Найти в Дзене

Автомобильная история мира в одном здании: музей Sanhe в Чэнду

Как вы знаете, в нашем блоге мы время от времени делимся интересными местами. Сегодня, по зову моей слабости к автомобильным музеям, мы отправимся в один из них — в Чэнду, где я побывал во время пересадки на пути в Таиланд. Это Sanhe Classic Car Museum, расположенный в районе, где сосредоточены салоны автодилеров. Музей основан в 1990-х года, он является частью огромной империи Sanhe Group. Империя эта начиналась с автомастерской, а выросла в одного из крупнейших дилеров и сервисных центров премиальных (Lamborghini, Aston Martin, Rolls-Royce) и классических автомобилей в Китае. Музей — это «душа» этой империи, публичная демонстрация частной страсти его основателя. Лошади в музее тоже есть Сейчас в музее более 200 безлошадных экипажей, включая Ferrari. Сам музей располагается на двух этажах. Стоимость билета 100 юаней - несомненно стоит своих денег! Пройдёмся по самым интересным экземплярам. Начну, пожалуй, с китайских. Hongqi CA72 (1959 - 1967) Выпускал машину первый китайский автоза
Оглавление

Как вы знаете, в нашем блоге мы время от времени делимся интересными местами. Сегодня, по зову моей слабости к автомобильным музеям, мы отправимся в один из них — в Чэнду, где я побывал во время пересадки на пути в Таиланд.

Это Sanhe Classic Car Museum, расположенный в районе, где сосредоточены салоны автодилеров.

Музей основан в 1990-х года, он является частью огромной империи Sanhe Group. Империя эта начиналась с автомастерской, а выросла в одного из крупнейших дилеров и сервисных центров премиальных (Lamborghini, Aston Martin, Rolls-Royce) и классических автомобилей в Китае. Музей — это «душа» этой империи, публичная демонстрация частной страсти его основателя.

Лошади в музее тоже есть
Лошади в музее тоже есть

Сейчас в музее более 200 безлошадных экипажей, включая Ferrari. Сам музей располагается на двух этажах. Стоимость билета 100 юаней - несомненно стоит своих денег! Пройдёмся по самым интересным экземплярам.

Начну, пожалуй, с китайских.

Hongqi CA72 (1959 - 1967)

Выпускал машину первый китайский автозавод (ныне China FAW Group). Во времена "большого скачка" Мао Цзэдун высказал желание производить автомобили собственными силами. В 1958 году был представлен прототип, а в 1959 году началось серийное производство данной модели. Выпускалась она до 1967 года. Автомобильные эксперты и историки считают, что данная модель - не китайская разработка, а вольная интерпретацией американских моделей Chrysler тех лет. Но вероятнее всего конструкция этой модели всё же близка к советским аналогам: ГАЗ-14 или ЗИЛ-111. Дело в том, что в то время ни один из американских двигателей не имел объёма в 5,65 л., а сам двигатель Hongqi был построен в соответствии с метрической системой измерения. Диаметр цилиндра больше соответствует двигателю "Чайки" ГАЗ-13. Машина часто появлялась на парадах вплоть до 1970-х.

Hongqi CA72
Hongqi CA72

Shanghai SH760 (1964 - 1991)

А вот и первая массовая гражданская модель. На фото первая её итерация образца 1971 года. Первое поколение запущено в производство в декабре 1964-го, но в свободную продажу модель не поступала. Авто использовалось чиновниками рангом пониже, чем те, кто мог позволить себе Hongqi. Позже эту модель использовали в качеств такси. Существовала версия "кабриолет", которая часто выезжала на парады. В профиль кузов напоминает "нашу" Волгу ГАЗ-21 (держим в уме родословную Волги), а вот "передок" - это смесь "Чайки" и той же "Волги".

Shanghai SH760
Shanghai SH760

Второе поколение, получившее название Shanghai SH760А, выпускалось с 1974 по 1991 год, однако до 1994 года на базе SH760 мелкой серией также собирали пикапы и универсалы.

Shanghai SH760А. Видоизмененый передок.
Shanghai SH760А. Видоизмененый передок.

С него всё и началось...

Benz Patent-Motorwagen (1885)

В музее представлена копия первого в мире автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (как и авто Даймлера), созданного Карлом Бенцем в 1885 году и запатентованного 29 января 1886 года (патент №37435). Это трёхколёсное ТС содержало все ключевые элементы современного авто: двигатель, зажигание, карбюратор, трансмиссию и тормоза. Три колеса вместо четырёх Бенц выбрал из-за нерешённой на тот момент проблемы с рулевым управлением. К 1893 году инженер устранил этот недостаток, представив четырёхколёсную модель «Victoria», что открыло путь к массовому автомобилестроению.

Benz Patent-Motorwagen (1885)
Benz Patent-Motorwagen (1885)

Паровая телега Кюньо (1769)

А вот еще в XVIII веке французским изобретатель Никола-Жозефом Кюньо представил миру нечто удивительное — огромную паровую телегу, способную двигаться без лошадей. Это был первый в мире прототип автомобиля, созданный по заказу военных для перевозки тяжёлых артиллерийских орудий.

Устройство, которое сам изобретатель гордо называл «огненной телегой», приводилось в движение силой пара и имело привод на единственное переднее колесо. Управлять этим трёхтонным монстром было невероятно сложно. Легенда гласит, что во время испытаний Кюньо не справился с управлением, и его творение врезалось в стену Арсенала, устроив первую в истории автомобильную аварию.

Несмотря на гениальность идеи, судьба изобретения была печальной: после опалы покровителя Кюньо проект закрыли. Однако «телега Кюньо» уцелела и с 1794 года хранится в парижском Музее искусств и ремёсел как уникальный предок всего автомобильного и железнодорожного транспорта. В китайском музее представлена масштабная копия.

Паровая телега Кюньо (1769)
Паровая телега Кюньо (1769)

Ford Model A: автомобиль, который спас компанию Форда

Можно сказать, что история Ford началась с этой модели. Самая первая машина,
сошедшая с конвейера новорожденной Ford Motor Company в 1903 году, называлась просто:
Model A.

Это был легкий (около 560 кг) двух- или четырехместный кабриолет с мотором в
8 «лошадок», который разгонялся до 72 км/ч. По тем временам — вполне
прогрессивно. Но главной сенсацией стала цена: $750, что делало
автомобиль более доступным.
К моменту продажи первого экземпляра (его купил чикагский врач Эрнст
Пфеннинг) на счету компании оставалось чуть больше $200. Успех Model A
буквально спас Форд от банкротства. Изначально все Model A выходили с завода исключительно в красном цвете. В такм же цвеет представлен и экземпляр в музее Несмотря на рекламу как «самого надежного автомобиля в мире», модель страдала от перегрева и капризной коробки передач. За два года производства (1903-1904) успели собрать 1750 таких машин. Скромные по современным меркам, они заложили финансовый фундамент империи Генри Форда и проложили дорогу легендарной Model T.

-8

Гонка Париж-Руан

Следующий стенд иллюстрирует автомобильную гонку Париж-Руан.

22 июля 1894 года состоялось событие, считающееся первой в мире автомобильной гонкой, — пробег из Парижа в Руан на 126 км. Его организовала газета Le Petit Journal, но это было не просто соревнование на скорость. Главным критерием стала практичность: машины оценивали по безопасности, экономичности и удобству управления. По сути, это было первое в истории испытание на надёжность. Заявки подали 102 экипажа с самыми разными двигателями: бензиновыми, паровыми, электрическими и даже экзотическими (на сжатом воздухе или с педальным приводом!). Но до старта доехали лишь 25 (!) претендентов. Победителем тогда считался не самый быстрый, а самый безотказный и практичный автомобиль. Первый приз составил 5000 франков (большие деньги!). Пробег стал публичной демонстрацией возможностей нового транспорта и настоящей «эпохой в развитии автомобиля», отделив реальные технологии от бесперспективных проектов. Парадоксально, но в том заезде победил Альбер де Дьон, управлявший паровым автомобилем. Правда ему отказали в главном призе. Причина? Судьи сочли паровые машины слишком сложными в управлении (представьте: нужно постоянно
поддерживать огонь в топке!) и ненадёжными. Из семи стартовавших
«паровиков» до конца доехали только три, в то время как все бензиновые
автомобили добрались до финиша без потерь. Правда автомобили, представленные на стенде, отношения к гонке 1894 года не имеют.

-9

Rolls-Royce Phantom III (1936-1939): Последний довоенный исполин

Это был последний роскошный лимузин, созданный Rolls-Royce до Второй мировой войны и первый автомобиль марки с двигателем V12 — следующим стал лишь Silver Seraph 1998 года. Финал эпохи, последний проект, над которым работал сам сэр Генри Ройс. Алюминиевый 7.3-литровый V12 с двумя системами зажигания (24 свечи!) — инженерный шедевр своего времени. Всего построено 727 шасси, до наших дней дожило около 650 машин. Кузова для них создавали лучшие ателье (Barker, Park Ward, Hooper) на заказ. Имел уникальные опции: централизованную систему смазки шасси и гидравлические компенсаторы в клапанном механизме. Его разработку отчасти вдохновил Cadillac V-16, который компания специально приобрела для изучения. Инженеры, включая самого У.О. Бентли, высоко оценили американский многолитровый мотор.


Спустя 25 лет после окончания выпуска, именно Phantom III выбрал злодей Аурик Голдфингер в одноимённом фильме о Джеймсе Бонде (1964) — его массивная рама идеально подходила для перевозки золотых слитков.
Rolls-Royce Phantom III четырехдверный кабриолет
Rolls-Royce Phantom III четырехдверный кабриолет

Delage DI (1926)

Была такая автомобильная марка Delage. Компания создавала машины двух крайностей: роскошные лимузины и гоночные болиды, и была очень заметна в автомобильном мире того времени. Однако история бренда завершилась печально. Уже в 1935 году дела пошли под откос, и компанию принудительно выкупил более крупный конкурент — концерн Delahaye. А к 1953 году марка Delage, некогда блиставшая, окончательно сошла со сцены. Но самая горькая глава этой истории — судьба её создателя. Основатель компании, Луи Делаж, человек, подаривший миру автомобильную роскошь, закончил свои дни в полной безвестности и нищете. После потери своего детища он вёл жизнь затворника. У него не было средств даже на самый скромный подержанный автомобиль — его обычным транспортом стали собственные ноги или велосипед. Луи Делаж умер в декабре 1947 года в пригороде Парижа, забытый всеми, став живым воплощением тени былого величия. Ппедставленная в музее Delage DI отличалась легким и отзывчивым рулевым управлением, комфортной подвеской, способной справляться с разбитыми дорогами, и предлагалась с эксклюзивными кузовами, такими как кабриолеты (Drop Head Coupé), созданными лучшими английскими и французскими кузовными ателье.

Красиво презентованы и сами экспонаты - рядом антуражно расставлены предметы той эпохи. На фото ниже представлен Cadillac Model M 1906 модельного года.

-12

Гонка Пекин-Париж и Mercedez-Benz 220A (1951) на переднем плане

-13

Не забыли и про Формулу-1 с Mille Miglia

-14

Про Ленина тоже не забыли, как и про лидеров великих держав тех лет.

-15

Auburn Speedster 851 Supercharged

В 1934 году дебютировал Auburn 851 Speedster — не просто новая модель, а кульминация и лебединая песня марки. Этот автомобиль, ставший последним серийным Auburn, с первых дней был обречён на статус иконы. Его радикальный дизайн, созданный Гордоном Бьюригом, задал новые стандарты: сдвоенные крылья, стремительно скошенный радиатор и вынесенные боковые патрубки глушителей создавали
незабываемый, кинематографичный образ, благодаря которому модель
получила неофициальное звание «голливудского» Auburn. Основой
стала мощная и надёжная рядная «восьмёрка» с плоской головкой блока.
Однако истинной революцией стали скрытые под авангардным кузовом
технологии. Главным новшеством была двухрежимная задняя ось Columbia с
планетарной передачей, которая работала как умный овердрайв. С её
помощью водитель, используя рычаг на руле, мог выбирать между
«спортивным» (4.5:1) и «расслабленным» (3:1) передаточным числом главной
пары. В паре с трёхступенчатой коробкой это давало по сути шесть
передач — невиданный для середины 30-х уровень технической изощрённости. Производство легковых автомобилей Auburn завершилось в 1937 году, и всего было выпущено 143 суперчарджрованных кабриолета. Здесь, в музее, представлена не каноническая версия, но подписанная как Auburn Speedster Supercharged

Auburn Speedster 851 Supercharged
Auburn Speedster 851 Supercharged