Гуам — небольшой остров посреди Тихого океана, который сегодня формально считается неинкорпорированной организованной территорией США, то есть официально не являющейся частью этой страны, но являющейся их владением. Но, несмотря на официальный статус, это место живёт собственной жизнью, гораздо более древней, чем американская история.
Интересно, что среди множества местных обычаев есть одна необычная традиция, которая поражает воображение своей странностью. В древнем обществе чаморро молодые цeлoмyдрeнные девушки нередко обращались к специально обученным мужчинам, чтобы получить "тот самый опыт", который считался жизненно важным перед вступлением в брак.
На первый взгляд это звучит почти как выдумка, но для народа чаморро подобная практика была частью нормальной социальной структуры, которая описана в трактатах многих историков и исследователей народностей проживающих на островах Тихого океана. История племени чаморро тесно переплеталась с их системой воспитания, семейными ценностями, устройством общества и представлениями о роли женщины.
Почему же на Гуаме существовал такой обычай? Какие законы и традиции вынуждали девушек платить мужчинам за первый ceкcyaльный oпыт? И что скрывается за этой удивительной частью культуры чаморро?
Народ чаморро и их традиционные нормы воспитания мальчиков и девочек
В раннем детстве, примерно до четырёх-шести лет, дети племени чаморро вне зависимости от пола растут и играют вместе. Однако по достижении 6-летнего возраста мальчиков переселяли в hale nua — отдельные "мужские дома", где они жили обучаясь всем необходимым навыкам выживания у взрослых мужчин.
В этих домах юношей обучали рыбной ловле, земледелию, приготовлению пищи, воинскому делу, уважению к богам и духам, а также жизненным навыкам.
Девочек в это же время передавали под опеку в женские дома. Там другие (старшие сестры) обучали младших ткачеству, изготовлению одежды из перьев и растительных волокон, уходу за детьми и другим важным знаниям.
Примечательно, что в матрилинейной культуре чаморро именно женщины занимали ведущую позицию в обществе — по ряду вопросов даже более значимую, чем мужчины.
Доколониальные микронезийские сообщества часто строились именно по матрилинейной системе: женщины владели землёй, всеми финансовыми ресурсами и распоряжались ими, однако именно у народа чамморо землей владеть могли и мужчины.
Мужчины же в основном занимались добычей пищи и военным делом, часто погибали в стычках с вражескими племенами, поэтому должны были как можно быстрее вырасти и оставить после себя пoтомство.
Племя чаморро полностью соответствовало этой модели.
Интересно и то, что женские ремёсла, песни и танцы у чаморро традиционно имели ярко выраженную «женскую» функцию — они служили способами привлeчeния мужчин, и ничего более. Но наиболее необычным была высокая ценность женского опыта: девушке считалось престижно вступать в брак уже подготовленной и обладающей определенными навыками.
Почему ради этого опыта неопытные девушки платили деньги специальным мужчинам-инструкторам?
Согласно древним законам чаморро, если новоиспечённый супруг обнаруживал, что его жена оказывалась недостаточно умелой, она могла потерять статус его официальной жены. Более того, мужчина имел право требовать вернуть приданое — землю, драгоценности и другие ценности, которые он передавал семье невесты при заключении брака.
Для чаморро хорошая жена — это женщина, способная yдoвлeтвopить мужа с самой первой встречи. Поэтому мужчины предпочитали молодых, но "продвинутых" во всех нужных им сферах девушек, а сами девушки стремились получить все эти знания ещё до свадьбы.
Некоторые современные источники утверждают, что отдельные элементы этой традиции сохранились у чаморро и сегодня. После заключения брака, однако, супругам предписывалась моногамия: один муж — одна жена.
Именно поэтому у чаморро существовала специальная группа уважаемых, опытных и надёжных мужчин-путешественников, избранных старейшими женщинами, хорошо знавших традиции и нормы поведения, которым доверяли "обучение" будущих жён — их задача считалась важной и деликатной.
Они постоянно перемещались между деревнями и "помогали" будущим невестам, чей возраст приближался к брачному, приобретать нужный oпыт, да и ещё за определенную плату.
Притом, эти учителя не могли жениться на этих девушках, как и продолжать какое-либо взаимодействие с ними, за это их могло ждать лишение поста, привилегий и высокого качества жизни.
После обучения этим учителям женщины платили различными ожерельями, называемыми алас и салапе, которые делались из ракушек и черепахового панциря. Оплата ожерельями служила не «платой за контакт», а ритуальным вознаграждением за их время, путешествия между деревнями и выполнение социально значимой роли. Как и во многих регионах Океании, такие украшения выполняли роль своеобразной валюты и считались признаком достатка и высокого статуса.