В автомобильном мире иногда случаются события, которые напрочь лишены всякой логики и здравого смысла. Мы привыкли видеть, как люди меняют старые и уставшие автомобили на новые и современные. Это нормальный эволюционный процесс.
Но когда человек добровольно отказывается от легенды, которая с годами становится только дороже, в пользу модной китайской игрушки, у меня возникает масса вопросов к его финансовой грамотности и технической подкованности. Именно такая история приключилась с моим хорошим знакомым, который совершил, на мой взгляд, самую странную сделку года. Он отдал дилеру свой идеальный Toyota Land Cruiser Prado 150 с правильным мотором и в максимальной комплектации, а взамен забрал ключи от новенького Tank 300.
Я до сих пор пытаюсь понять его мотивацию, но каждый раз упираюсь в стену непонимания.
Давайте посмотрим правде в глаза и оценим, от чего именно отказался человек. У него во владении был не просто "Прадик", а настоящая мечта любого джипера и фаната марки. Это был автомобиль 2021 года выпуска, то есть последний и самый доработанный рестайлинг сто пятидесятого кузова. Под капотом стоял тот самый легендарный бензиновый атмосферник V6 объемом 4.0 литра серии 1GR-FE.
Этот мотор выдает налоговыгодные 249 лошадиных сил и славится своим феноменальным ресурсом. При должном обслуживании этот агрегат спокойно выхаживает по пятьсот тысяч километров и даже больше. Пробег в 80 000 километров для этого двигателя - это даже не середина жизни, это только конец обкатки.
Комплектация автомобиля была максимальной, и список оборудования там внушал уважение даже владельцам "двухсоток". Там была система постоянного полного привода Full-Time 4WD с дифференциалом Torsen в раздаточной коробке. Это честный железный полный привод, который работает всегда и везде, обеспечивая уверенность на любом покрытии. Были принудительные жесткие блокировки межосевого и заднего дифференциалов, что превращало машину в танк без всяких кавычек.
Но самое главное - там была система KDSS (кинетическая стабилизация подвески), которая чудесным образом убирала крены на асфальте и распускала подвеску на бездорожье. Добавьте сюда пневмоподвеску на задней оси, регулируемые по жесткости амортизаторы, системы Crawl Control (ползущий режим) и Multi-terrain Select. Это был настоящий инженерный шедевр, созданный для того, чтобы пережить апокалипсис.
И вот этот великолепный автомобиль, который сегодня на вторичном рынке стоит баснословных денег и за которым гоняются подборщики, мой знакомый просто отдал в трейд-ин. История банальная и от того еще более грустная. Он просто поехал на очередное техническое обслуживание к бывшим официальным дилерам Toyota.
Сейчас эти салоны, как известно, переквалифицировались и активно торгуют китайскими брендами. Пока механики меняли масло в его Прадо, менеджеры отдела продаж не теряли времени даром. Они обработали клиента по полной программе, расписали прелести нового Tank 300, предложили "выгодную" оценку и скидку. В итоге человек заехал на ТО, а выехал на новой китайской машине, оставив японскую легенду дилеру.
Что же он получил взамен? Tank 300 - машина, безусловно, харизматичная. Она выглядит брутально, напоминает классические внедорожники прошлого и привлекает внимание в потоке. Но давайте заглянем под красивую обертку. Под капотом там стоит двухлитровый турбомотор. Да, он выдает неплохие характеристики на бумаге, но сравнивать ресурс нагруженного турбомотора и атмосферного V6 объемом четыре литра - это просто смешно. Тяга на низах у атмосферника всегда будет приятнее и прогнозируемее, чем у турбины, которая требует раскрутки.
Трансмиссия у Танка тоже вызывает вопросы в сравнении с Прадо. В большинстве версий там используется система Part-Time с жестко подключаемым передним мостом. Это значит, что на сухом асфальте вы ездите на заднем приводе, а полный привод можно включать только на скользком покрытии или в грязи. У Прадо был постоянный полный привод, который прощал ошибки и держал дорогу в любую погоду. Да, сейчас появились версии Танка с муфтой (Torque-on-Demand), но это уже не тот честный "фулл-тайм", который был на Тойоте с Торсеном.
Но самый главный аспект - это ликвидность и потеря стоимости. Toyota Land Cruiser Prado - это валюта. Это автомобиль, который с годами практически не теряет в цене в рублях, а в нынешних условиях даже дорожает. Прадо 2021 года с мотором 4.0 и пробегом 80 тысяч сегодня стоит минимум 6.5 - 7 миллионов рублей, а то и больше, в зависимости от жадности продавца. Это актив, который всегда можно превратить в деньги за один день. Tank 300 - это новая китайская машина. Как только она выезжает из салона, она теряет в стоимости. Через три года, когда закончится гарантия и пройдет вау-эффект, продать китайца за хорошие деньги будет намного сложнее, чем десятилетнюю Тойоту.
Я пытался найти логику в поступке знакомого. Возможно, ему захотелось новых технологий? Да, в Танке стоят красивые экраны, есть атмосферная подсветка, модный дизайн дефлекторов и куча электронных ассистентов. Салон Прадо на этом фоне выглядит архаичным приветом из нулевых с его кнопочками и стрелочками. Но неужели желание тыкать пальцем в сенсорный экран перевешивает надежность, ресурс и капитализацию? Человек променял монументальность и уверенность в завтрашнем дне на красивый фантик и набор опций.
Дилеров в этой ситуации можно только поздравить. Они провернули сделку века. Они забрали высоколиквидный автомобиль, который улетит с их площадки за пару дней с огромной наценкой, и продали клиенту новую машину, выполнив план продаж китайского представительства. Знакомый же, скорее всего, потерял в деньгах при обмене (вряд ли ему оценили Прадо по верху рынка), получил кредитные обязательства или просто потратил накопления, и теперь владеет машиной, которая технически проще и дешевле той, что у него была.
Эта история - яркий пример того, как грамотный маркетинг и желание новизны побеждают здравый смысл. Люди устают от старых вещей, им хочется эмоций, и китайские производители эти эмоции дают. Они делают красивые машины, которые умеют пустить пыль в глаза. Но когда эйфория пройдет, и владелец поймет, что его двухлитровый турбомотор ест столько же топлива, сколько ел четырехлитровый атмосферник, а на вторичке за его машину дают копейки, наступит горькое похмелье.
А вы бы смогли отдать свежий Prado 4.0 в максималке ради нового Tank 300, или считаете такой обмен безумием? Жду ваши мнения в комментариях.