Найти в Дзене
Олег Макаренко

Почему бы не выучить все трёхбуквенные слова?

Я придумал методику обучения английскому. Точнее, вероятно, переизобрёл, так как идея примитивная, лежит на поверхности. Я не специалист, но сразу палками не бейте, дайте сначала помечтать. Суть такова:
1. Учим все английские слова из одной и двух букв. Там совсем немного. Даём сразу произношение — только не со всеми этими богомерзкими дифтонгами и постальвеолярными аффрикатами, а нормальное, понятное, в стиле господина Мутко: «Лет ми спик фром май харт». Я подозреваю, что если провести исследование, окажется, что чуть ли не половина советских школьников бросила напрягаться на уроках английского именно из-за сложностей с произношением.
2. Учим сто слов из трёх букв. Вы их, вероятно, по большей части и так знаете: dog, cat, sty, dun, vim, jot, wry… (Шучу, конечно, последние 5 слов списка малоупотребительны, их на начальном этапе учить не надо).
3. Читаем предложения из трёхбуквенных слов, чтобы запомнить изученные слова:
— The big cat can see the bag.
— The man is in the car.
— You

Я придумал методику обучения английскому. Точнее, вероятно, переизобрёл, так как идея примитивная, лежит на поверхности. Я не специалист, но сразу палками не бейте, дайте сначала помечтать. Суть такова:

1. Учим все английские слова из одной и двух букв. Там совсем немного. Даём сразу произношение — только не со всеми этими богомерзкими дифтонгами и постальвеолярными аффрикатами, а нормальное, понятное, в стиле господина Мутко: «Лет ми спик фром май харт». Я подозреваю, что если провести исследование, окажется, что чуть ли не половина советских школьников бросила напрягаться на уроках английского именно из-за сложностей с произношением.

2. Учим сто слов из трёх букв. Вы их, вероятно, по большей части и так знаете: dog, cat, sty, dun, vim, jot, wry… (Шучу, конечно, последние 5 слов списка малоупотребительны, их на начальном этапе учить не надо).

3. Читаем предложения из трёхбуквенных слов, чтобы запомнить изученные слова:

— The big cat can see the bag.
— The man is in the car.
— You are not my dog, but we can hug.

4. Учим 200 четырёхбуквенных слов: опять-таки, отбираем самые часто встречающиеся.

5. Читаем тексты из четырёхбуквенных слов. Это будут уже именно тексты, а не отдельные предложения. Скажу больше, согласно популярной писательской шутке, некоторые носители языка слов длиннее 3–4 букв и не знают (Yes we can). Пример абзаца текста:

Mom pig had 3 kid pigs. She let each go and make a new hut. One pig did a hut of hay. One pig did a hut of log and twig. The last pig did a hut of red rock. Big gray wolf saw the hut of hay and was so mad. He ran up, huf and puf, and the hut fell.

6. Читаем такие четырёхбуквенные тексты долго, чтобы поймать чувство языка и крепко усвоить слова. На этом этапе не жалко прямо 2–3 месяца провести.

7. Чтобы дошлифовать, учим самые частотные слова длиннее 4 букв: which, about, think. Опять-таки, закрепляем большим количеством текстов.

На выходе имеем способность уверенно читать по-английски со словарём.

Повторюсь: я не специалист по языкам и по преподаванию языков (и, вероятно, мне сейчас объяснят, почему мой план не сработает). Однако я провёл немало времени с другой стороны парты, поэтому могу указать на три важных плюса своей нехитрой методики.

А. Тут нет грамматики, неправильных глаголов, произношения и прочей колмогоровщины, наотмашь отбивающей мотивацию у новичка. Это критически важно, потому что при изучении языка мотивация — 95% успеха. Если ученик мотивирован, он выучит язык как угодно, хоть сличая две Библии. Если ученик не мотивирован, он будет «учить» язык 11 лет в школе и 5 лет в институте, а потом ему придётся объясняться с иностранцами при помощи указательного пальца, смешных рож и русских матерных слов.

Б. Методика отлично ложится на программу для смартфона. Короткие задания, никаких нудных длинных текстов или контрольных. Просто большое количество мини-уроков и мини-игр, которые можно пройти за 3 минуты ради порции быстрого дофамина.

В. Главное: ученик видит конкретные и очевидно достижимые вехи своего продвижения. Трёхбуквенные слова кажутся простыми и понятными, создавая иллюзию лёгкости: дескать, да чего там, сейчас моментально освоим. Быстро проявляется шоу-эффект: практический навык чтения простых текстов типа того, который я привёл выше.

На всё это вешается стандартная геймификация: выучить 500 слов, прочесть 1000 текстов, пройти тест, не ошибившись ни в одном из 20 слов. На выходе у ученика формируется фундамент в виде нескольких сотен английских слов и примерного понимания, как они обычно выглядят в реальном тексте. Встав на этот фундамент, можно уже улучшать язык разбором грамматики, шлифовкой произношения и тому подобным.


P. S. Чтобы сэкономить время, вот ответы на очевидные возражения (ну, кроме возражения «зачем нужен иностранный язык в эпоху ИИ).

Во-первых, действительно, лучше бы и с грамматикой, и с аудированием, и с разговорной практикой. Вопрос только в том, в каком порядке учить. Моя позиция: грамматике и произношению надо учить после того, как ученик достигнет значительных успехов, в противном случае есть риск привить страх и отвращение к предмету.

Во-вторых, я понимаю, что длина слова не так важна, важнее частотность. К примеру, одним из самых часто встречающихся слов является слово because, в котором 7 букв. Однако всё же самые популярные слова — короткие (
ссылка), а кроме того, деление по количеству букв создаёт удобные ступеньки-достижения. Идея в том, чтобы ученик видел: вот я прошёл уровень «3 буквы», вот «4 буквы» и так далее.