Найти в Дзене
Анна Андерсен

Сара Вагенкнехт: "Мерц бы сейчас сразу ушёл!" Скандал на выборах в Бундестаг

Geheimer Wahlbetrug: Merz bald vorbei? Скриншот подкаста на 
{ungeskriptet} by Ben
Geheimer Wahlbetrug: Merz bald vorbei? Скриншот подкаста на {ungeskriptet} by Ben

Партия Сары Вагенкнехт (BSW) официально получила 2 472 947 голосов или 4,981% на февральских выборах в Бундестаг 2025 года и не прошла в парламент, не хватив всего 9 529 голосов до преодоления 5%-ного барьера. Однако сама Вагенкнехт утверждает с 95%-ной уверенностью, что реальный результат партии превышает 5%, и BSW стала жертвой систематических ошибок при подсчёте голосов, причём масштаб этих ошибок в разы превышает критический порог.

Основная причина ошибок, как полагает Сара Вагенкнехт, связана с расположением партии на избирательном бюллетене. Вдумайтесь, как искусно был задуман сам дизайн! BSW оказалась в самом низу, непосредственно под партией "Bündnis Deutschland" (Союз Германия), что привело к целому ряду проблем. Бюллетени складывались таким образом, что название BSW оказывалось на сгибе и становилось визуально незаметным - некоторые избиратели даже писали, что "не нашли" партию на бюллетене. Волонтёры, подсчитывавшие голоса в условиях стресса и цейтнота на 95 000 избирательных участках, часто не замечали вторые голоса (Zweitstimme) за BSW, если первый голос (Erststimme) был отдан за другую партию, расположенную выше. Кроме того, происходила систематическая путаница между BSW и "Bündnis Deutschland" из-за похожих названий и соседства на бюллетене. Примечательно, что ошибки были строго односторонними - голоса BSW засчитывались за Bündnis Deutschland, но обратных случаев зафиксировано не было.

Доказательства систематических нарушений весьма убедительны и имеют как статистический, так и документальный характер. На нескольких избирательных участках у BSW было зафиксировано ноль голосов при том, что Bündnis Deutschland получал аномально высокие результаты (например, в избирательном округе 32118 в WK 20 у Bündnis Deutschland якобы 33 голоса или 4,8%, а у BSW - ноль). Статистическая вероятность того, что оба этих маловероятных события произошли одновременно и независимо друг от друга в десятках избирательных округов, стремится к нулю. Избиратели писали, что голосовали за BSW на участках, где официально у партии нулевой результат.

При немногочисленных выборочных пересчётах, которые всё-таки провели (менее 1% от всех участков), результаты оказались шокирующими. BSW получила дополнительно 4200 голосов между предварительным и окончательным результатом - больше, чем все остальные партии вместе взятые, что является беспрецедентной ситуацией. Обычно при контрольных пересчётах больше всего выигрывают крупные партии пропорционально их результату (около 5% от их голосов). BSW же получила около 60% всех скорректированных голосов - в 12 раз больше ожидаемого. Примерно половина найденных голосов была изначально ошибочно засчитана за Bündnis Deutschland, что доказывает систематический характер путаницы.

Статистический анализ показывает сильную отрицательную корреляцию между приростом голосов BSW и потерями Bündnis Deutschland в процессе коррекции результатов по избирательным округам. BSW провела собственный анализ на основе 50 случаев пересчёта, не связанных с жалобами партии. В этой выборке было обнаружено 15 неправильно подсчитанных голосов за BSW, что составляет в среднем 0,3 голоса на участок. Экстраполяция на все 95 100 избирательных участков даёт 28 530 потенциально неучтённых голосов - почти в три раза больше, чем не хватило для преодоления барьера.

Для сравнения показательны данные по коммунальным выборам: на недавних выборах мэра в Мюльхайме кандидат от СДПГ Халаф сначала получила 50,07% (преимущество в 67 голосов), но после полного пересчёта всех участков оказалась позади с отставанием в 170 голосов, получив только 49,8%. Разница составила 0,27 процентных пункта - в 14 раз больше, чем разрыв BSW до порога. На коммунальных выборах в Северном Рейне-Вестфалии погрешность подсчёта достигала 0,2% - более чем в десять раз превышая те 0,019%, которых не хватило BSW.

Особенно показательны различия между федеральными землями, что указывает на разную практику подсчёта и потенциальное политическое влияние. В западных федеральных землях в среднем было скорректировано 7,5 голосов за BSW на 100 000 избирателей. В Северном Рейне-Вестфалии этот показатель составил 12,2 голоса (на 60% больше среднего) - и это земля, где избирательная комиссия единственная проявила инициативу, разослав всем 64 окружным комиссиям указание обратить особое внимание на неправдоподобные результаты BSW из-за возможной путаницы с Bündnis Deutschland. Ещё более драматична разница между Саксонией (2,2 голоса на 100 000) и Тюрингией (19,4 голоса на 100 000) - почти в 9 раз. Также существуют значительные различия в доле недействительных бюллетеней между землями, что указывает на разную практику оценки бюллетеней.

Вагенкнехт утверждает, что столкнулась с явным политическим противодействием пересчёту. Налицо двойные стандарты: когда пересчёта после коммунальных выборов требовали СДПГ, ХДС или СвДП, его проводили без проблем, но когда того же потребовала BSW, партию обвинили в "недоверии избирательным комиссиям" и в том, что она "плохой проигравший". Основные партии были кровно заинтересованы в результате, поскольку попадание BSW в Бундестаг лишило бы коалицию Мерца (ХДС-СДПГ) парламентского большинства, Мерц потерял бы пост канцлера, а все министры коалиции лишились бы своих постов. Вагенкнехт прямо называет отсутствие BSW в парламенте неформальным "условием коалиции".

Земельные избирательные комиссии активно блокировали проверки - отказывались предоставлять информацию о том, на каких именно участках проводились пересчёты, ссылались на то, что материалы "уже опечатаны и недоступны", игнорировали запросы. Федеральная избирательная комиссия и Федеральное статистическое ведомство признают, что действующая система подсчёта содержит ошибки, но отказываются указывать норму ошибок системы. Один из политиков от Зелёных даже выдвинул абсурдное предположение об "угрозе российских агентов", которые якобы могут подложить бюллетени BSW во время пересчёта.

Особую абсурдность ситуации придаёт юридическая процедура, сохранившаяся со времён кайзеровской Германии. Согласно ей, сначала решение о пересчёте должен принять сам Бундестаг - то есть именно те депутаты и партии, которые потеряют мандаты при положительном результате. Только после решения парламента можно обращаться в Конституционный суд в Карлсруэ. Вагенкнехт сравнивает это с ситуацией, когда при рэкете нужно сначала обратиться к самой мафии, и только если она откажет, можно идти в настоящий суд.

Процесс намеренно затягивался - избирательная комиссия Бундестага была последней из всех комиссий, которая приступила к работе (через 3 месяца после выборов), и к моменту принятия решения (конец ноября 2025) работала уже почти 10 месяцев над простым вопросом "да или нет" относительно пересчёта. От BSW требовали "доказать", что партия получила более 5%, хотя это возможно только через пересчёт, доступ к которому блокируется - логический абсурд, противоречащий здравому смыслу.

27 ноября 2025 года избирательная комиссия Бундестага приняла рекомендацию отклонить жалобу BSW на выборы как необоснованную. Это решение вопиюще нарушает требования Конституционного суда Германии, который ещё в 1991 году постановил (BVerfGE 85, 148): "Чем теснее результат выборов, тем скорее одна лишь возможность ошибки, влияющей на распределение мандатов, может быть достаточной для обоснования пересчёта, если конкретные обстоятельства повышают вероятность ошибки". В случае с BSW именно такая ситуация: результат исторически тесный (0,019%), конкретные обстоятельства (расположение на бюллетене, путаница с похожим названием) многократно повышают вероятность ошибки, ошибки доказаны как в отдельных случаях, так и статистически.

Рекомендация комиссии не рассматривает весомые аргументы в пользу пересчёта, создаёт у депутатов и общественности ложное впечатление, будто федеральная и земельные избирательные комиссии единодушно оценивают ситуацию (хотя комиссия NRW признавала структурные ошибки подсчёта), полностью игнорирует различия в практике между землями, не содержит ни слова о том, что различные действия избирательных органов, которые могут быть политически мотивированы, при крайне тесном результате могут определить состав парламента. Комиссия фактически использует абсурдно жёсткое толкование требований к обоснованию, делая объективно невозможным для партий доказать нарушения без доступа к запечатанным бюллетеням.

Последствия непопадания BSW в Бундестаг весьма серьёзны. Если бы пересчёт подтвердил преодоление барьера, коалиция Мерца потеряла бы большинство, сам Мерц формально оказался бы "никогда не легитимным канцлером", а в стране возникла бы новая политическая ситуация - возможно миноритарное правительство ХДС, экспертное (беспартийное) правительство или даже новые выборы. В реальности же BSW полностью выпала из политического процесса, лишилась регулярного медийного присутствия, не может инициировать парламентские расследования (для чего нужно 25% голосов) - включая расследование "масочного скандала", не имеет права запросов правительству. Фактически 2,5 миллиона избирателей партии оказались лишены парламентского представительства.

После отклонения жалобы Бундестагом BSW подала конституционную жалобу в Федеральный конституционный суд в Карлсруэ. Вагенкнехт характеризует всю ситуацию как "антидемократическое оскорбление" избирателей и отмечает историческую иронию: она, выросшая в ГДР, не ожидала ещё пять лет назад увидеть в современной объединённой Германии ситуацию, когда голоса граждан могут быть просто "потеряны" или проигнорированы по политическим причинам, а базовый демократический принцип "каждый голос должен быть засчитан" нарушается столь системно и цинично.

Партия настаивает на том, что при результате, который является прецедентно тесным и влияет на распределение мандатов, фактическая ситуация, здравый смысл и требования Конституционного суда однозначно говорят в пользу пересчёта. Главное то, как действительно проголосовали граждане. Случай с BSW возмутительный акт недобросовестности в немецкой избирательной системе, политизацию процессов проверки результатов, отсутствие реальных механизмов контроля при маргинальных результатах и сохранение архаичных процедур, при которых заинтересованные стороны фактически судят сами себя, что наносит ущерб не только BSW, но и всей "демократии" в Германии.