Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Призрак замка Моррисвилль" (ЧССР), "Никаких проблем" (Франция), "Беглецы" (Франция). И не только...

Беглецы / Les Fugitifs. Франция, 1986. Режиссер и сценарист Франсис Вебер. Прокат в СССР – 1988. 22,9 млн. зрителей за первый год демонстрации (по другим данным – 20,9 млн. зрителей). Прокат во Франции: 4,5 млн. зрителей. Франсис Вебер («Невезучие», «Папаши», «Беглецы») – один из самых известных сценаристов и режиссеров французских комедий. В «Беглецах» адвокат (Пьер Ришар) невольно стал "сообщником" профессионального грабителя банков (Жерар Депардье). Теперь они вынуждены вместе скрываться от полиции... Забавная комедийная «трилогия» Франсиса Вебера: «Козочка» («Невезучие»), «Папаши» и «Беглецы», имевшая огромный зрительский успех, объединена участием тандема Пьера Ришара и Жерара Депардье. Ришар и Депардье, как и большинство выдающихся французских актеров, прекрасно чувствуют жанр и способны играть такого рода бурлескные сюжеты до бесконечности... Быть может, Ф. Вебер воспользовался здесь моделью характерных масок, найденных в «Побеге» (1978) Жераром Ури. Но, так или иначе, дуэт гру

Беглецы / Les Fugitifs. Франция, 1986. Режиссер и сценарист Франсис Вебер. Прокат в СССР – 1988. 22,9 млн. зрителей за первый год демонстрации (по другим данным – 20,9 млн. зрителей). Прокат во Франции: 4,5 млн. зрителей.

Франсис Вебер («Невезучие», «Папаши», «Беглецы») – один из самых известных сценаристов и режиссеров французских комедий.

В «Беглецах» адвокат (Пьер Ришар) невольно стал "сообщником" профессионального грабителя банков (Жерар Депардье). Теперь они вынуждены вместе скрываться от полиции...

Забавная комедийная «трилогия» Франсиса Вебера: «Козочка» («Невезучие»), «Папаши» и «Беглецы», имевшая огромный зрительский успех, объединена участием тандема Пьера Ришара и Жерара Депардье. Ришар и Депардье, как и большинство выдающихся французских актеров, прекрасно чувствуют жанр и способны играть такого рода бурлескные сюжеты до бесконечности...

Быть может, Ф. Вебер воспользовался здесь моделью характерных масок, найденных в «Побеге» (1978) Жераром Ури. Но, так или иначе, дуэт грубого великана-силача и беспомощного растяпы-интеллигента пришелся по вкусу зрителям. И не так уж важно, чем заняты герои фильма поисками исчезнувшей девушки, выяснением, кто из них настоящий отец сбежавшего парня или бегством от полиции после неудачного ограбления банка. Комедии Франсиса Вебера привлекают прежде всего той изящной легкостью, с которой действие балансирует между смешным и сентиментальным, грубоватой эксцентрикой и меланхолическим лиризмом. Это фильмы парадоксальных ситуаций и прекрасного темпо-ритма, открытых человеческих чувств и актерских бенефисов.

Как и у Пьера Ришара, в этих лентах была своя комедийная маска и у Жерара Депардье: его персонаж был огромным увальнем, силой гигантских кулаков крушащим все на своем пути. И что бы ни делал герой, он, по сути, всегда оставался одним и тем же – предсказуемым в поступках, реакциях, мимике и жестах. При этом сама личность Жерара Депардье столь значительна, что он, как, скажем, Жан Габен или Жан-Поль Бельмондо, никогда не надоедает публике, хотя нередко (как в случае с комедиями Франсиса Вебера) его экранный имидж остается одним и тем же, пусть даже и с новыми штрихами, юмористическими черточками, смешными гэгами...

Между прочим, свой класс профессионала Франсис Вебер подтвердил и в Америке, куда был приглашен, чтобы сделать ремейк «Беглецов». Мартин Шорт и Ник Нолт неплохо сыграли в этой комедии. Однако, на мой взгляд, без виртуозного блеска Ришара-Депардье.

В год выхода «Беглецов» во всесоюзной прокат в статье, опубликованной в «Советском экране», отмечалось, что «в отличие от Клода Зиди («Не упускай из виду», «Чудовище», «Он начинает сердиться», «Откройте, полиция!»), чьи фильмы в большинстве своем не решают никакой иной задачи, кроме как рассмешить любым способом, Вебер более тонок. И дело здесь не в том даже, что его картины не лишены социального подтекста. Главное для Вебера – интересная история. А уж жанр, выбор актеров и все прочее – наиболее близкий и приемлемый для него способ рассказать эту историю. … В «Беглецах», как всегда у Вебера, смех строится на остроумных и напряженных комических ситуациях, тонко выдержанных на грани абсурда. Вообще это ощущение «на грани» необыкновенно важно для комедии как таковой. Ведь здесь так легко соскочить в пошлость, в откровенный психологический ляп да и просто в «несмешно». До сей поры это чувство Вебера не подводило – не подвело и на этот раз. … самое ценное в картинах Вебера – а в «Беглецах» особенно – это органичное сочетание и взаимодействие трех линий – комической, драматической и лирической. Вебер достигает этого благодаря выверенной драматургической конструкции и точному распределению актерских задач. … Режиссер (он же драматург) как бы атакует нас с трех сторон, стремясь взять зрителя в плотное кольцо, захватить в плен на все полтора часа, и весьма преуспевает на этом пути, добиваясь главного – живой, эмоциональной связи с залом. Мы любим его героев, переживаем за них, и, конечно же, нам смешно. И смех этот не имеет ничего общего с тем, когда кому-то на голову падает что-то тяжелое или когда в кого-то летит кусок торта» (Стишов, 1989: 26-27).

А кинокритик Сергей Лаврентьев подчеркивал, что «комедия Франсиса Вебера «Беглецы» даже по сюжету своему мало чем отличается от предыдущих лент режиссера, знакомых нашему зрителю. И в «Невезучих», и в «Папашах», и в «Беглецах» происходят, в принципе, однотипные события. Два комических персонажа, являющих собой полную противоположность друг другу (их играют Депардье и Ришар), оказываются втянутыми в Приключение. Причем в центре умозрительных и захватывающих событий неизменно пребывает ребенок, чье присутствие вносит в фильм мелодраматические интонации. Либо уже достаточно взрослый («Папаши»), либо — школьного возраста («Невезучие»), либо — совсем крошка, как в «Беглецах». Вебер нащупал поистине золотую жилу. Эта сюжетная схема таит в себе нескончаемые возможности для вариаций. Так что, если годика через два нам предложат еще одну «мелодрамо-комедию», созданную по опробованному рецепту, мы не удивимся и с удовольствием отправимся в кинозалы» (Лаврентьев, 1989).

Уже в XXI веке кинокритик Евгений Нефёдов отметил, что «Франсис Вебер – комедиограф от Бога. Вновь сведя в тандеме Пьера Ришара и Жерара Депардье (и тем самым – продолжив освоение ранее открытой золотоносной жилы), он всё-таки не стал банально повторяться. Не последовал примеру многих коллег, раз за разом представляющих публике полюбившиеся дуэты…, эксплуатируя привычные, однажды найденные комические маски. … Режиссёр-сценарист принципиально выстраивает новый, оригинальный драматургический конфликт, лишь отдалённо напоминающий то, что мы видели в предыдущих лентах» (Нефёдов, 2016).

Киновед Александр Федоров

-2

Трое мужчин и младенец в люльке / 3 hommes et un couffin. Франция, 1985. Режиссер и сценарист Колин Серро. Актеры: Ролан Жиро, Мишель Бужена, Андре Дюссолье, Филиппина Леруа, Доминик Лаванан и др. Прокат в СССР – 1987. 22,9 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 10,2 млн. зрителей.

Режиссер и сценарист / писательница Колин Серро сняла дюжину полнометражных игровых фильмов, но максимальная популярность выпала именно на ее на комедию «Трое мужчин и младенец в люльке».

Неожиданный успех семейной «Трое мужчин и младенец в люльке» во Франции (10,2 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах) и Европе настолько удивил голливудских продюсеров, что они тут же купили права на ремейк, и он тоже стал коммерчески успешным проектом.

В год выхода этой забавной комедии в советский прокат кинокритик Валентина Иванова (1937-2008) пыталась разобраться в причинах её успеха: «Дотошные критики говорят о «непреходящих ценностях» бытия, о том, что простые истории о любви, а особенно – совсем непривычно! – о любви к детям вдруг снова стали пользоваться успехом. Почему-то. А впрочем, понятно почему. Слишком, вероятно, устал зритель от бесконечного мордобоя на экране, с одной стороны, и от изысков так называемого «экспериментального фильма» и «нового кино», с другой. В картине К. Серро нет ни того, ни другого, но есть обаяние безыскусственности, она, что называется «без претензий». К тому же, думается, это типичная французская картина – с легкими недоразумениями, со здоровой долей иронии по отношению к героям, и ко всем происходящим событиям, с милой ординарностью персонажей, которые не супермены, не «звезды», а именно типичные средние французы» (Иванова, 1987: 18).

Киновед Александр Федоров

-3

Никаких проблем / Pas de problème! Франция, 1975. Режиссёр Жорж Лотнер. Сценаристы: Жорж Лотнер, Жан-Мари Пуаре. Актеры: Миу-Миу, Бернар Мене, Жан Лефевр, Анри Гибе, Анни Дюпре и др. В СССР – с июня/августа 1976. 22,6 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 1,8 млн. зрителей.

Около полусотни фильмов – комедий, детективов, триллеров, пародий – за семьдесят с лишним лет. Таков баланс одного из самых кассовых режиссеров французского кино – Жоржа Лотнера (1926-2013).

В тридцать лет Жорж Лотнер был уже хорошо известен в "узких кругах" парижских кинематографистов сначала как ассистент режиссера, а потом как автор нескольких короткометражек. Его полнометражный дебют в кино состоялся в 1958 году, совпав по времени со становлением "новой волны" французского экрана. Это была комедия "Прыщавая малышка".

Поставив несколько фильмов с участием Бернара Блие ("Шагай или сдохни", "Умолкните, барабаны", "Седьмой присяжный"), Жорж Лотнер сделал коммерчески весьма успешный сериал о "черном монокле".

Было время (на рубеже 80-х), когда в наш прокат вышли сразу пять его фильмов, что, разумеется, не прошло незамеченным. Публика до отказа заполняла кинозалы, а кинокритики (в том числе и автор этих строк) дружно упрекали Лотнера в эстетизации насилия и возмущались, что смерть подавалась им порой как один из аттракционов "черного юмора"...

На фоне нынешних "рыночных" российских боевиков полупародийные ленты Жоржа Лотнера "Жил-был полицейский", "Полицейский или бандит" и "Незадачливый" по части профессионализма кажутся почти недосягаемыми вершинами.

В криминальной комедии «Никаких проблем» некий раненый мужчина попадает в квартиру к главной героине (Миу-Миу) и через пару минут умирает. Что делать? Как избавиться от трупа?

А с точки зрения черного юмора "Криминального чтива" Квентина Тарантино возня с трупом в лотнеровском фильме "Никаких проблем" кажется, вообще, "папочкиным кино"... Впрочем, Миу-Миу непринужденно чувствовала себя в стихии черного юмора этой ленты, не без погрешностей вкуса пародировавшей драму Фолкера Шлендорфа "Убийство умышленное и непреднамеренное"(1966).

В год выхода фильма «Никаких проблем» во всесоюзный прокат журналист Анатолий Макаров в «Спутнике кинозрителя», хотя и отметил «черный юмор» и «гиньольную» стилистику, но отнесся к нему с излишней серьезностью, подчеркивая дурные нравы буржуазного общества (Макаров, 1976: 21).

Киновед Александр Федоров

Тихая квартира / Csendes otthon. Венгрия, 1957. Режиссер Фригеш Бан. Сценаристы: Арманд Санто, Михай Сечен. Актеры: Ференц Зенте, Эржи Галамбош, Ласло Унгвари, Ирен Пшота и др. В СССР – с 29 декабря 1958. 22,3 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Венгрии: 4,0 млн. зрителей.

Режиссер Фригеш Бан (1902-1969), начиная с 1930-х годов, поставил свыше трех десятков полнометражных игровых фильмов («Непроглядная ночь», «Последняя песня», «Кадетская любовь», «Где-то в России», «Девушка ночи», «Свидание у моря», «Ночная музыка», «Ударь меня по лицу», «Крещение огнем», «Винтовая лестница», «Зонтик Святого Петра», «Солнце на льду», «Тихая квартира» и др.). Наибольшим успехом в советском прокате пользовалась его костюмная романтико-приключенческая лента «Под черной маской», действие которой разворачивалось в эпоху Австро-Венгерской империи.

Фильм «Тихая квартира», сочетая жанры комедия и мелодрамы рассказывает забавную историю о том, как Андраш и Ева в результате ошибки чиновников получили ордера на одну и ту же квартиру….

Увы, об этом довольно трогательном фильме сегодня мало кто вспоминает…

Киновед Александр Федоров

-4

Призрак замка Моррисвилль / Призрак Моррисвилля / Fantom Morrisvillu. Чехословакия, 1966. Режиссёр Борживой Земан. Сценаристы: Франтишек Влчек, Борживой Земан. Актеры: Олдржих Новый, Квета Фиалова, Яна Новакова, Вит Ольмер, Ярослав Марван, Вальдемар Матушка и др. В СССР – с 19 июня 1967. 22,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссёр Борживой Земан (1912-1991) поставил дюжину полнометражных игровых фильмов разных жанров («Мертвый среди живых», «Ангел в отпуске», «Гордая принцесса», «Жил-был король», «Очень грустная принцесса» и др.), однако самой известной его работой стал «Призрак замка Моррисвиль».

В этой блестящей пародии на детективы и мистические ленты действие происходит в таинственном замке Моррисвилль, по которому ночью бродит призрак…

Кинокритик Денис Горелов писал о «Призраке замка Моррисвиль» так: «Чешский луна-парк, месяцами гастролировавший в ЦПКиО, лабиринтом ужасов добивался схожего эффекта: шок, визг и хохот одновременно. На синтезе страха и смеха строился эмблемный эпизод «Призрака», в котором притаившийся за углом галереи злодей, заслышав шаги, заносил кинжал на уровне горла и пырял пустоту, потому что под рукой у него прошмыгивал злой карлик по своим карликовым делам. … Честное слово, когда на блондинку и шатенку с арфой в узилище начинал опускаться потолок, ломал арфу, гнул к полу, и лишь в последний миг сыщик выдергивал их наружу на ковре, прищемив подол платья, — то был аттракцион экстра-класса, настоящий луна-парк. И кусок парного мяса на лысине спящего эсквайра для приманки тигров. И гигантский тесак-секира из стены при легком нажатии на педаль. И банджо, обернувшееся дисковым пулеметом. И сам лысый призрак в капюшоне, более всего похожий на Смерть из бергмановской «Седьмой печати», а ни на какого не Фантомаса, как пытаются уверить справочники» (Горелов, 2019: 248-249).

Киновед Александр Федоров