perm.ru

До сих пор во многих странах мира принято перед Новым годом отдавать долги, прощать обиды, выбрасывать из дома всю разбитую посуду. Да и вообще избавляться от предметов, напоминающих о неприятностях и огорчениях минувшего года, чтобы с лёгкой душой, чистым сердцем и хорошим праздничным настроением встретить приход Нового года.