Двенадцать девушек и один мужчина / 12 Madchen und 1 Mann. Австрия, 1959. Режиссер Ганс Квест. Сценаристы Хельмут Андич, Курт Нахман. Актеры: Тони Зайлер, Эрнст Вальдбрунн, Герлинде Локкер и др. В СССР – с 1960. 25,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Ганс Квест (1915-1997) родился в семье музыкантов. После окончания второй мировой войны работал в театрах, а в 1955 году дебютировал в кинорежиссуре. Всего на его счету 25 кино/телефильмов, в основном – развлекательных («Мужчина не всегда должен быть красивым», «Девушка без пижамы», «Двенадцать девушек и один мужчина», «Десять маленьких индейцев» и др.).
Музыкальная комедия «Двенадцать девушек и один мужчина» имела в кинопрокате СССР большой, успех. Женская часть аудитории, несомненно, была покорена статью исполнителя главной мужской роли – австрийского горнолыжника и чемпиона VII зимних Олимпийских игр Тони Зайлера (1935-2009).
Нынешние зрители, как правило, относятся к этому фильму с симпатией:
«Милый фильм, хорошая музыка, виды вообще отпад. ... Собачка у главного героя замечательная... Девушке все – модели…» (Евгения).
«Достаточно примитивная комедия, но антураж – это что-то! На качественной цветной плёнке удивительно красиво сняты снежные горы, синее небо и симпатичные девушки! Согласно жанру музыкальной комедии фильм буквально пронизан музыкой, причём, хорошей - особенно мне понравилось ча-ча-ча с "фигурным катанием на коньках горных лыжах"!» (Г. Воланов).
«Фильм посмотрела с огромным удовольствием… прекрасная музыка, чарующая атмосфера австрийских Альп, всё это придаёт фильму особое очарование» (Т-Татьяна).
«Для 1960 года – абсолютно выдающийся развлекательный фильм!» (Анна).
Киновед Александр Федоров
Фанфары любви / Fanfaren der Liebe. ФРГ, 1951. Режиссер Курт Хофман. Сценарист Хайнц Паук. Актеры: Дитер Борше, Георг Томалла, Инге Эггер, Оскар Зима и др. В СССР – с 7 сентября 1958. 25,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Курт Хофман (1910-2001) всю свою творческую жизнь снимал развлекательные фильмы («Такси Китти», «Фанфары любви», «Королева ночи», «Любовь в налоговой инспекции», «Музыка по ночам», «Фокус-покус», «Летающий класс», «Фейерверк», «Трое на снегу», «Сегодня мой муж женится», «Гостиница в Шпессарте», «Мы, вундеркинды», «Ангел, который зацепил свою арфу», «Прекрасное приключение», «Боязнь сцены», «Замок с привидениями в Шпессарте», «Любви нужно учиться», «Фокус-покус или: Как заставить моего мужа исчезнуть...?», «Прекрасные времена в Шпессарте», «Один день прекраснее другого», «Капитан» и др.).
Сюжет музкомедии «Фанфары любви» был спустя несколько лет адаптирован для голливудского хита «Некоторые любят погорячее» («В джазе только девушки»). И здесь – и там двое оставшихся без заработка музыкантов устраиваются на работу в женский оркестр…
Зрители XXI века вспоминают «Фанфары любви» без особого восторга:
«Вкусовщина, конечно, но «Фанфары любви» – фильм на один раз. … С актёрами – полная беда: вот кого, положа руку на сердце, из «Фанфар» мы знали тогда, и знаем сейчас?! … Сравнивать «Фанфары» с гениальным «Некоторые любят погорячее» просто смешно!» (Г. Воланов).
«Фанфары любви» – это просто веселая комедия с вставными музыкальными номерами. Фильм прост и незатейлив, но сегодня смотреть такое кино довольно утомительно, фильм устарел» (Фриценятка).
Киновед Александр Федоров
Трое на снегу / Drei männer im schnee. ФРГ, 1973. Режиссер Альфред Форер. Сценарист Манфред Пурцер (по одноименному роману Эриха Кёстнера). Актеры: Клаус Шварцкопф, Роберто Бланко, Томас Фрич, Сюзанна Бек и др. В СССР – с 1976. 25,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Альфред Форер (1914-1986) поставил множество развлекательных фильмов, и часть из них попала в советский кинопрокат («Среди коршунов», «Верная Рука – друг индейцев», «Срок семь дней», «И дождь смывает все следы», «Трое на снегу», «Ответ знает только ветер»). Все ленты Альфреда Форера, шедшие в советских кинозалах, имели большой успех у зрителей.
В комедии «Трое на снегу» на альпийском курорте миллионера перепутали с автомехаником, отсюда и все повороты сюжета…
Советская кинопресса отнеслась к «Троим на снегу» весьма негативно, обвиняя этот фильм в пропаганде буржуазного образа жизни.
В частности, в статье в журнале «Искусство кино» обращалось внимание читателей, что «используя достаточно банальный сюжетный ход, авторы начинают исподволь внедрять идею о всеобщем равенстве, которого, якобы, достигло сегодняшнее «общество потребления». Теоретики «постиндустриального» мира декларируют, что разветвленная система информации, общедоступные зрелища и развлечения уравнивают все классы и социальные слои. В подобных распространенных на Западе рассуждениях личность интерпретируется в одном аспекте — как потребитель. Создатели развлекательной картины «Трое на снегу» идеологически мыслят примерно так же. Поскольку, дескать, запросы миллионера, парикмахера или автослесаря ограничены их физическими возможностями, то, стало быть, они равноправны. Поэтому так настойчиво в картине выпячивается скромность запросов и потребностей Тоблера.
Ремесленному искусству свойственно, чтобы каждая сюжетная линия несла утилитарную функцию, примитивный смысл которой всегда лежит на поверхности. Если метаморфозы Тоблера внушают мысль о тотальном равенстве, будто бы свойственном буржуазному миропорядку, то приключения красавца Дорфмайстера пропагандируют допотопный миф о том, что буржуазное общество каждому преподносит свой шанс. Важно лишь, чтоб тебе чуть-чуть повезло, и ты не упустил свое счастье, которое обычно реализуется на экране либо в виде лотерейного выигрыша, либо в виде наследства, а чаще всего в образе богатой невесты, что, на взгляд доверчивого потребителя «массовой культуры», более достоверно и реально. Заметим, что в контексте такого рода опусов счастье и богатство — синонимы. Дочке миллионера Тоблера как нельзя вовремя приглянулся Дорфмайстер, у которого всегда в кармане сквознячок...
Режиссер Форер и сценарист Пурцер безусловно обладают профессиональной сноровкой дельцов от «массовой культуры». Беря ситуации затасканные, выкраивая сюжет по апробированным стандартам, они умеют ненавязчиво и достаточно деликатно начинить комедийную ленту прославлением буржуазного образа жизни в соответствии с новейшими концепциями апологетов капитализма» (Пронин, 1976: 157-160).
Любопытно, что и сегодня зрители продолжают спорить об этой незамысловатой ленте:
«Стоит смотреть этот фильм "глазами 1976 года"… Фильм очень светлый, оптимистичный и просто красивый и ещё у него есть аромат комедий 70-х годов. На такой фильм хорошо пойти с друзьями, а ещё лучше – с девушкой – хорошее настроение на вечер после него гарантировано!» (А. Образцов).
«Фильм получился очень уж пустяковым по сравнению с действительно лёгкой и остроумной повестью Эриха Кестнера. Многое в сюжете было переделано, события перенесены из 20-х годов в 70-е» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров
Не промахнись, Асунта! / Девушка с пистолетом / La Ragazza con la pistola. Италия, 1968. Режиссёр Марио Моничелли. Сценаристы: Роналд Харвуд, Луиджи Маньи, Родольфо Сонего. Актеры: Моника Витти, Стэнли Бейкер, Карло Джуффре, Корин Редгрейв и др. В СССР – с июля 1970. 25,7 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Италии: 5,8 млн. зрителей.
Режиссер Марио Моничелли (1915-2010) начал снимать комедии еще в 1930-х. Наиболее известными стали такие его талантливые работы, как «Полицейские и воры», «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны», «Не промахнись, Асунта!» («Девушка с пистолетом»), «Хотим полковников», «Народный роман», «Мои друзья» и др.
Марио Моничелли нашел для своей комедии «Девушка с пистолетом» идеальную актрису — Монику Витти (1931-2022). Именно она озорно и психологически точно сыграла сицилианку Асунту, решившуюся отомстить сбежавшему от нее любовнику…
Советская кинопресса расценила «Девушку с пистолетом» неоднозначно, но при этом хвалила бесспорный комедийный талант Моники Витти.
В год выхода этой картины в советский прокат кинокритик Михаил Белявский (1904-1982) писал в «Спутнике кинозрителя», что она «полна самых неожиданных ситуаций. Юная сициалианка, дитя природы, в Англии живет и действует по законам и правилам своей темпераментной родины. Уже одно это открывает перед авторами огромные комедийные возможности. … [Моника Витти] предстает перед нами в новом, совершенно неожиданном качестве – блистательной комедийной актрисы. Наша пресса уже говорила об этом фильме, … как о чисто коммерческом. Что ж, с этим определением можно согласиться. Но все же картина, хотя и косвенно, несомненно борется с закостенелыми традициями и законами оружием смеха» (Белявский, 1970: 19).
А кинокритик и сценарист Роза Копылова (1932-2019) писала, что талант Моники Витти проявился в «темпераментной и простодушной Асунте, новоявленном Кандиде женского пола, явившейся из сицилийской патриархальности прямо в эпицентр европейской цивилизации, в туманно-стеклянно-каменный, с неизбежной добавкой пластика современный Лондон. Марио Моничелли провел Витти через ряд забавных перипетий, дав ей возможность не только смешить, но создать по-своему цельный характер и даже показать его в развитии. Ничего не имевшая против того, чтобы ее соблазнили, но абсолютно не желавшая быть покинутой, Асунта, под напутствие всей деревни («Не промахнись, Асунта!») отправляется на поиски коварного Винченцо Макалузе, чтобы либо заставить его жениться, либо свершить «кровавую вендетту». … Витти играет не столько деревенскую девушку современной Италии, сколько ходячее представление об «итальянке из народа», сложившееся еще в пору неореализма, сохраняя дистанцию между собой и своей героиней, что нимало не мешает комическому эффекту» (Копылова, 1976: 38).
Многим зрителям эта комедия нравится и сегодня:
«Уникальнейшая комедия! Роскошная Моника Витти! Даже сейчас смотришь и, действительно, от души смеешься. Конечно, не так, как, будучи детьми, пробравшись на сеанс "Только для взрослых"… Мое мнение на сегодняшний день - это фильм комедийный шедевр, который должен посмотреть любой, кто ценит хорошую цельную и со смыслом комедию» (Мария).
«С удовольствием пересмотрела этот фильм и еще раз восхитилась талантом Моники Витти. Какая эмоциональная и в то же время обаятельная получилась у нее Асунта» (Алефтина)
Киновед Александр Федоров
Инспектор-разиня / Inspecteur la Bavure. Франция, 1980. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Жан Бушо, Клод Зиди. Актеры: Колюш, Жерар Депардье, Доминик Лаванан, Жюльен Гийомар и др. В СССР – с 12 ноября 1982. 25,6 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 3,7 млн. зрителей.
Французскому режиссеру Клоду Зиди в советском прокате необыкновенно повезло – на экраны вышло около десятка его фильмов («Новобранцы идут на войну», «Чудовище», «Не упускай из виду», «Инспектор-разиня», «Откройте, полиция!» и др.).
В 1980 году «Инспектором-разиней» Клод Зиди, по-видимому, подал сценаристу и режиссеру Франсису Веберу неплохую идею использовать Жерара Депардье в откровенно гротесковом, комедийно-эксцентрическом качестве. Роль мрачного силача-гангстера, с которым борется незадачливый слабак (Колюш) для Депардье послужила своеобразным эскизом к известным лентам Вебера «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы».
Комические ситуации в «Инспекторе-разине» во многом построены на том,что полицейский в исполнении популярного комика Колюша (1944-1986) явно не соответствует своей ответственной работе: то и дело попадает впросак…
В год выхода комедии «Инспектор-разиня» журналист Галина Сенчакова писала в «Спутнике кинозрителя»,что «успех Колюша прежде всего в демократичности образа-маски, созданного актером. Герой Колюша — простак, доверчивый, добродушный, несколько стеснительный, робкий, к тому же не очень удачливый. В силу своего характера он то и дело попадает впросак. В силу тех же причин умеет находить выход из трудного положения. Инспектор-разиня — это он. Разумеется, фильмы с Колюшем всегда комедии. Однако, смех смехом, но иногда комедия оборачивается и драматической стороной. А иногда в ней присутствуют невероятные приключения. Например, в «Инспекторе-разине» есть весь детективный набор — полицейские, преступник, даже не один, наконец, есть преступление. Разумеется, все в комедийном варианте. … Впрочем, Колюш смешон даже в ярости. У Жерара Депардье, знаменитого партнера Колюша по этой картине, глаза от ужаса лезут на лоб, когда разиня крушит бульдозером дом, где он спрятал не в меру любопытную журналистку-заложницу. А мы смеемся. Значит, комедия удалась...» (Сенчакова, 1982).
Мнения нынешних зрителей об этой комедии, как правило, существенно разнятся:
«Обычная, с глупым сюжетом, плоскими шутками, но весёлая французская комедия. Один разок можно посмотреть, но не более!» (Алекс-1959).
«Не помню сколько раз смотрел этот фильм, сбился со счёта. И сам Колюш в главной роли великолепен, а в паре с Депардье - просто бесподобен» (М. Кириллов).
Киновед Александр Федоров