Найти в Дзене
History Dreamer

Таты - древний народ из Сасанидской Персии. История их появления в Дагестане.

В V-VI веках н.э. Кавказ, и особенно Дербентский проход («Каспийские ворота»), имел огромное стратегическое значение для Сасанидской Персии. Это был рубеж обороны от набегов кочевых племен с севера (гуннов, хазар). Строительство оборонительной системы: Сасанидские шахиншахи (особенно Хосров I Ануширван, VI век) превратили город Дербент (перс. Дарбанд - «Узел ворот») в мощнейшую крепость. Были возведены знаменитые крепостные стены, протянувшиеся от моря до гор. Империя Сасанидов, период Хосрова II (620 г. н. э.). Фото из свободных источников в Интернете. Переселение татов из внутренних областей Ирана на Кавказ было продуманной государственной политикой, преследовавшей несколько целей: Военная колонизация: Поселенные вдоль границы иранские гарнизоны и земледельческие общины должны были стать надежным оплотом империи. Они были военнообязанными и несли пограничную службу, обеспечивая лояльность региона. Экономическое развитие: Таты были искусными земледельцами, ремесленниками (гончарами, т

В V-VI веках н.э. Кавказ, и особенно Дербентский проход («Каспийские ворота»), имел огромное стратегическое значение для Сасанидской Персии. Это был рубеж обороны от набегов кочевых племен с севера (гуннов, хазар).

Строительство оборонительной системы: Сасанидские шахиншахи (особенно Хосров I Ануширван, VI век) превратили город Дербент (перс. Дарбанд - «Узел ворот») в мощнейшую крепость. Были возведены знаменитые крепостные стены, протянувшиеся от моря до гор.

Империя Сасанидов, период Хосрова II (620 г. н. э.). Фото из свободных источников в Интернете.
Империя Сасанидов, период Хосрова II (620 г. н. э.). Фото из свободных источников в Интернете.

Переселение татов из внутренних областей Ирана на Кавказ было продуманной государственной политикой, преследовавшей несколько целей:

Военная колонизация: Поселенные вдоль границы иранские гарнизоны и земледельческие общины должны были стать надежным оплотом империи. Они были военнообязанными и несли пограничную службу, обеспечивая лояльность региона.

Экономическое развитие: Таты были искусными земледельцами, ремесленниками (гончарами, ткачами, ковроделами) и садоводами. Они должны были освоить и экономически развить приграничные территории, снабжать армию и метрополию.

Группа мужчин-татов из селения Адур Кубинского уезда Бакинской губернии (ныне Кубинский район Азербайджана). Фото является общественным достоянием.
Группа мужчин-татов из селения Адур Кубинского уезда Бакинской губернии (ныне Кубинский район Азербайджана). Фото является общественным достоянием.

Культурное и религиозное влияние: Таты были носителями персидской культуры и языка, а также зороастрийской религии. Их переселение укрепляло персидское влияние на Кавказе и создавало культурный барьер между кочевниками и собственно Ираном.

Татский язык относится к юго-западной группе иранских языков (очень близок к персидскому/фарси), что подтверждает их происхождение из центральных областей Сасанидской империи.

Этноним: Само слово «тат» изначально было экзонимом. В тюркских языках и на Кавказе так называли оседлое иранское население (сравните с персидским «тази» - «араб», но в широком смысле «мусульманин»). Со временем они приняли это название как самоназвание.

Дербентская цитадель «Нарын-Кала» и древние сооружения внутри цитадели: Дербент, Дагестан. Фото из свободных источников в Интернете.
Дербентская цитадель «Нарын-Кала» и древние сооружения внутри цитадели: Дербент, Дагестан. Фото из свободных источников в Интернете.

Изначально зороастрийцы, после арабских завоеваний (VII-VIII вв.) таты, как и большая часть населения Кавказа, постепенно приняли ислам (в основном суннитского толка, есть и шииты).

На протяжении веков таты жили в тесном контакте с тюркскими и кавказскими народами. Это привело к значительному культурному взаимовлиянию, а частично - и к ассимиляции. Многие таты в Азербайджане сегодня считают себя азербайджанцами.

Сегодня таты компактно проживают в южном Дагестане (особенно в Дербентском районе) и на севере Азербайджана. Их численность относительно невелика (по переписи 2010 года в России около 1500 человек, но реальная оценка выше; в Азербайджане - десятки тысяч). Сохраняется татский язык, культура, традиции.

Появление татов в Дагестане - это прямой результат военно-колонизационной политики Сасанидской Персии в V-VI веках. Их переселили как лояльных подданных для охраны стратегической границы, экономического развития региона и укрепления персидского культурного влияния. Несмотря на века истории, смену империй и религий, они сохранили свой уникальный иранский язык и культурное наследие, оставаясь живым свидетельством эпохи Сасанидов на Кавказе.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал History Dreamer. Впереди много интересного.
Если вам понравилась данная статья и вы хотите оказать финансовую поддержку для развития канала, то нажмите кнопку "Поддержать", что находится ниже.