Я не буду лишний раз заострять внимание на том, что такое K-pop, поскольку даже те, кто максимально далек от современной корейской культуры, знают, например, кто такие BTS (хотя могли и не слышать ни одной их песни), или, что самым популярным сегодня видом видеоконтента в большинстве онлайн-кинотеатрах являются корейские дорамы.
И это неудивительно, ведь как-то совершенно незаметно, мягко и ненавязчиво корейская волна или «халлю» умудрилась накрыть собой не только Азию, но и весь остальной цивилизованный мир.
Однако если для нас K-pop индустрия – это, прежде всего, развлечения, музыка, танцы, шоу и фейерверки, то для корейцев – неотъемлемая часть жизни и огромная сфера деятельности, которая ежечасно (а может и ежеминутно, я не в курсе) пополняет казну Южной Кореи на сотни миллионов вон. К-pop – это огромная индустрия, это невероятно успешный и прибыльный бизнес, это мощная машина по созданию айдолов, останавливать которую никто не собирается.
Более того, власти Южной Кореи планируют открытие в 2028 году, в Пусане, первой государственной старшей школы, которая будет специализироваться исключительно на K-pop индустрии. И учиться в ней смогут как корейцы, так и иностранные студенты. В конце концов, об успешной карьере айдола сегодня грезят подростки по всему миру!
Что ж, раз пошла такая пьянка, то давайте-ка заодно освежим в памяти, кто такие эти айдолы и почему их творческий путь является объектом вожделения. Итак, само название «айдол» или попросту артист, работающий в жанре K-pop, является производным от английского слова «idol», то есть «идол», «кумир», что, в целом, многое объясняет.
K-pop айдолы – не просто певцы или танцоры. Это своего рода универсальные артисты, которые, по факту, умеют все, что должны уметь «работники сцены». Они и поют, и танцуют, и читают рэп, и выполняют акробатические трюки, и ходят по подиуму, и снимаются в рекламе и так далее, и тому подобное.
При всем при этом они должны обладать идеальной, я бы даже сказал, кукольной внешностью и безупречной репутацией. Никаких несовершенств ни на коже, ни в поведении. Хочешь на сцену – будь идеальным! А уж как ты этого достигнешь, никого, разумеется, не волнует.
И это не пустые слова. Чтобы стать частью K-pop индустрии, потенциальные айдолы проходят невероятно жесткий отбор, где степень конкуренции просто зашкаливает, а место стажера вовсе не гарантирует попадание в основной состав (если речь о группе) или в принципе на сцену.
Люди, мечтающие о карьере айдола, порой проводят на позиции стажера и 2, и 4, и даже 6 лет, и все равно не получают заветные контракты! А кому-то с хорошенькой мордашкой и размером одежды XS может повезти и после года обучения «профессии». Дело случая, дело везения…
И это дело начинается уже с 12-14-лет, ведь именно с этого возраста подросток, пройдя отбор в какой-то конкретный продюсерский центр, становится тем самым стажером или, если говорить правильно, трейни (от англ. trainee). Он заключает контракт, который многие впоследствии называли «рабским», и переходит под тотальный контроль продюсеров. С той самой минуты, как трейни поставил подпись на заветной бумажке, он больше не принадлежит себе.
Будущие айдолы вместе живут в общежитиях, учатся и тренируются, соблюдая строгий распорядок дня и диеты. Их учат не только пению и хореографии, но и поведению как на сцене, так и за ее пределами; объясняют, как правильно общаться с журналистами и фанатами, ведь любой, даже минимальный проступок, способный бросить тень на репутацию айдола, может привести к расторжению контракта и полному краху карьеры.
Что же происходит дальше. А дальше начинается формирование групп – говорю о них, поскольку K-pop – это все же в основном творческие коллективы, нежели сольные исполнители. Так вот, при формировании группы каждому участнику приписывается определенный образ, отойти от которого он не в праве, а также роль в коллективе (лидер, вижуал, главный танцор и вокалист). Говорят, что такое четкое разделение помогает публике лучше ориентироваться в членах группы и быстрее находить себе любимчиков.
Ну и, конечно же, айдолы – это еще и невероятно красивая картинка. Практически все артисты в жанре K-pop так или иначе попадают на страницы глянцевых журналов и возглавляют рейтинги «самых красивых» и «самых желанных» персон на планете. А, меж тем, они даже не имеют право самостоятельно выбрать цвет волос или тип стрижки – все решают продюсеры.
Они же решают, будет ли у айдола личная жизни или он навсегда останется одиноким «рыцарем печального образа». И я сейчас серьезно. Личная жизнь абсолютно каждого айдола находится под строжайшим секретом, иначе от него могут отвернуться фанаты, а этого никак нельзя допустить!
Айдолы живут и работают исключительно ради своего дела и своей публики, а публика, как известно, предпочитает видеть своих любимчиков свободными.
Обычно контракты с айдолами заключаются на 5-8 лет, однако если проект становится очень успешным, то он вполне может быть продлен еще на какой-то срок. До увольнения из группы артистам необходимо отработать все средства, которые на них потратил продюсерский центр во время обучения.
По информации JYP Entertainment, дебют группы из пяти человек стоит порядка 700–900 млн вон (46,5–60 млн рублей). Запись песни обходится в 12 млн вон (около 800 тыс. рублей), продюсирование в 15 млн вон (995 тыс. рублей), а фотосъемка в 20 млн вон (1,3 млн рублей). За музыкальный клип продюсерский центр отдает порядка 150 млн вон (почти 10 млн рублей).
И это не считая хореографов, гримеров и прочих сотрудников закулисья, без которых успех айдолов был бы невозможен. Кроме того, компании обычно либо забирают гонорары айдолов полностью, либо значительно урезают их часть, пока те отрабатывают долг.
Но есть во всем этом и позитивный момент. Помните, я упоминал, что K-pop индустрия приносит стране огромное количество денег? Так вот, страна своих героев не забывает, поэтому некоторые группы получают государственное финансирование.
В 2008 году в Министерстве культуры, спорта и туризма РК был даже создан отдел по содействию глобализации к-поп! Да и как иначе, если экспорт одних только альбомов K-pop-музыки в 2024 году превысил 300 млрд вон (20 млрд рублей)!
Ну и, собственно, проанализировав все вышесказанное, становится понятно, что государственная школа айдолов в Южной Корее, это не какое-то нововведение или социальный эксперимент, а вполне логичный шаг. И теперь обучать будущих K-pop звезд вокалу, танцам, композиции и написанию песен будут не продюсерские центры, а, не побоюсь этого слова, государство. Оно же будет все это дело финансировать.
Пока непонятно, приведет ли подобное решение к увеличению числа талантливых айдолов или они исчезнут вовсе, за ненадобностью, но строительство школы планируется начать в январе 2027 года. Так что, все возможно…
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Поддержать мои статьи и вдохновить на создание новых можно через донат по ссылке.
А для «Премиум подписчиков» канала доступны мои документальные фильмы о Южной Корее, видеорепортажи и другой эксклюзивный контент. Не забудьте оформить подписку!