Найти в Дзене
Я ТЕБЕ НЕ ВЕРЮ

Королева, которую нельзя казнить: почему Генрих VIII смог лишь изгнать, но не сломить свою первую жену

Сквозь узкое окно замка Кимболтон пробивался зимний свет. Екатерина Арагонская лежала на узкой постели, укрытая ветхим одеялом, и слушала, как ветер завывает в дымоходе.

Странно, ведь когда-то ей не хватало целого дворца, теперь же четыре сырые стены казались чересчур просторными для умирающей женщины.

Служанка, единственная оставшаяся с ней, робко переступила порог. В руках у неё было письмо - королева узнала печать. От Генриха.

Екатерина усмехнулась. Неужели он вспомнил о ней? Впрочем, может, просто хотел убедиться, что она наконецугасла и больше не будет портить ему жизнь одним своим существованием.

Она приказала положить письмо на столик, не читая. Генрих получит свое, но прощения не дождется.

Изображение для обложки
Изображение для обложки

...Маленькая Каталина родилась в ночь на 16 декабря 1485 года в епископском дворце Алькала-де-Энарес. Изабелла Кастильская, произведя на свет пятого ребенка, облегченно вздохнула...роды, слава Богу, прошли благополучно.

Девочку назвали в честь прабабушки, английской принцессы. Судьба с самого начала словно намекала, что этому хрупкому созданию суждено будет править туманным Альбионом.

Детство Каталины прошло среди военных походов и блеска побед. Пока другие инфанты нежились в мягких постелях, маленькая принцесса мёрзла в походном шатре под стенами Гранады.

Изабелла не расставалась с дочерьми даже на войне. Мать считала, что королевы должны быть сильными, а не размазывать сопли по шёлковым подушкам. Росла Каталина под грохот пушек и победные кличи, и это, пожалуй, было лучшим образованием для будущей королевы Англии.

Итальянские преподаватели, воспитывающин инфанту, удивлялись её способностям. Девочка изучала латынь, каноническое право, Библию и даже генеалогию, считавшуюся наискучнейшей наукой о том, кто кому приходится.

Изабелла месчтала воспитать из дочери не куклу для брачного альянса, а будущую правительницу. Жаль только, что в Англии об этом никто не догадывался.

В трёхлетнем возрасте Каталину обручили с принцем Артуром, наследником английского престола. Девочка ещё не умела как следует ходить, а её судьба уже была решена.

Интерес Испании требовал союза с Англией, и маленькая инфанта стала разменной монетой в этой игре. Впрочем, Каталине повезло, Артур, если верить портретам, был хрупким белокурым юношей и даже чуточку привлекателен.

Инфанта Каталина в образе Марии Магдалины. Художник Михель Зиттов, конец XV — начало XVI века
Инфанта Каталина в образе Марии Магдалины. Художник Михель Зиттов, конец XV — начало XVI века

Осенью 1501 года шестнадцатилетняя Екатерина (англичане так и не научились выговаривать её испанское имя) ступила на английскую землю. Её встретил десятилетний мальчишка Генрих, младший сын короля. Он галантно протянул ей руку, помогая выбраться из лодки.

Екатерина улыбнулась этому смышлёному ребёнку, не подозревая, что он станет проклятием всей её жизни.

14 ноября в соборе Святого Павла состоялась свадьба.

Артур и Екатерина стояли перед алтарем. Он бледный и болезненный, она в тяжёлом парчовом платье, расшитом золотом и гранатами. Англия ликовала, потому что союз с могущественной Испанией сулил процветание. Правда, никто не задумывался о том, что чувствует шестнадцатилетняя девушка, выданная замуж за незнакомца в чужой холодной стране.

Брак длился всего полгода.

Артур скончался 2 апреля 1502 года, и Екатерина осталась вдовой, даже толком не успев побыть женой.

Был ли их брак консуммирован? Этот щекотливый вопрос позже станет главным аргументом в судебных тяжбах. Но тогда, стоя у гроба мужа, юная вдова просто не понимала, что же теперь с ней будет.

Генрих VII не собирался отпускать испанскую инфанту обратно, так как её приданое было слишком велико, чтобы с ним так просто расставаться.

Король решил женить на Екатерине своего второго сына, одиннадцатилетнего Генриха. Правда, для этого требовалось разрешение Папы Римского, ведь она приходилась невесткой принцу. Но когда речь шла о деньгах и политике, церковь проявляла удивительную гибкость.

Екатерина Арагонская, вдовствующая принцесса Уэльская. Портрет работы Михеля Зиттова
Екатерина Арагонская, вдовствующая принцесса Уэльская. Портрет работы Михеля Зиттова

Годы вдовства были для Екатерины истинной пыткой. Генрих VII перестал выплачивать ей содержание, да и зачем тратиться на вдову, если неизвестно, состоится ли новый брак.

Испанская принцесса жила в нищете, продавала свои драгоценности, чтобы прокормить слуг. Отец, король Фердинанд, присылал деньги нерегулярно, потому что у него были дела поважнее, чем судьба дочери.

Единственным утешением была вера. Екатерина часами молилась в своей крохотной часовне, прося у Богородицы избавления от этого унизительного положения.

В 1507 году Фердинанд всё же вспомнил о дочери и назначил её послом Испании при английском дворе. И Екатерина стала первой женщиной-послом в европейской истории!

Впрочем, радоваться было нечему, ведь отец просто решил, что дочка может быть полезна, оставаясь в Англии. Зато хоть жалование появилось.

Судьба Екатерины переменилась весной 1509 года. Генрих VII умер, и на престол взошёл его сын, теперь уже Генрих VIII.

Этот семнадцатилетний красавец был высоким, спортивным и влюблённый в жизнь. Говорят, он был без ума от охоты, танцев и турниров. И...от Екатерины.

11 июня они обвенчались.

Екатерине было двадцать три, Генриху почти восемнадцать. Она была старше почти на шесть лет, но в день свадьбы вдруг «помолодела», потому что в документах указали, что ей всего двадцать.

Генрих, в свою очередь, прибавил себе пару лет, чтобы разница в возрасте не казалась столь вопиющей. Молодожёны врали синхронно, с одинаковым энтузиазмом, и это был, пожалуй, единственный момент их полного взаимопонимания.

Коронация Генриха VIII и Екатерины Арагонской, осенённая их геральдическими эмблемами — розой Тюдоров и плодом граната, символом покорённой испанцами
Коронация Генриха VIII и Екатерины Арагонской, осенённая их геральдическими эмблемами — розой Тюдоров и плодом граната, символом покорённой испанцами

Первые годы брака были счастливыми. Генрих души не чаял в жене: умная, образованная, с копной золотисто-рыжих волос, голубыми глазами и изящной фигурой.

Екатерина тоже была довольна. Наконец-то она стала королевой, а не нищей вдовой!

Они танцевали на балах, охотились и устраивали турниры. Двор расцвёл, а аристократы, поэты, музыканты, все стремились попасть в свиту молодой пары.

Но счастье длилось недолго.

В ноябре 1509 года объявили, что королева беременна. Генрих ликовал, наконец-то у него появится наследник! Он уже видел себя отцом здорового румяного мальчика.

Но 31 января 1510 года Екатерина родила мёртвую девочку. Это была лишь первая трагедия в длинной череде горестей.

1 января 1511 года на свет появился принц Генрих. Король устроил грандиозные празднества. Маленького принца крестили с невиданной пышностью. Екатерина плакала от счастья.

Но радость оказалась недолгой. Мальчик прожил всего пятьдесят два дня. Королева впала в отчаяние. Генрих утешал её как мог, но в глубине души уже начинал задаваться вопросом, а не наказывает ли их Бог?

Генрих VIII. Портрет кисти Ганса Гольбейна (младшего), ок. 1536—1537 гг.
Генрих VIII. Портрет кисти Ганса Гольбейна (младшего), ок. 1536—1537 гг.

Затем были ещё беременности. И ещё. И ещё.

Мёртворождённые дети, выкидыши, младенцы, умиравшие через несколько часов после появления на свет.

Всего шестеро детей и лишь одна выжила. Мария, родившаяся 18 февраля 1516 года. Генрих был разочарован, хотя и старался не показывать виду. Дочь - это не наследник. Это проблема, а не решение.

Но Екатерина не сдавалась.

В 1513 году, когда Генрих отправился воевать с Францией, он оставил жену регентом Англии. И тут испанская принцесса показала, на что способна. Король Шотландии Яков IV решил воспользоваться отсутствием Генриха и напал на Англию с севера.

Екатерина, будучи на последних месяцах беременности, лично отправилась на север, чтобы воодушевить войска. Она произнесла речь перед солдатами, и те, вдохновлённые королевой, разгромили шотландцев при Флоддене.

Яков IV погиб в бою. Екатерина отправила мужу в качестве трофея окровавленную рубашку короля Шотландии. Генрих был в восторге.

Но даже военная слава не могла компенсировать отсутствие наследника.

К 1525 году стало ясно, что у Екатерины больше не будет детей. Ей исполнилось сорок, она располнела, многочисленные беременности состарили её раньше времени.

Золотистые волосы поблёкли, кожа обвисла. Генрих всё чаще смотрел на молодых фрейлин при дворе. У него уже был бастард Генри Фицрой, сын фаворитки Бесси Блаунт. Значит, дело не в нём, виновата Екатерина.

Дочь Генриха и Екатерины, королева Мария I. Художник Ганс Эворт, 1556—1558 гг.
Дочь Генриха и Екатерины, королева Мария I. Художник Ганс Эворт, 1556—1558 гг.

В 1526 году при дворе появилась чёрноволосая, остроумная и дерзкая Анна Болейн. Она была моложе Екатерины на шестнадцать лет и совершенно не собиралась становиться очередной фавориткой короля.

Анна хотела корону. И корону она получит,но об этом позже.

Генрих влюбился. Вернее, он возжелал, а для него это было одно и то же. Он писал Анне любовные письма, восхищаясь её «симпатичными уточками». Но Болейн отказывала.

Ловко же девчонка играла! Король привык, что женщины падали к его ногам. А эта - нет. Тогда Генрих предложил ей руку и сердце. И трон в придачу.

Оставалась одна проблема. И это была Екатерина.

В 1527 году король объявил, что хочет аннулировать брак. Основание? Брак с вдовой брата греховен. В Книге Левит чёрным по белому написано, что тот, кто возьмёт жену брата своего, останется бездетным. Значит, Бог их наказывает! Значит, брак недействителен с самого начала!

Екатерина была в ярости.

Двадцать четыре года брака и вдруг «недействителен»? Она поклялась на Библии, что первый брак с Артуром не был консуммирован, что она пришла к Генриху девственницей. Но король уже не слушал. Ему нужна была Анна Болейн, ему нужен был наследник. А Екатерина мешала.

Начался долгий, мучительный бракоразводный процесс.

Генрих обратился к Папе Клименту VII с просьбой об аннулировании. Но тут вмешалась политика. Екатерина была тётей императора Карла V, самого могущественного правителя Европы. Карл держал Папу практически в плену после разграбления Рима. Климент VII не мог дать развод, даже если бы хотел.

Г. Гольбейн-мл. Портрет короля Генриха VIII. 1540.
Г. Гольбейн-мл. Портрет короля Генриха VIII. 1540.

Годы шли...

Екатерину изгнали из королевских покоев, и теперь там хозяйничала Анна Болейн. Её драгоценности отобрали и отдали фаворитке короля. Свиту распустили, заменив испанских слуг английскими шпионами. Её разлучили с дочерью Марией, а Генрих и вовсе запретил им видеться. Это было самым страшным наказанием.

В январе 1533 года Генрих тайно обвенчался с беременной Анной Болейн.

Папа всё ещё не давал развода, но королю было плевать. В мае архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер объявил брак с Екатериной недействительным.

Принцессу Марию признали незаконнорождённой. Екатерину лишили титула королевы. Теперь она была всего лишь вдовствующей принцессой Уэльской, вдовой бедного Артура.

Анну Болейн короновали с невиданной пышностью.

Екатерина же, заточённая в мрачном замке, могла лишь представлять, как её бывшая фрейлина шествует по залам, которые когда-то принадлежали ей. Говорят, Анна злорадствовала. И напрасно, потому что судьба уже точила нож и для неё.

Генрих разорвал отношения с Римом. Он объявил себя главой Церкви Англии. Началась Реформация, и всё ради того, чтобы избавиться от надоевшей жены.

Впрочем, историки потом напишут, что это было неизбежно, что назревало давно. Но Екатерина знала правду о том, что её несчастная судьба изменила ход истории.

Официальный портрет Екатерины Арагонской, королевы Англии. Неизвестный художник, ок. 1525 г.
Официальный портрет Екатерины Арагонской, королевы Англии. Неизвестный художник, ок. 1525 г.

Последние годы жизни она провела в замке Кимболтон, в полной изоляции. Ей разрешили принимать посетителей, но только с предварительного согласования с королём.

Марию к марети не пускали. Екатерина слабела, болела, но всё ещё называла себя королевой. Она подписывала письма «Екатерина, королева Англии» до последнего вздоха.

7 января 1536 года она умерла.

Перед смертью продиктовала завещание в котором требовала отдать деньги слугам, золотое ожерелье и меха Марии.

А Генриху написала последнее письмо:

«Прощаю тебя и прошу не забывать о нашей дочери. Остаюсь твоей верной женой. Люблю тебя до конца».
Подписала: «Екатерина, королева».

Похоронили Екатерину Арагонскую как вдовствующую принцессу Уэльскую. Генрих не выполнил большую часть её завещания.

Он забрал себе почти всё. Анна прихватила сундучок для денег и рог для вина.

Говорят, когда Генрих узнал о смерти Екатерины, он устроил пир и явился на него в жёлтом цвете радости.

Анна Болейн танцевала до упаду. Они ликовали.

Через четыре месяца Анна родила мёртвого мальчика. Ещё через месяц Генрих приказал отрубить ей голову, обвинив в измене и инцесте. На эшафоте Болейн, наверное, вспомнила Екатерину Арагонскую и поняла, что круг замкнулся.

Мария, единственная дочь Екатерины, переживёт отца и станет королевой Англии. Она войдёт в историю как Мария Кровавая, потому что будет жечь протестантов на кострах, пытаясь вернуть страну к католицизму.

А Екатерина Арагонская?

Она была королевой двадцать четыре года, победила шотландцев, стала первой женщиной-послом в Европе, родила будущую королеву.

Но историю переписал Генрих. Он вычеркнул её из списка королев, объявил брак недействительным, даже на могиле не написал «королева».

***

Сегодня в соборе Питерборо, где покоится Екатерина, её могилу украшают гранаты. И каждый год в день её рождения приходят люди, чтобы возложить цветы к могиле королевы. Настоящей королевы, которую не сломили ни предательство мужа, ни годы унижений, ни даже смерть.

Если бы Екатерина могла видеть это, она бы улыбнулась. И, наверное, сказала бы: «Я же говорила, что я — королева».