Найти в Дзене
НЕОРИН

Почему современные дети так часто плачут и “ломаются” — и это вообще не про слабость

С нашими детьми всё в порядке. Не в порядке — мир вокруг них и нас Иногда я смотрю на сцену: ребёнок стоит посреди коридора с носком в руке, на полу ранец, на стуле тетрадь, и вдруг — щёлк — он садится, начинает плакать и говорит: «Я не пойду. Я не могу. Я устал». И где-то в голове сразу всплывает чужой голос: «Современные дети слабые, плачут из-за ерунды, ломаются от любой нагрузки. Нас ремнём воспитывали — и ничего, выросли нормальными». Каждый раз, когда я слышу это «и ничего», у меня внутри поднимается один и тот же вопрос: А вы правда считаете, что “ничего” — это норма? Что тревога, выгорание, вечное чувство вины и усталости — это и есть та самая «нормальная взрослость», к которой мы так гордо пришли? С нашими детьми, в большинстве случаев, всё в порядке. А вот на то, что на них и на нас свалилось, стоит посмотреть чуть честнее. Мир стал быстрее — а нервная система осталась прежней Когда мы были детьми, всё выглядело иначе. Школа — потом двор. Уроки — кое-как за полчаса. «Пошё
Оглавление

С нашими детьми всё в порядке.

Не в порядке — мир вокруг них и нас

Иногда я смотрю на сцену:

ребёнок стоит посреди коридора с носком в руке,

на полу ранец, на стуле тетрадь,

и вдруг — щёлк — он садится, начинает плакать и говорит:

«Я не пойду. Я не могу. Я устал».

И где-то в голове сразу всплывает чужой голос:

«Современные дети слабые, плачут из-за ерунды, ломаются от любой нагрузки. Нас ремнём воспитывали — и ничего, выросли нормальными».

Каждый раз, когда я слышу это «и ничего», у меня внутри поднимается один и тот же вопрос:

А вы правда считаете, что “ничего” — это норма?

Что тревога, выгорание, вечное чувство вины и усталости — это и есть та самая «нормальная взрослость», к которой мы так гордо пришли?

С нашими детьми, в большинстве случаев, всё в порядке.

А вот на то, что на них и на нас свалилось, стоит посмотреть чуть честнее.

Мир стал быстрее — а нервная система осталась прежней

Когда мы были детьми, всё выглядело иначе.

Школа — потом двор.

Уроки — кое-как за полчаса.

«Пошёл гулять» — и никто не знал, по какой именно тропинке ты ушёл и с кем сейчас строишь шалаш.

Кружки и секции были у единиц, и это считалось чем-то особенным.

Можно было просто… жить.

Побегать. Посидеть на песочнице. Полежать на диване и смотреть в потолок.

Сейчас типичный первоклассник живёт так:

  • школа,
  • английский,
  • подготовка / логопед / ментальная арифметика,
  • спорт (желательно не один),
  • какой-нибудь «творческий кружок, чтобы развивать потенциал».

И всё это не по желанию, а по расписанию.

У семилетнего ребёнка в тетради иногда больше дел, чем у взрослого.

На бумаге выглядит прекрасно: всестороннее развитие.

В реальности это значит, что детская нервная система работает почти без пауз.

Ребёнок ещё сам не разобрался, что ему интересно и как он вообще переносит нагрузки,

а его день уже заполнен до вечера.

Мы выросли в мире, где было больше свободного «ничего».

Наши дети растут в мире, где «ничего не делать» считается почти преступлением.

Гаджеты — это не только про детей, это про всех нас

Любой разговор про «современных детей» очень быстро сводится к гаджетам:

«Сидит в телефоне — вот и нервный».

Да, постоянная стимуляция экранами — это нагрузка.

Да, мозг привыкает к быстрому дофамину,

после которого учебник с чёрно-белым текстом правда кажется пыткой.

Но есть одна деталь, про которую часто забывают:

гаджеты бьют не только по детям, но и по взрослым.

Родитель, который весь день в телефоне и ноутбуке,

переключается между:

  • рабочими чатами,
  • чатом класса,
  • чатом родительского комитета,
  • чатом кружка,
  • новостями,
  • бесконечной лентой.

Это родитель с уже истощённой нервной системой.

Он вроде бы дома,

но голова в трёх местах одновременно.

Ребёнок это считывает безошибочно.

Для него важно не столько «сколько времени мама была рядом физически»,

сколько сколько раз за день её взгляд был действительно на нём, а не в очередном уведомлении.

И когда у такого взрослого к вечеру сдают силы,

любой детский «не хочу» врезается в уже тонкую кожу.

Отсюда крик, срывы, чувство вины — а потом удивление:

почему ребёнок так часто плачет и «ломается».

Социальные сети добавили новый тип давления — на родителей

Раньше у мамы было несколько ориентиров:

  • «как у соседей»,
  • «как у подруги»,
  • «как у двоюродной сестры».

Сейчас в телефоне у каждой — десятки отфотошопленных реальностей:

улыбающиеся дети,

чистый пол,

идеальные обеды,

подписи в духе:

«мы без гаджетов»,

«мы никогда не кричим друг на друга»,

«дети у нас сами садятся за уроки».

Разум может сто раз говорить: «это витрина, а не жизнь»,

но подсознание всё равно шепчет:

«У них получилось. Значит, проблема во мне».

Параллельно выросли и требования к родителям:

  • будь спокойной, но активной,
  • развивай ребёнка, но не перегружай,
  • работай, но присутствуй,
  • будь в ресурсе, ухоженной, проработанной,
  • не кричи, не срывайся, не травмируй.

В этой игре нет выигрыша.

И в какой-то момент начинают ломаться уже не только дети, но и взрослые.

Система тоже изменилась — и не всегда в нашу пользу

Когда-то всё было просто:

сломал ребёнок ногу — отвезли в травмпункт, загипсовали, отправили лечиться.

Сейчас в голове многих родителей живёт другой сценарий:

«Если что-то пойдёт не так, меня затаскают по комиссиям, ПНД, инстанциям. Спросят, как мы живём, чем дышим и действительно ли я хорошая мать».

Ребёнок упал, ребёнок кричит, ребёнок дерётся —

и вместо спокойной, нормальной поддержки

родитель часто получает:

«А вы точно всё делаете правильно? А вы у кого наблюдаетесь? А вы ему пределы ставите?»

Мы живём в эпоху, когда любой сигнал от ребёнка

может быть подан как «доказательство родительской несостоятельности».

Нет, это не значит, что специалисты не нужны.

Наоборот, грамотные врачи, психологи, нейропсихологи — огромная опора.

Но когда к естественным кризисам возраста добавляется страх взрослого

«меня признают плохой матерью»,

нервная система летит уже с двух сторон:

и у ребёнка, и у взрослого.

Дети и родители оказались под общим прессом ожиданий

Сегодня от ребёнка ждут, что он будет:

  • хорошо учиться,
  • социальным и «командным игроком»,
  • не отставать в развитии,
  • идеально вести себя в школе,
  • при этом оставаться живым, творческим, стрессоустойчивым.

От родителя при этом ожидается, что он:

  • всё это организует,
  • всё оплатит,
  • всё проконтролирует,
  • ни разу не сорвётся,
  • будет спокойным, ухоженным,
  • и обязательно «проработанным» — чтобы ни одной лишней эмоции.

И когда вся эта конструкция начинает скрипеть и трещать,

очень удобно повесить ярлык:

ребёнок — «слабый, ломается»,
родитель — «не справляется, виноват».

Но если на секунду убрать обвинения,

картинка становится честнее:

нервная система ребёнка и нервная система взрослого

оказались в мире, который вообще не рассчитан на такой темп и такой объём ожиданий.

Что с этим можно сделать прямо сейчас

Мы не можем отменить соцсети, школу, новости и чаты.

Но кое-что всё ещё в нашей власти.

1. Снизить планку «идеальности» хотя бы внутри себя

Вместо:

«Я должна всё успеть и сделать идеально» —

попробовать задать другой вопрос:

«Что я могу упростить, чтобы мы все остались живыми?»

Иногда это минус один кружок.

Иногда — минус одно “надо” вечером.

Иногда — разрешение ребёнку и себе просто посидеть молча,

вместо того чтобы «максимально полезно проводить время».

2. Отделять реальные проблемы от моды на тревогу

Если ребёнок правда страдает,

если его состояние мешает жить — да, нужна помощь.

Но между «у нас дома каждый день война»

и «у него сегодня был плохой день» — огромная дистанция.

Иногда это повод сесть рядом и сказать:

«Я вижу, тебе сейчас тяжело.
Я не буду обесценивать.
Я просто посижу с тобой».

3. Разрешить себе быть нормальным, а не инстаграмным* родителем

Нормальным — это:

  • иногда уставшим,
  • иногда неуспевающим,
  • иногда сорвавшимся,
  • но умеющим остановиться и сказать:
«Я живая. Я учусь.
Иногда ошибаюсь, иногда исправляюсь.
И мой ребёнок тоже живой.
Ему не нужна идеальная мать. Ему нужна настоящая».

Для ребёнка это куда ценнее, чем идеально отрепетированная картинка.

Наши дети не стали слабее.

И мы не стали хуже родителями.

Просто на нас всех навалился мир, который слишком быстро бежит и слишком громко требует.

Иногда самое взрослое, что можно сделать, —

не подгонять ребёнка под чужие планки,

а тихо сдвинуть эти планки вниз:

до уровня, где ему по силам быть ребёнком,

а тебе — человеком,

а не круглосуточным проектом под названием «идеальная семья».

Если в этих строках вы узнаёте себя —

просто сохраните этот текст.

Иногда одной напоминалки о том,

что вы не обязаны тянуть чужие ожидания,

достаточно, чтобы завтра утром дышать

чуть свободнее —

и вам, и вашему ребёнку.

*Социальная сеть Instagram принадлежит компании Meta (запрещена на территории РФ, признана экстремистской организацией).