Найти в Дзене

Синий цвет в геральдике

Гербы, появившиеся в Европе в XII веке и быстро распространившиеся, представляют собой ценный источник информации для историков, работающих с числами и символами. Геральдика поддается статистическому анализу, позволяя выявить тенденции в использовании цветов и их значение. В отличие от других цветных артефактов, таких как книги или витражи, гербы обладают уникальной ценностью, поскольку их цвета абстрактны и не зависят от оттенков или нюансов. Геральдические цвета являются концептуальными и абсолютными, хотя художники могут интерпретировать их по-разному в зависимости от материала. Например, французский "d'azur" (синий) на королевских гербах мог изображаться как ярко-синий, бирюзовый или темный, но это не влияло на символику. Многие средневековые гербы известны не по изображениям, а по описаниям на геральдическом языке, где хроматические нюансы не упоминаются. Поэтому статистические исследования цветов в геральдике игнорируют такие факторы, как среда, методы окрашивания или эстетически

Гербы, появившиеся в Европе в XII веке и быстро распространившиеся, представляют собой ценный источник информации для историков, работающих с числами и символами. Геральдика поддается статистическому анализу, позволяя выявить тенденции в использовании цветов и их значение. В отличие от других цветных артефактов, таких как книги или витражи, гербы обладают уникальной ценностью, поскольку их цвета абстрактны и не зависят от оттенков или нюансов. Геральдические цвета являются концептуальными и абсолютными, хотя художники могут интерпретировать их по-разному в зависимости от материала. Например, французский "d'azur" (синий) на королевских гербах мог изображаться как ярко-синий, бирюзовый или темный, но это не влияло на символику. Многие средневековые гербы известны не по изображениям, а по описаниям на геральдическом языке, где хроматические нюансы не упоминаются. Поэтому статистические исследования цветов в геральдике игнорируют такие факторы, как среда, методы окрашивания или эстетические предпочтения, что делает геральдику особенно полезной для анализа.

Герб Франции, созданный в середине XII века, представляет собой синее поле, украшенное цветами лилии (fleurs-de-lis). К концу правления Карла V (1364-1380 гг.) на его личном гербе количество лилий сократилось до трех, однако множество цветов лилии по-прежнему символизировало королевское величие.
Изображение Франции, представленной в образе молящейся женщины, обращается к Святой Троице. Этот образ содержится в рукописи Вигилов, созданной для Карла VII в 1484 году.
Bibliotheque Nationale de France, Paris.
Герб Франции, созданный в середине XII века, представляет собой синее поле, украшенное цветами лилии (fleurs-de-lis). К концу правления Карла V (1364-1380 гг.) на его личном гербе количество лилий сократилось до трех, однако множество цветов лилии по-прежнему символизировало королевское величие. Изображение Франции, представленной в образе молящейся женщины, обращается к Святой Троице. Этот образ содержится в рукописи Вигилов, созданной для Карла VII в 1484 году. Bibliotheque Nationale de France, Paris.

Рост популярности синего цвета в средневековой геральдике

Анализ геральдических цветов показывает, что синий (азур) стал значительно чаще использоваться в европейской геральдике с момента ее зарождения в середине XII века и до начала XV века. Если в начале XIII века синий цвет присутствовал лишь на 5% гербов, то к 1250 году его доля возросла до 15%, к 1300 году – до 25%, а к 1400 году достиг 30%. К началу XV века почти каждый третий герб содержал синий цвет. Этот впечатляющий рост, вероятно, отражает его растущее значение в религиозной сфере.

Общая тенденция использования синего цвета в средневековой геральдике, основанная на гербах всей Западной Европы, может быть детализирована при рассмотрении данных по отдельным регионам. Например, синий цвет чаще встречается в восточной, чем в западной Франции, в Нидерландах, чем в Германии, и в северной, чем в южной Италии. Интересно, что до XVI века регионы, где синий цвет был популярен, часто имели мало черного (соболя) на своих гербах. С геральдической точки зрения, а также с точки зрения других культурных контекстов, таких как раннехристианское искусство, синий и черный цвета иногда выполняли схожие символические функции.

В тринадцатом и начале четырнадцатого веков аллегорические турниры были распространенным мотивом в литературе и искусстве. Часто эти противостояния изображались не как масштабные турниры, а как поединки между отдельными рыцарями, как, например, в "Романе Фовеля". Цветовая символика играла значительную роль в таких сценах, однако значение синего цвета в данной рукописи остается неясным: он мог символизировать как верность и преданность, так и глупость.
Столкновение между красным и синим рыцарем, рукопись Романда Фовеля. Национальная библиотека Франции, Париж.
В тринадцатом и начале четырнадцатого веков аллегорические турниры были распространенным мотивом в литературе и искусстве. Часто эти противостояния изображались не как масштабные турниры, а как поединки между отдельными рыцарями, как, например, в "Романе Фовеля". Цветовая символика играла значительную роль в таких сценах, однако значение синего цвета в данной рукописи остается неясным: он мог символизировать как верность и преданность, так и глупость. Столкновение между красным и синим рыцарем, рукопись Романда Фовеля. Национальная библиотека Франции, Париж.

До середины XIII века синий цвет редко использовался на гербах реальных людей или семей, но активно применялся в так называемых "воображаемых" гербах. Гербы, приписываемые средневековыми авторами и художниками вымышленным персонажам – героям эпосов и рыцарских романов, библейским и мифологическим фигурам, святым и аллегорическим образам (например, порокам и добродетелям) – могут многое рассказать о средневековом восприятии цветов и их символике. В данном случае, особое внимание уделяется тому, что эти вымышленные, и в особенности литературные, гербы говорят об успехе синего цвета в XII и XIII веках. Например, в артуровских легендах, несмотря на их фольклорный и вымышленный характер, можно найти много информации о восприятии цвета и геральдике. Часто в рыцарских сказаниях внезапно появляется неизвестный рыцарь с простым оружием (одного цвета), который преграждает путь герою и вызывает его на поединок. Цвет этого оружия использовался средневековыми авторами для намека на характер незнакомца и усиления ожидания исхода битвы.

Например, красный рыцарь часто символизировал демонические намерения или зло, хотя мог также олицетворять персонажа из волшебного мира. Черный рыцарь, как правило, скрывал свою личность и мог быть как положительным, так и отрицательным героем, поскольку черный цвет не всегда нес негативный смысл в рыцарской литературе. Белый рыцарь, как и ожидалось, почти всегда был добрым, часто пожилым персонажем, выступающим в роли друга или защитника главного героя. Зеленый рыцарь, напротив, нередко представал молодым и дерзким, чьи поступки могли приводить к хаосу, и, подобно черному рыцарю, мог быть как добрым, так и злым.

К концу XII века голубой цвет стал ассоциироваться с королевской властью. Первыми его приняли французские монархи, что вызвало одобрение королей Франции. Вслед за ними голубой цвет переняли Англия и, в конечном итоге, большинство монархий Запада. Интересно, что Карл Великий получил свою голубую мантию лишь к концу Средневековья, заменив ею традиционный имперский красный.
Изображение Карла Великого в синих одеждах, а также миниатюра с подсветкой, изображающая Жана де Берри, созданные около 1400 года. Bibliotheque Nationale de France, Paris; Ms.Lat.
К концу XII века голубой цвет стал ассоциироваться с королевской властью. Первыми его приняли французские монархи, что вызвало одобрение королей Франции. Вслед за ними голубой цвет переняли Англия и, в конечном итоге, большинство монархий Запада. Интересно, что Карл Великий получил свою голубую мантию лишь к концу Средневековья, заменив ею традиционный имперский красный. Изображение Карла Великого в синих одеждах, а также миниатюра с подсветкой, изображающая Жана де Берри, созданные около 1400 года. Bibliotheque Nationale de France, Paris; Ms.Lat.

До середины XIII века синие рыцари практически не встречались в литературном цветовом коде артуровских произведений. Синий цвет не имел устоявшегося символического значения в этой литературе, или же его символика была слишком незначительной, чтобы оказать существенное влияние на повествование. Внезапное появление синего рыцаря не вызвало бы у читателя или слушателя никаких особых ассоциаций. Это было связано с тем, что синий цвет еще не занял прочное место в социальных и символических системах, а литературный цветовой код для таинственных рыцарей, встречающихся в приключениях, уже сформировался до того, как синий стал значимым цветом.

Четырнадцатый век ознаменовался значительными изменениями в символике цветов в рыцарских романах. Одним из первых свидетельств этой трансформации стал обширный прозаический роман "Персефорест", завершенный в 1344 году.

Цветовая палитра рыцарских повествований претерпела метаморфозы:

  • Черный стал ассоциироваться со злом и агрессией.
  • Красный утратил свой прежний негативный смысл.
  • Синий приобрел особое значение, став символом положительных качеств. С этого периода рыцари, облаченные в синее, олицетворяли мужество, верность и преданность. Изначально второстепенные персонажи, синие рыцари во второй половине века стали занимать центральные позиции в сюжетах.
С XIII века турниры и геральдика стали ключевым каналом для распространения модных тенденций, в частности, синих оттенков, которые активно использовались на празднествах, в театральных постановках и рыцарских обрядах. До 13400 года рыцари в синем были нечастым явлением, уступая по популярности тем, кто предпочитал красный и зеленый. Однако впоследствии синий цвет стал значительно более распространенным как в литературных произведениях, так и на реальных рыцарских состязаниях.
Изображение "Синего рыцаря" из турнирной книги было воспроизведено и раскрашено по заказу Фридриха I, герцога Саксонского. Мастерская Лукаса Кранаха, ок. 1535 г. Kunstsamm lungen Jer Mste Coburg, Кобург, Германия.
С XIII века турниры и геральдика стали ключевым каналом для распространения модных тенденций, в частности, синих оттенков, которые активно использовались на празднествах, в театральных постановках и рыцарских обрядах. До 13400 года рыцари в синем были нечастым явлением, уступая по популярности тем, кто предпочитал красный и зеленый. Однако впоследствии синий цвет стал значительно более распространенным как в литературных произведениях, так и на реальных рыцарских состязаниях. Изображение "Синего рыцаря" из турнирной книги было воспроизведено и раскрашено по заказу Фридриха I, герцога Саксонского. Мастерская Лукаса Кранаха, ок. 1535 г. Kunstsamm lungen Jer Mste Coburg, Кобург, Германия.

Этот новый тренд подтверждается творчеством знаменитого поэта и летописца Жана Фруассара, который между 1361 и 1367 годами написал стихотворение "Le Dit du bleuchevalier" (Сказание о синем рыцаре). Подобное произведение было бы немыслимо во времена Кретьена де Труа (конец XII - начало XIII века), поскольку синий рыцарь в его титуле не имел бы никакого смысла для аудитории того времени.

В геральдике синий цвет также получил мощный импульс благодаря влиянию французской монархии. Короли Франции, начиная с конца XII века, использовали в качестве своего герба щит с изображением золотых лилий на синем фоне ("d'azur semé de fleurs de lis d'or"). Этот выбор, вероятно, был сделан в честь Богородицы, покровительницы Французского королевства и династии Капетингов. Считается, что Сугерий и Сен-Бернар сыграли ключевую роль в выборе синего цвета и лилии как королевской эмблемы, которая окончательно утвердилась в начале правления Филиппа Августа (около 1180 года). Французский король был единственным монархом на Западе, чья геральдика включала синий цвет в этот период.

В XIII веке французская монархия достигла такого высокого статуса, что многие знатные семьи и отдельные личности, сначала во Франции, а затем и по всей Европе, стали включать синий цвет в свои гербы. Этот геральдический синий (лазурь) стал выходить за рамки чисто военных и родовых символов, появляясь в различных сферах, не связанных напрямую с геральдикой. Это касалось как королевских, так и княжеских и дворянских кругов. Синий цвет присутствовал на церемониях коронации и помазания, на пирах, въездах монархов в города, турнирах и парадной одежде. Таким образом, французская корона оказала значительное влияние на популяризацию синего цвета в XIII-XIV веках.

Литературно-иконографический мотив "Девять Героев" (описанный в 12 произведениях) повествует о девяти выдающихся рыцарях. Среди них был король Артур, чья роль, наряду с Девой Марией и французскими королями, способствовала приданию синему цвету нового символического значения. В период с 1260 по 1280 год его герб, ранее изменчивый, обрел постоянную эмблему: синее поле с тремя золотыми коронами. Герб Артура значительно повлиял на популярность синего цвета в геральдике и укрепил его связь с королевской властью.
Фреска с изображением Девяти Богатырей. Castello di Mantain Saluzzo, Италия.
Литературно-иконографический мотив "Девять Героев" (описанный в 12 произведениях) повествует о девяти выдающихся рыцарях. Среди них был король Артур, чья роль, наряду с Девой Марией и французскими королями, способствовала приданию синему цвету нового символического значения. В период с 1260 по 1280 год его герб, ранее изменчивый, обрел постоянную эмблему: синее поле с тремя золотыми коронами. Герб Артура значительно повлиял на популярность синего цвета в геральдике и укрепил его связь с королевской властью. Фреска с изображением Девяти Богатырей. Castello di Mantain Saluzzo, Италия.

Помимо престижа, у нового увлечения синим цветом была и практическая причина. Усовершенствование технологий окрашивания в XIII веке позволило получать стойкий и яркий синий оттенок, что стало контрастом тусклым и блеклым цветам предыдущих столетий. Это новшество, особенно в высших слоях общества, способствовало моде на синий цвет в одежде аристократов и богатых горожан. Ранее же синий считался цветом рабочей одежды ремесленников и крестьян. Яркий, насыщенный синий цвет одежды XIII века ценился даже королями: между 1230 и 1250 годами Людовик IX Французский и Генрих III Английский начали носить синее, что было нетипично для их предшественников. Их примеру быстро последовали придворные. Даже легендарный король Артур, начиная с середины XIII века, стал изображаться в синем, а его щит украшали три золотые короны на синем поле – те же цвета, что и на гербе французского короля.

Однако синий цвет не сразу завоевал всеобщее признание. Сопротивление этой французской моде исходило в основном из Германии и Италии, где предпочтение отдавалось красному цвету, ассоциировавшемуся с императорской властью. Тем не менее, это сопротивление было недолгим. К концу Средневековья синий стал цветом королей, принцев, дворян и патрициев даже в этих регионах, в то время как красный сохранил свое значение как символ императорской и папской власти.