Найти в Дзене

Проект тяжёлого многобашенного танка СМК

Картинки Яндекса
Картинки Яндекса

Советское танкостроение значительно продвинулось за десять лет, предшествовавших началу Второй мировой войны.

В период, непосредственно предшествовавший началу Второй мировой войны, у советских сухопутных войск возникла потребность в тяжёлом танке. В результате появились два конкурирующих прототипа, известных как «СМК» и «Т-100». Оба они были спроектированы по очень похожему принципу и включали в себя несколько башен с мощным противотанковым вооружением.

Обе модели в конечном счёте потерпели неудачу в попытках заменить неуклюжий и ограниченный в возможностях многобашенный тяжёлый танк Т-35 1935 года. Необходимость в его преемнике возникла из-за опыта, полученного Советским Союзом во время гражданской войны в Испании (1936–1939), когда выяснилось, что Т-35 слишком легкобронирован, чтобы противостоять более современному оружию.

В какой-то период истории танковых сражений «многобашенный» танк был самым перспективным решением, поскольку он обладал значительно большей огневой мощью и броневой защитой, чем однобашенные машины традиционного типа. Конечно, это привело к появлению тяжёлых и громоздких машин, которые не представляли особой ценности на мобильных полях сражений 1930–1940-х годов. Поэтому многие из них так и остались выставочными экспонатами и пропагандистскими продуктами своего времени. Мало кто участвовал в прямых и значимых боевых действиях.

Многобашенная конструкция СМК включала в себя основную башню, установленную в средней части корпуса, с короткоствольным 76,2-мм орудием Л-11. В передней башне меньшего размера была установлена всё ещё мощная длинноствольная 45-мм противотанковая пушка образца 1932 года, а для защиты от пехоты имелось 3 пулемёта калибра 7,62 мм. Это обеспечивало танку, по крайней мере на бумаге, очень широкий сектор обстрела со всех огневых позиций — качество, присущее военным кораблям того времени.

Дополнительная башня и всё, что с ней связано, конечно же, увеличивали вес, длину и общую громоздкость конструкции в целом, а также первоначальный подход к проектированию, предполагавший наличие не менее трёх основных башен с 1 орудием калибра 76,2 мм и 2 орудиями калибра 45 мм. В конечном счёте от этого требования отказались. Толщина брони составляла от 20 до 60 мм. Машина должна была выдерживать попадания из 45-мм противотанковой пушки на коротких и средних дистанциях и из 75-мм пушки на средних и дальних дистанциях.

Внутри машины должны были находиться не менее семи человек — это напоминало «сухопутные корабли» времён Первой мировой войны, которые появились несколькими десятилетиями ранее. Машина приводилась в движение одним 12-цилиндровым бензиновым двигателем ГАМ-34БТ мощностью 850 лошадиных сил, который приводил в движение традиционную гусенично-колесную систему с ведущей звёздочкой, натяжным роликом и четырьмя или пятью опорными катками.

Двигатель представлял собой модифицированную версию авиационного двигателя Микулина, настолько велика была мощность, необходимая для того, чтобы сдвинуть с места эту махину. 55-тонная машина (запланированный вес составлял от 50 до 60 тонн) могла развивать скорость около 35 км/ч на подготовленных дорогах и проезжать до 225 км. Система торсионной подвески должна была обеспечить проходимость по пересечённой местности.

Изначально планировалось использовать пружинную подвеску, но это требование было изменено в лучшую сторону.

Разработка СУ-100, начатая весной 1938 года, велась инженерной группой на Кировском заводе № 100 в Ленинграде. Были заказаны два опытных образца. Впервые машина была представлена в мае 1938 года, и именно тогда было решено отказаться от третьей башни (считается, что это решение поддержал сам Сталин). СМК был готов к концу апреля 1939 года и проходил испытания в течение всего года. В конечном счёте он был задействован в боевых действиях во время «Зимней войны» (ноябрь 1939 — март 1940) против соседней Финляндии. Однако на этом история СМК закончилась: 19 декабря 1939 года он подорвался на финской мине, и его трансмиссия вышла из строя. Экипаж был вынужден покинуть экспериментальную машину, и она пролежала в таком состоянии до марта 1940 года, пока её не забрали советские войска. Потребовалось около шести танков Т-28, чтобы сдвинуть с места стального монстра, и после эвакуации его не восстанавливали. В 1950-х годах его корпус был списан, что положило конец его официальной истории.