Беглецы / Les Fugitifs. Франция, 1986. Режиссер и сценарист Франсис Вебер. Прокат в СССР – 1988. 22,9 млн. зрителей за первый год демонстрации (по другим данным – 20,9 млн. зрителей). Прокат во Франции: 4,5 млн. зрителей.
Франсис Вебер («Невезучие», «Папаши», «Беглецы») – один из самых известных сценаристов и режиссеров французских комедий.
В «Беглецах» адвокат (Пьер Ришар) невольно стал "сообщником" профессионального грабителя банков (Жерар Депардье). Теперь они вынуждены вместе скрываться от полиции...
Забавная комедийная «трилогия» Франсиса Вебера: «Козочка» («Невезучие»), «Папаши» и «Беглецы», имевшая огромный зрительский успех, объединена участием тандема Пьера Ришара и Жерара Депардье. Ришар и Депардье, как и большинство выдающихся французских актеров, прекрасно чувствуют жанр и способны играть такого рода бурлескные сюжеты до бесконечности...
Быть может, Ф. Вебер воспользовался здесь моделью характерных масок, найденных в «Побеге» (1978) Жераром Ури. Но, так или иначе, дуэт грубого великана-силача и беспомощного растяпы-интеллигента пришелся по вкусу зрителям. И не так уж важно, чем заняты герои фильма – поисками исчезнувшей девушки, выяснением, кто из них настоящий отец сбежавшего парня или бегством от полиции после неудачного ограбления банка. Комедии Франсиса Вебера привлекают прежде всего той изящной легкостью, с которой действие балансирует между смешным и сентиментальным, грубоватой эксцентрикой и меланхолическим лиризмом. Это фильмы парадоксальных ситуаций и прекрасного темпо-ритма, открытых человеческих чувств и актерских бенефисов.
Как и у Пьера Ришара, в этих лентах была своя комедийная маска и у Жерара Депардье: его персонаж был огромным увальнем, силой гигантских кулаков крушащим все на своем пути. И что бы ни делал герой, он, по сути, всегда оставался одним и тем же – предсказуемым в поступках, реакциях, мимике и жестах. При этом сама личность Жерара Депардье столь значительна, что он, как, скажем, Жан Габен или Жан-Поль Бельмондо, никогда не надоедает публике, хотя нередко (как в случае с комедиями Франсиса Вебера) его экранный имидж остается одним и тем же, пусть даже и с новыми штрихами, юмористическими черточками, смешными гэгами...
Между прочим, свой класс профессионала Франсис Вебер подтвердил и в Америке, куда был приглашен, чтобы сделать ремейк «Беглецов». Мартин Шорт и Ник Нолт неплохо сыграли в этой комедии. Однако, на мой взгляд, без виртуозного блеска Ришара-Депардье.
В год выхода «Беглецов» во всесоюзной прокат в статье, опубликованной в «Советском экране», отмечалось, что «в отличие от Клода Зиди («Не упускай из виду», «Чудовище», «Он начинает сердиться», «Откройте, полиция!»), чьи фильмы в большинстве своем не решают никакой иной задачи, кроме как рассмешить любым способом, Вебер более тонок. И дело здесь не в том даже, что его картины не лишены социального подтекста. Главное для Вебера – интересная история. А уж жанр, выбор актеров и все прочее – наиболее близкий и приемлемый для него способ рассказать эту историю. … В «Беглецах», как всегда у Вебера, смех строится на остроумных и напряженных комических ситуациях, тонко выдержанных на грани абсурда. Вообще это ощущение «на грани» необыкновенно важно для комедии как таковой. Ведь здесь так легко соскочить в пошлость, в откровенный психологический ляп да и просто в «несмешно». До сей поры это чувство Вебера не подводило – не подвело и на этот раз. … самое ценное в картинах Вебера – а в «Беглецах» особенно – это органичное сочетание и взаимодействие трех линий – комической, драматической и лирической. Вебер достигает этого благодаря выверенной драматургической конструкции и точному распределению актерских задач. … Режиссер (он же драматург) как бы атакует нас с трех сторон, стремясь взять зрителя в плотное кольцо, захватить в плен на все полтора часа, и весьма преуспевает на этом пути, добиваясь главного – живой, эмоциональной связи с залом. Мы любим его героев, переживаем за них, и, конечно же, нам смешно. И смех этот не имеет ничего общего с тем, когда кому-то на голову падает что-то тяжелое или когда в кого-то летит кусок торта» (Стишов, 1989: 26-27).
А кинокритик Сергей Лаврентьев подчеркивал, что «комедия Франсиса Вебера «Беглецы» даже по сюжету своему мало чем отличается от предыдущих лент режиссера, знакомых нашему зрителю. И в «Невезучих», и в «Папашах», и в «Беглецах» происходят, в принципе, однотипные события. Два комических персонажа, являющих собой полную противоположность друг другу (их играют Депардье и Ришар), оказываются втянутыми в Приключение. Причем в центре умозрительных и захватывающих событий неизменно пребывает ребенок, чье присутствие вносит в фильм мелодраматические интонации. Либо уже достаточно взрослый («Папаши»), либо — школьного возраста («Невезучие»), либо — совсем крошка, как в «Беглецах». Вебер нащупал поистине золотую жилу. Эта сюжетная схема таит в себе нескончаемые возможности для вариаций. Так что, если годика через два нам предложат еще одну «мелодрамо-комедию», созданную по опробованному рецепту, мы не удивимся и с удовольствием отправимся в кинозалы» (Лаврентьев, 1989).
Уже в XXI веке кинокритик Евгений Нефёдов отметил, что «Франсис Вебер – комедиограф от Бога. Вновь сведя в тандеме Пьера Ришара и Жерара Депардье (и тем самым – продолжив освоение ранее открытой золотоносной жилы), он всё-таки не стал банально повторяться. Не последовал примеру многих коллег, раз за разом представляющих публике полюбившиеся дуэты…, эксплуатируя привычные, однажды найденные комические маски. … Режиссёр-сценарист принципиально выстраивает новый, оригинальный драматургический конфликт, лишь отдалённо напоминающий то, что мы видели в предыдущих лентах» (Нефёдов, 2016).
Киновед Александр Федоров
Трое мужчин и младенец в люльке / 3 hommes et un couffin. Франция, 1985. Режиссер и сценарист Колин Серро. Актеры: Ролан Жиро, Мишель Бужена, Андре Дюссолье, Филиппина Леруа, Доминик Лаванан и др. Прокат в СССР – 1987. 22,9 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 10,2 млн. зрителей.
Режиссер и сценарист / писательница Колин Серро сняла дюжину полнометражных игровых фильмов, но максимальная популярность выпала именно на ее на комедию «Трое мужчин и младенец в люльке».
Неожиданный успех семейной «Трое мужчин и младенец в люльке» во Франции (10,2 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах) и Европе настолько удивил голливудских продюсеров, что они тут же купили права на ремейк, и он тоже стал коммерчески успешным проектом.
В год выхода этой забавной комедии в советский прокат кинокритик Валентина Иванова (1937-2008) пыталась разобраться в причинах её успеха: «Дотошные критики говорят о «непреходящих ценностях» бытия, о том, что простые истории о любви, а особенно – совсем непривычно! – о любви к детям вдруг снова стали пользоваться успехом. Почему-то. А впрочем, понятно почему. Слишком, вероятно, устал зритель от бесконечного мордобоя на экране, с одной стороны, и от изысков так называемого «экспериментального фильма» и «нового кино», с другой. В картине К. Серро нет ни того, ни другого, но есть обаяние безыскусственности, она, что называется «без претензий». К тому же, думается, это типичная французская картина – с легкими недоразумениями, со здоровой долей иронии по отношению к героям, и ко всем происходящим событиям, с милой ординарностью персонажей, которые не супермены, не «звезды», а именно типичные средние французы» (Иванова, 1987: 18).
Киновед Александр Федоров
Никаких проблем / Pas de problème! Франция, 1975. Режиссёр Жорж Лотнер. Сценаристы: Жорж Лотнер, Жан-Мари Пуаре. Актеры: Миу-Миу, Бернар Мене, Жан Лефевр, Анри Гибе, Анни Дюпре и др. В СССР – с июня/августа 1976. 22,6 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 1,8 млн. зрителей.
Около полусотни фильмов – комедий, детективов, триллеров, пародий – за семьдесят с лишним лет. Таков баланс одного из самых кассовых режиссеров французского кино – Жоржа Лотнера (1926-2013).
В тридцать лет Жорж Лотнер был уже хорошо известен в "узких кругах" парижских кинематографистов сначала как ассистент режиссера, а потом как автор нескольких короткометражек. Его полнометражный дебют в кино состоялся в 1958 году, совпав по времени со становлением "новой волны" французского экрана. Это была комедия "Прыщавая малышка".
Поставив несколько фильмов с участием Бернара Блие ("Шагай или сдохни", "Умолкните, барабаны", "Седьмой присяжный"), Жорж Лотнер сделал коммерчески весьма успешный сериал о "черном монокле".
Было время (на рубеже 80-х), когда в наш прокат вышли сразу пять его фильмов, что, разумеется, не прошло незамеченным. Публика до отказа заполняла кинозалы, а кинокритики (в том числе и автор этих строк) дружно упрекали Лотнера в эстетизации насилия и возмущались, что смерть подавалась им порой как один из аттракционов "черного юмора"...
На фоне нынешних "рыночных" российских боевиков полупародийные ленты Жоржа Лотнера "Жил-был полицейский", "Полицейский или бандит" и "Незадачливый" по части профессионализма кажутся почти недосягаемыми вершинами.
В криминальной комедии «Никаких проблем» некий раненый мужчина попадает в квартиру к главной героине (Миу-Миу) и через пару минут умирает. Что делать? Как избавиться от трупа?
А с точки зрения черного юмора "Криминального чтива" Квентина Тарантино возня с трупом в лотнеровском фильме "Никаких проблем" кажется, вообще, "папочкиным кино"... Впрочем, Миу-Миу непринужденно чувствовала себя в стихии черного юмора этой ленты, не без погрешностей вкуса пародировавшей драму Фолкера Шлендорфа "Убийство умышленное и непреднамеренное"(1966).
В год выхода фильма «Никаких проблем» во всесоюзный прокат журналист Анатолий Макаров в «Спутнике кинозрителя», хотя и отметил «черный юмор» и «гиньольную» стилистику, но отнесся к нему с излишней серьезностью, подчеркивая дурные нравы буржуазного общества (Макаров, 1976: 21).
Киновед Александр Федоров
Тихая квартира / Csendes otthon. Венгрия, 1957. Режиссер Фригеш Бан. Сценаристы: Арманд Санто, Михай Сечен. Актеры: Ференц Зенте, Эржи Галамбош, Ласло Унгвари, Ирен Пшота и др. В СССР – с 29 декабря 1958. 22,3 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Венгрии: 4,0 млн. зрителей.
Режиссер Фригеш Бан (1902-1969), начиная с 1930-х годов, поставил свыше трех десятков полнометражных игровых фильмов («Непроглядная ночь», «Последняя песня», «Кадетская любовь», «Где-то в России», «Девушка ночи», «Свидание у моря», «Ночная музыка», «Ударь меня по лицу», «Крещение огнем», «Винтовая лестница», «Зонтик Святого Петра», «Солнце на льду», «Тихая квартира» и др.). Наибольшим успехом в советском прокате пользовалась его костюмная романтико-приключенческая лента «Под черной маской», действие которой разворачивалось в эпоху Австро-Венгерской империи.
Фильм «Тихая квартира», сочетая жанры комедия и мелодрамы рассказывает забавную историю о том, как Андраш и Ева в результате ошибки чиновников получили ордера на одну и ту же квартиру….
Увы, об этом довольно трогательном фильме сегодня мало кто вспоминает…
Киновед Александр Федоров
Призрак замка Моррисвилль / Призрак Моррисвилля / Fantom Morrisvillu. Чехословакия, 1966. Режиссёр Борживой Земан. Сценаристы: Франтишек Влчек, Борживой Земан. Актеры: Олдржих Новый, Квета Фиалова, Яна Новакова, Вит Ольмер, Ярослав Марван, Вальдемар Матушка и др. В СССР – с 19 июня 1967. 22,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Борживой Земан (1912-1991) поставил дюжину полнометражных игровых фильмов разных жанров («Мертвый среди живых», «Ангел в отпуске», «Гордая принцесса», «Жил-был король», «Очень грустная принцесса» и др.), однако самой известной его работой стал «Призрак замка Моррисвиль».
В этой блестящей пародии на детективы и мистические ленты действие происходит в таинственном замке Моррисвилль, по которому ночью бродит призрак…
Кинокритик Денис Горелов писал о «Призраке замка Моррисвиль» так: «Чешский луна-парк, месяцами гастролировавший в ЦПКиО, лабиринтом ужасов добивался схожего эффекта: шок, визг и хохот одновременно. На синтезе страха и смеха строился эмблемный эпизод «Призрака», в котором притаившийся за углом галереи злодей, заслышав шаги, заносил кинжал на уровне горла и пырял пустоту, потому что под рукой у него прошмыгивал злой карлик по своим карликовым делам. … Честное слово, когда на блондинку и шатенку с арфой в узилище начинал опускаться потолок, ломал арфу, гнул к полу, и лишь в последний миг сыщик выдергивал их наружу на ковре, прищемив подол платья, — то был аттракцион экстра-класса, настоящий луна-парк. И кусок парного мяса на лысине спящего эсквайра для приманки тигров. И гигантский тесак-секира из стены при легком нажатии на педаль. И банджо, обернувшееся дисковым пулеметом. И сам лысый призрак в капюшоне, более всего похожий на Смерть из бергмановской «Седьмой печати», а ни на какого не Фантомаса, как пытаются уверить справочники» (Горелов, 2019: 248-249).
Киновед Александр Федоров