Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Концепции фантазма: французская школа психоанализа

Предложение рассказать простыми словами, о том, что такое фантазм, подобно предложению «сказать что-нибудь на языке». Вопрос в том, на каком именно языке (языке концепции Фрейда? Лакана? Федида? Грина?).

По сути поле концепций фантазма — многоголосая перекличка 20+ идей, где каждый автор находится в диалоге или полемике с предшественниками и современниками. Именно поэтому никакую концепцию невозможно рассматривать изолированно. См. рисунок «Генеалогия концепций фантазма».

Принципы описания и функции фантазма в этих концепциях — разные. В одних подходах фантазм — альфа и омега теории, в других выполняет вспомогательную роль.

Для многих коллег фантазм — ключевой диагностический критерий, указывающий на структуру психического аппарата и позволяющий определить стратегию работы. Я больше знакома с Лаканом и ранним Лапланшем, но может быть другие концепции и интереснее и точнее как инструменты в клинике.

Во всех концепциях можно увидеть несколько общих узлов:

Ф — центральный механизм фантазматической деятельности. Но есть существенная разница в том, как эту работу описывают: исполнение желания (Фрейд), структурирование субъекта (Лакан), перевод загадки (поздний Лапланш), кадрирование аффекта (Грин), первичная символизация (Руссийон).

Ф — один из способов связать аффект там, где слова ещё не работают (хотя, у Грина фантазм — скорее способ организовать отсутствующее, «кадрировать» разрыв между первичным аффектом и представлением. Впрочем таких ремарок можно по каждому пункту написать с десяток).

Ф — это бессознательная, либидинально заряженная сцена, которая обусловлена структурой психического аппарата и связана с особенностями психосексуального развития субъекта.

Ф — обусловлен бсз желанием (либидо, травма, загадка Другого и т.д.).
Ф — посредник между влечением и объектом.

Для примера:

Жак Лакан (1953–1970-е) Фантазм — это единственная фундаментальная структура субъекта, записываемая формулой $ ◇ a, где $ - субъект расщепленный, где не существует никакого целостного Я, где ◇ - знак отношения, и а - это объект а, у которого есть несколько значений, здесь объект а - это объект причины желания.
Он появляется в Семинаре VI «Желание и его интерпретация» (1958–1959) и получает окончательную формулировку в Семинаре XIV «Логика фантазма» (1966–1967).

Фантазм практически не меняется в течение жизни; единственное возможное изменение — прохождение фантазма в анализе. Функция — маскировать кастрацию, дозировать jouissance и фиксировать позицию субъекта по отношению к желанию Другого. Структура отношения субъекта к объекту, поддерживающая воображаемое Я. Звучит сложновато, но на практике фантазм узнается по повторяемости одних и тех же сюжетов.
Фантазм – это сцена, которая организует наши бессознательные желания, где мы раз за разом разыгрываем один и тот же сюжет, меняя лишь декорации и актеров. Все значимые люди в нашей жизни, если они вызывают сильные чувства — лишь исполнители ролей, ранее вписанных в наше бессознательное. Фантазм никогда не доступен нам напрямую – он проявляется через дериваты: мечтания, сновидения, немотивированные поступки, сексуальные предпочтения, избыточные реакции на незначительные события.

Ранний Лапланш (вместе с Понталисом, 1964–1976). Фантазм — это бессознательный сценарий, в котором тем или иным образом реализуется желание, прежде всего бессознательное и эдипово. Фантазм понимается как необходимое психическое представительство влечения, то есть форма, в которой биологическое возбуждение обретает психическую оформленность и связь с объектом.
Ключевое определение дано в статье «Фантазм» в Vocabulaire de la psychanalyse (1967) и в большой статье «Fantasme originaire, fantasmes des origines, origine du fantasme» (1964, переработана 1985).
Ядро концепции составляют «первофантазмы» (возвращение в утробу, каннибализм, кастрация, соблазнение), как унаследованные через культуру и язык нарративные скелеты, которые структурируют восприятие влечений и самого опыта.
Таким образом, его ключевая функция — организация и защита Я от травматического избытка, создание смысловой рамки для встречи с реальностью. Он недоступен рефлексии напрямую, но проявляется в архитектуре симптома, повторениях и самой структуре субъективности, выступая её бессознательным основанием. Анализ работает с содержанием фантазмов и их историей.

А есть еще и поздний Лапланш, и Грин, и Руссийон, и мысль каждого отталкивается примерно от пяти-семи ключевых авторов. Во всех этих перекличках имеет смысл научится видеть клинику через оптику хотя бы одной концепции. Поскольку корреляция в процессе обучении обратная, чем больше знаешь, тем меньше умеешь.

Например, даешь в лекции десять условных битов информации, слушатели в умение переводят один (в лучшем случае), а приносишь три бита — усваивают два. Поэтому мудрый лектор приносит бит инфы и три байки. Байки усваиваются лучше всего.

Хорошая идея написать обзор как авторы ключевых концепций фантазма влияли друг на друга, пока останавливает их немалое число, достаточно посмотреть на диаграмму в первом комменте.

@Inna_Chin

пояснения к диаграмме:

Зигмунд Фрейд (1900–1919)

  • Причина появления: компромисс между влечением и запретом/невозможностью прямой разрядки.
  • Как проявляется: в сновидениях, симптомах, дневных грёзах, ошибочных действиях.
  • Ключевая особенность: фантазм — воображаемая сцена исполнения вытесненного желания.

2. Мелани Кляйн (1920-е–1950-е)

  • Причина появления: врождённая форма выражения влечений жизни и смерти; телесно-аффективные отношения с внутренними объектами с первых дней жизни.
  • Как проявляется: в игре, рисунках, переносе как символические атаки, репарация, преследование, идеализация, расщепление.
  • Ключевая особенность: фантазм первичен, конституирует бессознательное, всегда телесно окрашен.

3. Жак Лакан (1953–1970-е)

  • Фантазм — это бсз сцена, фиксирующая субъекта ($) в определённом отношении к объекту a ( $ ◇ a).
  • Как проявляется: в повторяющихся жизненных сценариях, фиксациях желания, в переносе как фундаментальная формула субъекта.
  • Ключевая особенность: фантазм — структура отношения субъекта к объекту, поддерживающая воображаемое Я.

    4. Уилфред Бион (1962–1979)
  • Причина появления: попытка психики оформить неинтегрируемые бета-элементы (сырой эмоциональный опыт), когда альфа-функция матери/аналитика недостаточна.
  • Как проявляется: как примитивные, часто катастрофические, сенсорно-аффективные образования, иногда без нарратива; в атаке на связи, в психотических явлениях.
  • Ключевая особенность: фантазм — до-символическая, до-репрезентативная форма психического реагирования, а не сцена желания.

5. Ранний Лапланш (вместе с Понталисом, 1964–1976)

  • Причина появления: исполнение бессознательного желания в воображаемой сцене.
  • Как проявляется: в сновидениях, симптомах, сексуальных предпочтениях, типовых сценах.
  • Ключевая особенность: определение 1967 г. «воображаемая сцена, в которой присутствует субъект и в которой реализуется желание».

6. Поздний Лапланш (с 1987 до 2012)

  • Причина появления: попытка перевести загадочное сексуальное сообщение, полученное от взрослого-Другого (обобщённое соблазнение).
  • Как проявляется: в бесконечных пере-переводах первичных загадочных означающих; никогда не завершается.
  • Ключевая особенность: фантазм — не исполнение желания ребёнка, а ответ на вторжение сексуальности Другого; источник сексуальности — всегда внешний.
  • Чтобы понять позднего Лапланша, нужно начать с концепции «первичного соблазнения» и «загадочного послания» из его «Новых основ» или «Очерков о другом». Это смещает теорию фантазма в область теории коммуникации, травмы и интерсубъективности.

7. Андре Грин (1973–2010)

  • Причина появления: необходимость кадрировать аффект, когда репрезентация разрушена или отсутствует.
  • Как проявляется: в нарциссических и пограничных состояниях как «центральная фантазматическая позиция», в психосоматических феноменах, в «белом психозе».
  • Ключевая особенность: фантазм — это рамка (кадр), создающая форму для аффекта; без него аффект разряжается в действии или в теле.
  • Грин критикует Лакана за жёсткость и Лапланша–Понталиса за недостаточное внимание к аффекту. У него фантазм может быть как созидательным (жизненный нарциссизм), так и разрушительным (смертельный нарциссизм: фантазм мёртвой матери, центральная фаллическая мать). Ф — сцена, текст которой написан очень рано, но он может меняться в анализе.

8. Рене Руссийон (1991–2020-е)

  • Причина появления: первичная символизация телесного и аффективного возбуждения, которое ещё не может быть помыслено.
  • Как проявляется: в повторяющихся сценах переноса, в телесных симптомах, в парадоксальных формах присутствия-отсутствия.
  • Ключевая особенность: фантазм — не сцена и не содержание, а процесс (fonction fantasmatisante du Moi), переходная деятельность между телом и психикой.

Автор: Инна Чинилина
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru