Раньше, пользуясь нейросетями, я испытывал сожаления лишь о том, что не умею рисовать. Теперь меня угораздило увлечься синтезированием песен, и к списку сожалений прибавилось то, что я не композитор, не выучил нотную грамоту и даже три блатных аккорда на гитаре забыл, и вообще, на моём ухе медведи не просто топтались, они на нём дискотеки проводили неоднократно. Потому что, конечно, музыку должен писать человек, а не нейронка.
Хотя первый опыт с коротким стихотворением «В Антарктиду!» оказался довольно удачным, уже на втором начались проблемы.
Сначала стоит объяснить, о чём речь.
«Уят» (Ұят) — это стыд-позор по-казахски (и не только).
«Уятмен» — это человек, который считает, что день прожит не зря, только если он сумел выявить где-нибудь уят и поднять из-за него шум в соцсетях, в комментариях — в общем, как-нибудь электронно-публично.
«Уятмейкер», или «уятчик, уятчица» — таких слов нет, но явление есть: это звёзды шоу-бизнеса, инстадивы и прочие в таком же духе, которые обожают провоцировать уятменов и пиарятся за счёт их энергии.
КНБ — или Комитет национальной безопасности — брат ФСБ в Казахстане.
ДВК — или Демократический выбор Казахстана — вялая экстремистская оппозиционная «партия», организатор которой процветает на берегах туманного Альбиона и числится в розыске.
С аббревиатурами, надо полагать, всё понятно, а уятмены и уятчицы, коротко говоря, составляют диалектическое единство противоположностей, как две стороны одной монеты. Это тот случай, когда лично я не сочувствую ни той, ни другой позиции. И охотно бы их игнорировал, однако эта продолжительная битва-единение зачастую протекала на страницах печатных СМИ, которые я просматривал по работе. Так что, против воли, пропитался темой насквозь. Моя капризная поэтическая муза не прошла мимо, расшалилась не на шутку.
А мы пойдём уятменов дразнить
И делать себе имя в мире моды.
Моделям есть, что показать народу,
Итак, идём уятменов дразнить!
И мы идём уятменов дразнить!
Таланта нет — своё возьмём фактурой.
Поклонники корейской поп-культуры,
Айдате все уятменов дразнить!
А мы — давайте КНБ дразнить?
Про ДВК чего-нибудь напишем…
«А между прочим, мы всё это слышим…»
Ну что, айда уятменов дразнить!
Давай, страна, уятменов дразнить!
Они покрыты вековою пылью,
От них средневековьем прёт за милю,
А мы хотим по-европейски жить!
Давай, весь мир, уятменов дразнить!
Они мешают личностному росту.
Других проблем — не существует просто,
Давайте все уятменов дразнить!
На самом деле, возможно, мой текст безнадёжно устарел. Жизнь поменялась, и словечко «уят» уже не мелькает в заголовках с прежней удручающей регулярностью. Возможно, поле битвы сменилось, и те же люди теперь троллят и хейтят друг друга по другим темам. Но даже если так, эти строки остаются одним из маркеров недавнего прошлого.
Ими же останутся фрагменты недописанных пародий. Моя муза, кажется, замахивалась на целый мюзикл и нашептала мне кое-что на мотив «волчьей» песни группы «Любэ»:
«Уя-ат, уя-ат, уя-ат!» —
Взрываем воем тишину.
Уя-ат, уя-ат, уя-ат!
Настройся на мою волну
И прошепчи со мной: «Уя-ат…»
И даже что-то вроде «Бесаме мучо»:
Бэстолочь… Ты меня мучишь!
Что ты вцепился в свой ненаглядный уаят?
Бэстолочь, ох, ты получишь,
Если надумаешь жить как три века назад.
Зря ли успешные страны вокруг процветали?
Зря ли дорогу людей освещает прогресс?
Женщины мира — боролись за равенство зря ли?
Видимо, зря, если рядом такой вот балбэс…
Однако вернёмся к песне «А мы пойдём уятменов дразнить». Она изначально писалась под мелодию, что звучала в моём воображении, да только некому было её предложить. По замыслу, тут требуется многоголосье: «хор моделей» на первом куплете, «хор мальчуковой группы» на втором, а на третьем — заговорщический «хор осторожных оппозиционеров», который на одной строке прерывается «хором бдительных КНБ-шников».
К сожалению, Brev.ai, с которым я сейчас экспериментирую, многоголосье не поддерживает. А самое противное — не видит разницы между промтом и текстом. То есть мои пояснения в скобках, как какую часть исполнять, он тоже начал петь. Так что после музыкального проигрыша женский голос прочувствованно выводил:
«Три женских голоса-а-а… А мы идём уятменов дразнить…»
Я обратился за советом к другой нейронке — GPT. GPT растолковал мне, что Brev не очень смекалист, и для него нужно чётко отделять промт от текста — выразительной и несомненной чертой. Дал советы по составлению промта, сгенерировал требования и сказал, что вот это можно вставлять в Brev.
Я так и сделал. И что бы вы думали? Уверенность GPT оказалась беспочвенной. После мучительно длинного музыкального проигрыша этот стервец Brev выдал чувственным голоском:
«Сгенерируй пе-есню
Разными голоса-ами,
[А] — женский го-олос…»
И так далее по тексту промта.
В общем, после многих попыток я установил, что указание [PAUSE], вставленное в текст песни, в целом работает. Это очень полезно, потому что синтетическое пение очень выдаёт отсутствие естественных пауз, необходимых живому исполнителю хотя бы для того, чтобы набрать в грудь воздуха, а в идеале ещё и акцентировать какие-то слова, оттенки смысла.
Других полезных советов пока дать не могу. Указания (опять же, в тексте песни, перед куплетами) [VOICE A], [VOICE B] вроде бы работают, но больше двух голосов Brev генерирует неохотно. Возможно, стоит попробовать указание [MAIL VOICE], [FEMAIL VOICE]. По крайней мере, их Brev хотя бы не попытался спеть.
Загадкой пока остаются его суждения о стиле. Если в случае с «Антарктидой» я просто написал «Бардовская песня под гитару» и получил примерно то, что просил, то с «Уятменами» это не работает: всё время прёт какая-то попса, шумная и начисто лишённая задуманной ироничности. Пришлось просто выбрать наиболее приемлемый вариант примерно из десяти проб.
Итак — музыка и голос ИИ-шные, слова мои, могу их продать, если кому нужны, чтобы исполнить по-нормальному, а если не нужны — то просто слушайте на здоровье.
#песня #музыка #ИИ #нейросеть #промт