Любимый Новый год, самый древний из существующих ныне праздников, не сразу оброс привычными для нас атрибутами и ритуалами. У каждого народа в разные времена были свои традиции и даже дата начала нового года.
Известно, что в Древней Месопотамии ещё в III тысячелетии до н. э. новый год начинался весной с разлива рек Тигр и Эвфрат, когда можно было приступать к земледельческим работам. Этот период считался праздником жизни, возрождения. С разливом реки связывали новый год и в Древнем Египте. Нил разливался в июле, вода не уходила около четырёх месяцев. Эта пора у египтян была первым (из трёх) временем года и называлась ахет. Долгое время новый год древние римляне начинали в марте, когда в тёплом средиземноморском климате можно было приступать к земледельческим работам. Но диктатор Римской империи Гай Юлий Цезарь (100 до н. э. — 44 до н. э.) перенёс начало нового года на 1 января. В 46 году до н. э. он объявил о реформе римского календаря. Новый календарь стал известен как юлианский, его использовали в Европе в течение 16 столетий, пока в 1582 году по приказу папы римского Григория XIII в католических странах его не заменили григорианским календарём. Римляне, отмечая новый год, украшали дома и дарили подарки друг другу и своему императору. Сначала подношения правителю были делом добровольным, но со временем императоры начали уже требовать для себя новогодних подарков.
Самой древней предтечей современных рождественско-новогодних торжеств считается праздник Сатурналий, который возник в Древнем Риме в V веке до н. э. во времена консульства Квинта Клелия Сикула и Тита Ларция Флава, в честь Сатурна — бога земледелия и плодородия. Отмечали этот праздник во второй половине декабря, после окончания сбора урожая. Начинались Сатурналии с жертвоприношения перед храмом Сатурна, а после люди пировали, обменивались подарками, обычно свечами и фигурками из теста или терракоты. Гуляния длились несколько дней, в это время никто не работал, преступников не казнили, а провинившихся запрещалось наказывать. А рабам и вовсе разрешалось не только не работать, но и сидеть за одним столом с хозяевами. Иногда господа и рабы менялись местами: носили одежду друг друга, хозяева прислуживали слугам.
Многие язычники, в том числе и восточные славяне, на протяжении долгого времени начинали новый год весной, в марте. Предположительно, первоначально на Руси новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Зима ушла — значит, наступил новый год, новая жизнь. Но и зимой наши предки не скучали — после зимнего солнцестояния отмечали праздник Коляды, посвящённый рождению нового солнца. Самые длинные и тёмные ночи считали временем разгула нечистой силы, которую нужно было отгонять. Похожий праздник был и у скандинавских и германских народов, день зимнего солнцестояния они отмечали торжеством под названием Йоль.
Кельты, жители Западной и Центральной Европы, новый сельскохозяйственный год — Самайн —встречали осенью, это был праздник окончания уборки урожая. Кельтский календарь делил год на две части: тёмную (она начиналась в конце октября — начале ноября) и светлую (начиналась в марте — апреле). С наступлением тёмной части года, в первые три ночи кельты отмечали новый год. Традиционно на Самайн делили собранный урожай, а также решали, какую часть скота оставить на зиму, а какую — зарезать, чтобы сделать запасы. В это время у кельтов было принято жечь костры, через которые перепрыгивали люди, а между кострами проводили животных. Данный ритуал считался очищающим.
В Средние века разные страны праздновали новый год по-разному. На территории разрозненной Италии он наступал 25 марта, в Византии — 1 сентября, на Пиренейском полуострове — 1 января. На Руси долгое время существовало две даты встречи нового года. После Крещения Руси, как и в Византии, официально «новолетие» начиналось 1 сентября, но восточные славяне и после принятия христианства по-прежнему считали началом нового года 1 марта. В 1492 году Государь всея Руси Иван III издал указ, согласно которому новый год официально переносился на осень. Но, несмотря на это, люди продолжали отмечать праздник дважды. К 1 сентября собирали оброк, подати, завершали судебные разбирательства и расплачивались по долгам. Но никаких праздничных обычаев у осеннего нового года тогда не было. Великий князь Московский и Государь всея Руси Иван III Васильевич в 1497 году принял новый свод законов — Судебник, где было зафиксировано начало нового года 1 сентября, и впервые ввёл в обиход ряд праздничных мероприятий на этот день. Он повелел проводить отныне открытый приём в Кремле, куда мог прийти любой и попросить у государя защиты или помощи, а также устраивать зрелища для народа.
Рождение Рождества
В начале нашей эры первые христиане отмечали одновременно, в один день 6 января, Крещение Господне и Рождество Христово (Армянская апостольская церковь празднует их так и по сей день). Впервые Рождество было отделено от Крещения Римско-католической церковью в первой половине IV века. Праздник отныне начали отмечать 25 декабря. На востоке разделение двух этих праздников произошло на полвека позднее. На Руси празднования Рождества 7 января начались ещё в конце X века, после принятия христианства. Хотя одновременно с этим народ продолжал веселиться и совершать всевозможные языческие обряды, несмотря на неодобрение, а порой и запреты церкви.
Современным традициям празднования католического Рождества мир во многом обязан протестантам, которые появились в Европе в XVI веке и отрицали средневековые институты Римско-католической церкви. Так, по одной из версий, обычай наряжать рождественскую ёлку появился именно у протестантов. Чуть ли не сам Мартин Лютер (1483-1546), немецкий богослов и инициатор Реформации, первым придумал зажигать свечи на рождественской ёлки. Однако, если это и соответствовало действительности, то соотечественники не подхватили его затею. Первое письменное зафиксированное свидетельство украшенной (но не с горящими огнями) ёлки относится к 1605 году. Тогда некий немецкий путешественник на Рождество оказался в Страсбурге и описал увиденные им там ёлки, декорированные яблоками, вафлями и пр. Затем постепенно этот обычай распространился на другие города, расположенные на Рейне. А первые письменные данные о ёлке с зажжёнными свечами относятся ко второй половине XVII века. Тогда несколько небольших елей с закреплёнными на ветках свечами установили в Ганновере.
Мода на ёлку
В конце XVIII — начале XIX века на германских землях на площадях в Сочельник стали устанавливать большие ели, продавать их на ярмарках. Из Пруссии рождественская ёлочная традиция начала стремительно распространяться по другим странам Европы. Сначала ёлкой «заразились» северные соседи немцев. Впервые о рождественских деревьях в письменных источниках у шведов упоминается в конце XVIII века, у финнов — в 1800 году, у датчан — в 1810, а у норвежцев — 1828. Хотя вплоть до середины XIX века они всё же предпочитали украшать потолок и двери домов просто лапником. К середине XIX века ёлки обосновались уже в Бельгии и Голландии. А первая ёлка во Франции, как считается, появилась в 1840 году при дворе короля Луи Филиппа I. Дерево накануне Рождества установили перед дворцом Тюильри по желанию жены наследника престола, старшего сына короля Фердинанда Филиппа Орлеанского, немецкой принцессы Елены Мекленбург-Шверинской. Правда, французы со скрипом принимали это нововведение и такое широкое распространение, как в других странах, эта традиция получила не сразу.
В Великобритании же мода на ёлки к Рождеству появились благодаря супругу королевы Виктории, принцу-консорту Альберту Саксен-Кобург-Готскому, выходцу из Саксонии. В 1841 году по его настоянию в Виндзорском замке установили украшенную ель «для удовольствия молодой жены и маленьких детей». В письме своему отцу Альберт рассказывал, что дети (их в тот момент у монаршей семьи было двое) были очень счастливы и дивились немецкому рождественскому дереву и его блестящим свечам. Хотя и сама королева Виктория могла и в своём детстве видеть деревья, украшенные к празднику. Её мать Виктория Саксен-Кобург-Заальфельдская тоже была немкой и после переезда в Англию, как и на родине, украшала на Рождество, правда, не ёлку, а тис. А вот за пределы королевских покоев, в народ, ёлка шагнула после 1848 года, когда в еженедельной газете Illustrated London News опубликовали рисунок, на котором была изображена королевская семья, собравшаяся вокруг украшенного рождественского дерева в Виндзорском замке.
Немецкие эмигранты завезли ёлку и в Америку. Произошло это ближе к середине XIX века и, судя по всему, практически одновременно в разных штатах. Известно, что уже в 1848 году в Нью-Йорке появился первый фермер, торговавший ёлками перед Рождеством. В Белом доме впервые рождественскую ёлку установили через четыре года, в 1852 году.
Непростая судьба ёлки в России
Как и в другие страны, в Россию обычай устанавливать ёлку на Рождество завезли всё те же выходцы из немецких земель, которых на рубеже XVIII-XIX веков было в нашей стране немало. Русские дивились заграничной традиции, но перенимать не торопились. Дело в том, что у наших предков ель не пользовалась большой любовью, она считалась деревом смерти: еловые ветки использовались во время похорон, сажать ель возле дома на участке — плохая примета. Правда, это правило распространено только в тех регионах, где ель — редкий гость, там, где она растёт повсеместно, такой приметы не было и нет.
В 1699 году Пётр I издал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января для «лучшего согласия с народами европейскими». 15 декабря 1699 года император всея Руси повелел: «Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает». Понимая, что празднование Нового года 1 января идёт вразрез со старыми традициями, Пётр I решил провести в Москве невиданное доселе торжественное действо. Накануне во всех церквях началось полночное бдение. Пётр со своим многочисленным двором был на праздничной службе в Успенском соборе, молясь «усердно и истово». А потом улицы первопрестольной и её крепостные стены озарились ярким фейерверком. Полыхала в зимнем небе иллюминация, горели костры и смоляные бочки подобно факелам, закреплённые на длинных шестах. Потехи и увеселения продолжались до самого Рождества. И всё это время городские улицы и площади украшали высокие лохматые лесные гостьи — вечнозелёные ели.
Летоисчисление теперь стали вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Царь повелел 1 января пускать ракеты, жечь костры и палить из ружей. А на Красной площади учинили «огненные потехи». Вместе с переносом начала нового года Пётр I ввёл и новые ритуалы его празднования, например, украшать улицы столицы сосновой, еловой и можжевеловой хвоёй. Ветки полагалось вешать на ворота, а целые деревья ставить перед домами. Однако после смерти императора о таком новогоднем декоре забыли почти все, кроме владельцев питейных заведений. Они весь XVIII век и в начале XIX века продолжали устанавливать ёлки (реже сосны) на крышах или у ворот своих кабаков. Часто хвойные красавицы стояли круглый год, а в декабре заменялись свежими деревьями. В результате в народе ёлки и алкоголь стали чуть ли не синонимами. В ходу были выражения «идти под ёлку» — идти в кабак, «быть под ёлкой» — находиться в кабаке и пр.
Вплоть до 1830-х годов ёлки обходили стороной дома россиян. Но на рубеже 1830-х — 1840-х обычай ставить на Рождество хвойную красавицу вошёл в моду. О нём, в частности, писали в столичных изданиях.
Первая рождественская ёлка была установлена в России женой императора Николая I Александрой Фёдоровной, которая была родом из Пруссии. По одним сведениям, через год после свадьбы с будущим царём, в 1818 году, великая княгиня устроила ёлку в Москве, а на следующий год — в Санкт-Петербурге. По другим, первая рождественская ёлка во дворе появилась в конце 1830-х годов. Но как бы там ни было, историки в один голос признают, что мода на ёлки прижилась в России стремительно. Одной из причин такой быстрой популярности считают тот факт, что в конце 1830-х в нашей стране издали произведения немецкого писателя-романтика Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и «Повелитель блох. Сказка в семи приключениях двух друзей», а также сказки Андерсена «Ёлка» и «Девочка со спичками».
На первых порах рождественские ёлки могли себе позволить только люди состоятельные. Ведь, помимо самой лесной красавицы, для настоящего праздника нужны были игрушки, свечи, подарки. И до начала XX века ёлка в доме была преимущественно городским явлением и проводилась для людей своего круга. Помещики и крестьяне оставались верны святочным народным традициям. Только к концу XIX века зажиточные помещики стали проводить ёлки для деревенских детей. Но если на Западе ёлка на Рождество изначально была тесно связана с религией, то в России первое время она являлась атрибутом светской жизни. И только постепенно превращалась в «Христово дерево». Священнослужители поначалу яростно сопротивлялись иноземной традиции. Ёлки нельзя было увидеть ни в домах духовенства, ни в церквях.
Ленин и ёлки
Несколько поколений советских людей с малолетства знали чуть ли не наизусть рассказы Александра Кононова о Ленине, два из которых («Ёлка в Сокольниках» и «Ёлка в Горках») посвящены были его участию в детских праздничных ёлках. Первый раз вождь мирового пролетариата попал на рождественскую ёлку 24 декабря 1919 года, когда отправился в «Лесную школу» (открылась 1 мая 1918 года) в Сокольниках, где поправляла в то время своё здоровье Надежда Константиновна Крупская. Владимир Ильич решил проведать супругу, а заодно принять там же участие в детском празднике. Об этом не раз упоминал в своих воспоминаниях ближайший помощник Ленина, партийный деятель Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич. Правда, после его мемуары неоднократно редактировалось, и рождественская ёлка незаметно превратилась в новогоднюю, а Ленин — из присутствующего на празднике лидера в настоящего массовика-затейника. Незадолго до смерти Владимир Ильич при помощи близких устроил в Горках, где он жил последние два года, в декабре 1923 года на Рождество ёлку для местных детей. К тому моменту Ленин уже был тяжело болен, и на праздник его вывезли в кресле.
Сразу после Октябрьской революции на ёлку большевики не посягали. Но в годы Гражданской войны (1917-1922) ёлки стали редким явлением. Население бедствовало, людям было не до лесных красавиц. Если тогда ёлка в доме и появлялась, то становилась зыбким напоминанием о прошлой, ушедшей мирной жизни. После 1922 года, когда жизнь стала понемногу налаживаться, ёлки снова стали проводить в учебных заведениях. Но в эти годы в СССР началась активная борьба с религией и всем, что было с ней связано. И в 1929 году Рождество, объявленное поповским обычаем, запретили окончательно. В стране развернулась большая антиёлочная кампания. Но совсем искоренить рождественские обычаи не удалось — ёлки ушли в подполье. Семьи изворачивались и устанавливали дома хвойных красавиц тайно, а окна завешивали одеялами, чтобы с улицы не было видно светящихся на ней огоньков. Ведь по вечерам по городам ходили дежурные и высматривали, нет ли у кого дома ёлки. Некоторые контролёры могли даже заявиться без предупреждения в квартиры особо неблагонадёжных граждан.
Ситуация неожиданно изменилась в 1935 году. В газете «Правда» от 28 декабря появилась заметка Павла Петровича Постышева, кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б), «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». Автор заявил, что осуждение ёлки в корне неправильно, и призвал в срочном порядке устроить советским детям новогодний праздник в школах, детских садах и Домах пионеров. Уже на следующий день «Правда» напечатала постановление ЦК ВЛКСМ о проведении 1 января ёлок в детских учреждениях силами комсомольцев и пионеров. В газете от 30 декабря уже опубликовали фотографию детей, рассматривающих ёлку, установленную в витрине магазина, и заметку о бойкой торговле лесными красавицами и новогодними игрушками в Москве. Так буквально за несколько дней ёлка была реабилитирована и из рождественской превратилась в советскую новогоднюю. В 1937 году прошла первая Главная ёлка страны для отличников учёбы в Колонном зале Дома Союзов.
Советская номенклатура стала встречать Новый год в Кремле, где в Кремлёвском дворце устанавливали огромную ель и накрывали столы. В стране начали печатать пособия с рекомендациями, как проводить детские новогодние праздники (какие стихи читать, какие песни петь), и даже готовые сценарии для этих мероприятий.
Для многих республик, вошедших в состав СССР, проведение ёлок было совершенно новым и незнакомым явлением, а вот территориям, доставшимся СССР после заключения пакта Молотова-Риббентропа, быстро пришлось перестраиваться с рождественских праздников на новогодние под бдительным контролем всё тех же дежурных, высматривающих в окнах огни.
После войны ёлка и Новый год окончательно вступили в свои права. В 1947 году 1 января стал нерабочим днём, а детские утренники — обязательной новогодней программой для ребятни. Во многих городах Советского Союза во второй половине XX века на Новый год стали строить вокруг главных городских ёлок ледяные городки.
До сих пор во многих странах мира принято перед Новым годом отдавать долги, прощать обиды, выбрасывать из дома всю разбитую посуду. Да и вообще избавляться от предметов, напоминающих о неприятностях и огорчениях минувшего года, чтобы с лёгкой душой, чистым сердцем и хорошим праздничным настроением встретить приход Нового года.