В сердце северо-восточной Камбоджи, в провинции Ратанакири, живёт народ Креунг численностью около двадцати тысяч человек. Их культура уникальна и непохожа на большинство традиционных обществ Азии.
Особенно известным этот народ стал благодаря своей необычной традиции, которая вызывает удивление у туристов и исследователей. По достижении 15–16 лет каждая девушка Креунг должна переселиться в отдельный домик — так называемую «любoвную хижину», чтобы "приглашать" туда столько пapнeй и столько раз, сколько посчитает нужным, пока не найдёт «того самого».
Для современного человека подобная практика звучит немного диковато, но для племени Креунг она считается естественной.
Но в чём смысл этой традиции и почему она существует до сих пор?
Сейчас подробнее о ней мы вам и расскажем:
Для начала давайте коротко поговорим о том, что это за племя такое
Племя Креунг относится к числу так называемых матрилинейных обществ, которых в мире сохранилось не так много. Это значит, что дети принадлежат к роду матери, а не отца. Наследование земли, имущества и даже клановых связей передаётся по женской линии.
Мужчина, вступая в брак, часто переселяется в дом своей жены, а не наоборот.
Но хоть женщины в обществе Креунг невероятно почитаемы, это не освобождает их от тяжёлого труда. На их плечах лежит ведение хозяйства: выращивание риса и овощей, уход за детьми, приготовление пищи, разведение кур, свиней и других домашних животных. Кроме того, именно женщины чаще всего носят в дом воду и рубят дрова, что требует больших физических усилий.
Мужчины выполняют другой вид работы: они охотятся в джунглях, возводят дома, заготавливают бамбук и древесину. Кроме того, именно мужчины организуют коллективные работы — например, расчистку земли или рытьё ирригационных каналов для рисовых полей.
Таким образом, у каждого пола есть своя зона ответственности, и это обеспечивает баланс в обществе: женщины отвечают за поддержание жизни, мужчины — за её защиту и укрепление.
Деревни и уклад жизни
Поселения Креунг представляют собой небольшие деревни, которые выглядят очень своеобразно даже для сельских районов Камбоджи.
Хижины строятся из бамбука и древесины, крыши покрываются листьями пальмы или травой. Постройки возводятся на сваях высотой от одного до двух метров — это защищает от змей, насекомых и сезонных наводнений.
Однако в некоторых деревнях встречаются и хижины на земле, чаще всего у самых бедных семей.
Архитектура проста, но функциональна. Внутри нет мебели в привычном понимании: вместо кроватей — циновки, которые днём убирают, чтобы освободить место. В углу располагается очаг, где готовят еду и который служит источником тепла. Посуда и мебель минимальны, но каждая семья имеет традиционные корзины из ротанга для хранения риса и продуктов.
Особенностью деревень Креунг является то, что они живут самодостаточной общиной. Практически всё необходимое для жизни добывается внутри деревни: пища выращивается или добывается охотой, дома строятся общими усилиями, одежду шьют из местных материалов. Деньги здесь долгое время почти не использовались, а обмен шёл по принципу взаимопомощи.
Именно эта замкнутость позволила Креунг сохранить многие обычаи, которые исчезли у других народов Камбоджи под влиянием индустриализации и глобализации.
Тайна «любoвныx хижин»
То, что сделало племя Креунг известным на весь мир, — это их древняя традиция этих самых «хижин». Каждая девушка, достигнув возраста 15–16 лет, получает от отца собственное жилище. Он (кстати) обязан построить эту хижину для дочери собственными руками. Дабы помочь ей подготовить место для "пpoдoлжения рода".
Конечно, данная хижина строится рядом с родительским домом, но предназначена она исключительно для дочери.
С этого момента девушка может приглашать в эту хижину столько пapнeй, сколько ей нужно. Иногда это могут быть местные юноши, а иногда и приезжие, и даже туристы.
Приглашение в гости не всегда может происходить с той самой целью, иногда это может означать простую дружескую беседу, но может и перерасти в нечто большее. Главное правило — выбор всегда остаётся за девушкой.
Свобода выбора и уважение
В традиции Креунг нет места пpинyждeнию. Если мужчина намекает, что хотел бы посетить хижину, девушка вправе отказать. И это не станет причиной обиды.
С раннего детства мальчиков в народе Креунг учат уважать женщин, ведь именно женщины считаются хранительницами рода.
Иногда девушка встречается сразу с несколькими потенциальными мужьями, чтобы спустя время выбрать одного. Если возникает нежелательная бepeмeннoсть, это не считается катастрофой: тот, кого она выбирает мужем, принимает ребёнка и растит его как своего.
Таким образом, «хижины» Креунг служат своеобразной школой жизни, где юные женщины получают право на собственный выбор в своей личной жизни.
Иностранцы и браки с туристами
Особенно активно данной традицией пользуются китайские туристы, которые приезжают в деревни Креунг в поисках будущих жён.
Для современных девушек это (кстати) шанс покинуть примитивные условия и уехать в большой город. Даже мужчина среднего достатка в Китае кажется для них богатым, ведь по сравнению с жизнью в бамбуковой хижине городская жизнь — это возможность другой реальности.
В то же время для китайцев такие браки тоже выгодны: многие из них не могут найти себе жену на родине из-за высоких требований местных женщин.
Однако вековые обычаи постепенно уходят. Сегодня девушки из племени Креунг всё чаще получают доступ к современным технологиям и социальным сетям. Они видят мир за пределами деревни и начинают стремиться к иным целям — образованию, карьере, городской жизни.
Модернизация, влияние интернета и массовый переезд молодёжи в города подрывают основу традиции. Всё меньше девушек хотят соблюдать правила подобных традиций своего народа.
Таким образом, уникальная практика, веками формировавшая уклад Креунг, постепенно становится лишь частью истории.