Найти в Дзене
Ариаднина нить | Книги

Как мятежный Бенвенуто Челлини бросил вызов власти и времени. О романе Андрея Волоса «Персей»

Художественные произведения об эпохе итальянского Возрождения меня всегда привлекали. Даже подборка книг на эту тему выходила на моём канале: Всё никак не закончу вторую часть подборки, уже с моими собственными литературными рекомендациями. Но когда доделаю, роман Андрея Волоса «Персей» точно войдёт в этот список. Художественные произведения о Ренессансе покоряют обещанием прикосновения не просто к прекрасному, а к гениальному. Обещают дать возможность приблизиться к непревзойдённым мастерам и хоть отчасти понять природу гениальности. Во всяком случае, я в подобных книгах ищу именно этого. Надо сказать, что «Персей» Андрея Волоса в принципе этой теме и посвящён. Как живёт гений, как и зачем он творит, как взаимодействует с власть предержащими и как перед подлинной человеческой гениальностью в конце концов склоняется сама природа – вот об этом роман. Книга рассказывает о том, как знаменитый мастер эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини создавал монументальную бронзовую скульптуру Персея

Художественные произведения об эпохе итальянского Возрождения меня всегда привлекали. Даже подборка книг на эту тему выходила на моём канале:

Всё никак не закончу вторую часть подборки, уже с моими собственными литературными рекомендациями. Но когда доделаю, роман Андрея Волоса «Персей» точно войдёт в этот список.

Художественные произведения о Ренессансе покоряют обещанием прикосновения не просто к прекрасному, а к гениальному. Обещают дать возможность приблизиться к непревзойдённым мастерам и хоть отчасти понять природу гениальности. Во всяком случае, я в подобных книгах ищу именно этого.

Надо сказать, что «Персей» Андрея Волоса в принципе этой теме и посвящён. Как живёт гений, как и зачем он творит, как взаимодействует с власть предержащими и как перед подлинной человеческой гениальностью в конце концов склоняется сама природа – вот об этом роман.

Книга рассказывает о том, как знаменитый мастер эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини создавал монументальную бронзовую скульптуру Персея для флорентийского герцога Козимо I Медичи. Скульптура предназначалась для площади Сеньории и должна была, по мысли Козимо, прославить его военные победы. Работа над скульптурой длилась долгих десять лет, шла тяжело прежде всего потому, что просьбами Челлини герцог часто пренебрегал, направляя средства на другие проекты и самого мастера нагружая докучными повседневными мелочами вроде оправки драгоценных камней или росписи дворцовых ваз.

Дело в том, что по основному профилю, как сейчас говорят, Бенвенуто Челлини знали как золотых дел мастера, однако на деле он был подлинным человеком Возрождения: одинаково удачно занимался живописью, скульптурой и мелкой пластикой, был неподражаем в декоративно-прикладном искусстве и, конечно, в ювелирном деле. А ещё был талантливым военачальником, и Волос в романе рассказывает, как Челлини не раз и не два блестяще показывал себя как бесстрашный воин, мудрый тактик и талантливый инженер, участвуя в конфликтах между городами-государствами тогдашней Италии.

Роман «Персей» повествует о жизни и творчестве Челлини в целом, а не только о работе над скульптурой. Просто именно скульптура Персея, победившего Медузу, стала квинтэссенцией его творческих устремлений и инженерного гения. А ещё показала, что в противоборстве власти/богатства и Искусства всегда правда остаётся – по божественному замыслу – за Искусством. Если оно настоящее, конечно.

Знаменитый "Персей с головой Медузы"работы Бенвенуто Челлини (1545-1554).
Знаменитый "Персей с головой Медузы"работы Бенвенуто Челлини (1545-1554).

Так что я бы сказала, что Андрей Волос в этой книге вновь поднимает традиционную, в общем-то, для русской литературы тему трудных взаимоотношений Художника в власти, что приближает этот современный роман к образчикам гражданственной прозы и поэзии Золотого века.

Только поймите это моё высказывание правильно: приближает не по художественным достоинствам, то есть никакого уравнивания Волоса с Пушкиным или Ломоносовым быть не может. Однако «Персей» продолжает этот логический ряд и в целом делает это неплохо для такой непростой темы. Плюс писатель весьма хорошо прописал контекст эпохи и саму специфику работы скульпторов и ювелиров Ренессанса, что вообще-то требует длительного сбора информации в исторических источниках.

Хотя не могу не отметить, что несколько затрудняет чтение путаная структура книги. Автор хаотично движется от одной ситуации в жизни художника к другой, которая может отстоять по времени на несколько лет или десятилетий. Эпизоды из прошлого и настоящего перемешаны – видимо, для того, чтобы создать эффект подражания реальному процессу рождения воспоминаний в нашем мозгу, ведь по сюжету романа пожилой Челлини параллельно работе над Персеем рассказывает подмастерью-писцу свою жизнь с целью оставить после себя не только произведения искусства, но и мемуары. Однако фактически этот приём темпорального смешения только утяжелил текст. Но это лишь моё впечатление.

Книгу у себя оставлю, и не только потому, что в принципе собираю художественные тексты о Ренессансе. Сам роман чем-то зацепил. Люблю я всё же тему жизни гения, люблю литературу о преодолении трудностей вопреки всему. «Персей» - ещё одна книга в копилку романов на эту тему в моей домашней библиотеке.

Как обычно, в завершение - несколько слов об издании:

Книга вышла в серии "Азбука. Голоса". Обложка мягкая с клапанами, бумага белая, кегль крупный. Я, конечно, предпочитаю книги в твёрдом переплёте, но и это издание в целом неплохое, выглядит стильно и аккуратно.

На этом статью завершаю. Спасибо за внимание! А если вам хочется не только отзывов на стОящие книги, но и интересных книжных анонсов на постоянной основе, приглашаю вас в свой Телеграм-канал:

Ариаднина нить | Книги

Там ежедневно выходят свежие анонсы книжных новинок (в сфере интеллектуальной прозы). Анонсирую не только переводную, но и русскоязычную литературу, а также нехудожественную. Иногда упоминаю и некоторые интересные новинки, выходящие на английском.

Ваша Ариаднина нить.