(продолжение, предыдущая часть)
14 мая, суббота
В магазине на днях дали небольшую премию наличными, я предложил Юноне оплатить часть долга по ЖКХ, но она не одобрила это намерение. Как обычно, упомянула некоторые предстоящие расходы, в частности, в связи с отправкой Алика в лагерь.
Вчера за ужином я нечаянно надавил на один зуб чем-то твёрдым, и мне показалось, что этот зуб у меня лопнул вдоль – так было неприятно. Но если бы он на самом деле лопнул, лилась бы кровь. Жую теперь только на одной стороне, а тот зуб болит при нажимании, хотя он и здоровый. Возможно, у меня вновь проявилось небольшое воспаление лицевого нерва, это уже раньше было, а потом исчезало. В прошлый раз я даже неоднократно ночью просыпался от подступающих болей.
Тепло, листья проклёвываются, бабочки летают. Несмотря на челюсть, на душе приятно. Тем более, болит, только если неосторожно пожевать на той стороне.
Компьютер занят Авророй, и я сейчас завалюсь с книжкой.
16 мая, понедельник
Челюсть всё в том же состоянии.
Сегодня в музее я целый день штукатурил, потому что в новом здании поменяли пять окон. Истратил я на это целый мешок «теплона». В одном месте даже пришлось восстанавливать в несколько слоёв часть стены. Потом всё это надо будет шлифовать и красить. Во время работы я включал музыку на телефоне, и время летело незаметно.
Вспоминал сегодня Мэлса Сергеевича, как он бодро жил, а потом постепенно устал жить, угасал, и раздавал коллекции, и перестал сочинять… Никого не пускал к себе домой, даже меня, хотя и утверждал ранее, что я здесь ему ближе всего. Это всё потому, что он был один, а одному всегда труднее. И умер рано.
Недавно я пересмотрел фильм «Коматозники» 1990 года, с молодой Джулией Робертс, и открыл для себя, что фильм вовсе не такой пустой, как мне раньше казалось. В нём есть глубокий смысл – в результате произошедших в результате «опытов» изменений в себе самих герои раскаялись в своих поступках, совершённых когда-то, а атеист Дэвид даже пришёл к Вере! Кино отличное.
18 мая, среда
Замучил этот лицевой нерв! На левой стороне не пожуёшь, и всё время опасаешься, что туда «перескочит» часть еды. В Интернете написано, что это лечится долго, но в прошлый раз у меня всё утихло как-то само. Правда, симптомы не очень похожи, но зубы-то целы, ведь там нет никакого кариеса.
В магазине в последнее время я только кое-что покрасил, ремонтировал стулья, и разгрузили втроём машину с полутушами, которые на тележке отвозили в огромный холодильник. Стас простудился, и его не было. Стелла Арнольдовна кричала поменьше, чем всегда. В общем, жить можно.
19 мая, четверг
Мэлс Сергеевич жил один, и иногда выпивал. Потом он в нескольких словах рассказывал о своих одиноких «посиделках» мне: «Вчера приговорил пол-литра. Хор-рошо!»
Но потом, правда, когда он заболел, его рассказы уже перестали быть такими бодрыми. А потом и вовсе закончились. Старик под конец даже бросил курить, что было весьма тревожным знаком. О здоровье же своём он не желал говорить категорически, отмалчивался, или говорил мне грубовато: «Слушай, занимайся своими делами, а?»
Недавно мне приснился сон о том, что Стас и некоторые другие сотрудники из магазина заболели стервотоксикозом. Болезнь проявлялась в вытаращивании глаз, непослушности языка и изрядном словоблудии. Так все и ходили: вытаращенные, с растолстевшими языками и бесконечными речами. И ходил по магазину слух, что заразила всех этим недугом Стелла Арнольдовна…
20 мая, пятница
Щека уже почти не болит, отлегло.
Сегодня я получил отпускные, и вскоре пошёл в банк, где неожиданно увидел Дадаева. Надо было что-то сказать, вот я и говорю: «Получил отпускные, и сразу же – платить за ЖКХ». Начальник привычно ощерился: «Ну и что? Все так!» Он, наверное, думал, что я сейчас буду что-нибудь выпрашивать, или же сетовать на судьбу, но не тут-то было – я спокойно и вразвалочку прошёл к автоматическим приёмникам платежей. Пока я стоял там в очереди, директор сделал свои дела, и быстренько ретировался, как мне показалось, при этом не слишком приветливо косясь в мою сторону. Вообще, в лице Дадаева я наблюдаю человека не слишком щедрого, и не очень доброго. Недавно, к примеру, когда Витаминыч в курилке рассказывал о болезни своей матери, которой в прошлом месяце сделали операцию на прямой кишке, я исподтишка наблюдал за слушавшим этот рассказ шефом. Так он даже грамотно не смог изобразить сочувствия, а как-то неловко замекал, заугугукал, произнёс затем несколько насквозь фальшивых и ничего не значащих слов, после этого так же недобро, как теперь на меня в банке, зыркнул на Витаминыча, и так же второпях удалился. Прежний Дадаев был артистичней, гораздо более живо выражал эмоции, и мог зачастую даже подшутить над кем-нибудь… Теперь этого как не бывало.
Говорят, что директор рос чуть ли не восьмым ребёнком в многодетной семье, где ему всего доставалось мало, и, естественно, потом, когда он вырос, он начал навёрстывать то, что упустил ранее. Будущую жену встретил на курорте, приехал с ней в наш город, устроился на завод, там у него не пошло, видимо, из-за исключительной твердолобости, а тут наступили 90-е годы - передел власти в стране, он и ушёл в торговлю, а затем и сам возглавил магазин. Конечно, как и положено, он заочно что-то закончил, и вот уже, считай, два десятка лет он здесь «у руля». Великороссы много рожать не хотят, чего нельзя сказать о некоторых малых народах, и нередко бывает так, что не слишком грамотные, но беспринципные Дадаевы, Халдеевы и прочие Хундертвассеры командуют простоватыми и бесхарактерными Щукиными и Ивановыми. Иной вопрос: почему не рожают великороссы? Ответ уже однажды ясно дал нам в музее Олег Константинович: это геноцид. И я с ним согласен на все сто, видя, как жулики, циники и дураки-начальники убивают мою родину. Юнона сказала бы здесь: «Что тебе до них?» А я ответил бы ей: «Мне это сердце режет». Без пафоса, искренне…
21 мая, суббота
Сегодня я сопровождал Аврору с подругой Яной на реку, где девчата купались, а я сидел в тени. Погода чудесная, облачка лёгкие, небо ясное. Алик на днях поедет в лагерь, он уже бывал там. Ему нравится. У здешней бабушки ему нравится меньше, до второй же (моей мамы) нам пока не доехать. Возможно, потом, в течение лета, получится.
23 мая, понедельник
Думаю, что за мои размышления (если бы я их высказал) о Дадаеве и прочих Стас сразу окрестил бы меня «расистом», но это мне не угрожает, так как я целый месяц не буду там появляться!
По словам руководства страны, в ней наблюдается прирост населения, правда, директор нашего отдела ЗАГС сообщает в интервью о том, что все последние годы детей рождается всё меньше, а смертность превышает рождаемость в несколько раз. Видимо, подобная картина наблюдается и во многих других малых городах.
В музее мы занимались всякими мелочами, вроде уборки мусора из помещения сторожа, и подметания дорожек. Андрей без страха ждёт сессии, хотя на его месте я бы больше готовился к ней.
Вечером ходили с детьми втроём в парк, ели мороженое и фотографировались.
25 мая, среда
Родившийся в деревне в последние годы правления Сталина, Мэлс Сергеевич Круглов часто говаривал: «Я крестьянин по рождению, и пролетарий по сути». Молодость его пришлась на годы «развитого социализма», или «социализма с человеческим лицом», и, естественно, счастливая и оптимистичная окружавшая молодого человека советская действительность вселяла надежды и казалась вечной. Возможно, в подобной же иллюзии пребывала значительная часть нашего народа.
Атеист-отец в своё время запретил родне крестить маленького Мэлса.
Поколением позже, в другой местности, родился я. Поздний СССР, дефицит товаров (возможно, специально устроенный, чтобы спровоцировать недовольство), продуктовые карточки, и уже никаких иллюзий. С другой стороны – друзья отца, «бородачи-славянофилы» - истово верующие русские патриоты. Разговоры об Антихристе и конце мира. Поездка с «бородачами» на Север, там молебен в лесу, на месте древнего города…
Такие разные пути, но в какой-то своей точке они сошлись, чтобы уже идти параллельно до того момента, когда земной путь Мэлса Сергеевича закончился. Я никогда не рассказывал старику о своей вере, и, возможно, вряд ли кому-нибудь из нас это было бы полезно. Каждый человек сам решает, как ему жить.
Он потом разочаровался. Во всём – в жизни, в будущем, в путях страны. Всех от себя гнал, запирался дома. Может быть, это было уныние одинокого пожилого вдовца и несостоявшегося коммуниста? Кончилось всё довольно быстро и неожиданно. На похоронах я не был – нашёл в тот день себе дело в магазине.
26 мая, четверг
Жара, мы ходим купаться. Даже Юнона один раз ходила. Огород в порядке, мы его поливаем. Все весёлые, ведь впереди лето! Я перечитываю «Робинзона», уже, наверное, в десятый раз.
У детей только хорошие оценки. Алик в понедельник уезжает в лагерь. Главное, чтобы мы не простыли после купания.
30 мая, понедельник
Сегодня в 12 часов дня мы провожали Альку в лагерь. Даже бабушка приехала. Было слегка дождливо, но у Алика, также, как и у других детишек, было приподнятое настроение. Автобус марки «Неоплан» отходил от школы. У Алика был с собой изрядный запас бутербродов, хотя ехать надо было всего-то 30 километров.
Потом мы с Юноной хотели пройтись по магазинам в поисках разной летней одежды. Но тёща упрямо тянула нас к себе, «на рюмку чая». Мы с трудом отговорились.
Вечером мы убирались на кухне, в прихожей, и в комнате Алика.
2 июня, четверг
Мила сетует, что мы к ним не едем. Ну, а как она себе это представляет? Или у меня зарплата 50 тысяч? Вот недавно пришли отпускные от магазина, и уже почти ничего не осталось – всё отнесли в другие магазины. Продукты же нам нужны. Немного одежды. Что уж говорить про марки! Если только самые дешёвые купить… Юноне вообще постоянно зарплату задерживают, и не смотрят, что она начальница.
Погода сегодня баловала, и мы с Авророй вечером сходили купаться.
В музее всё тихо и радостно. Андрей был в хорошем настроении – ему улыбнулась Нина.
3 июня, пятница
Чем больше город, тем больше в нём грязи. Имеется в виду, конечно, грязь человеческая: проблемы, несогласия, амбиции, интриги. Чего стоит, к примеру, общество Парижа в книгах Дюма, Бальзака, Золя! Как в одном анекдоте: «Собрались, поговорили, и съели человека!» В больших скоплениях «специалистов» по разным вопросам очевидно выплывает наружу эгоистичная сущность нашего «адамова естества». А если учесть слова одного писателя о том, что «два творческих человека – это уже толпа», то что же можно сказать о собраниях деятелей искусства, литературы? Только одно: их надо избегать, и кто хочет творить спокойно, пусть творят в одиночестве.
Нам здесь повезло: город невелик, творческая и научная среда ограниченна, все друг друга знают, и настроены по отношению к своим собратьям довольно миролюбиво, даже можно сказать, по-родственному. Конечно же, я многих знаю из этой среды. Да мне и самому приходилось что-то публиковать из своих литературных опытов. Впрочем, как и Мэлс Сергеевич, и Олег Константинович.
Алику в лагере нравится. Играет в футбол, купается. Он хорошо ладит с ребятами, чего нельзя сказать обо мне в его возрасте.
Погода радует, одуванчики и сирень растут везде.
4 июня, суббота
Недавно была передача из цикла «Танцы со звёздами», которая вызвала шквал возмущённых комментариев в Интернете. Дело в том, что в передаче показали артиста, изображавшего солдата вермахта, исполнявшего танец со своей пленницей. Конечно, это была явная провокация – нарушение табу, слом запретов, это очередное взбудораживание общественного мнения, а также и противопоставление одной части общества (противников показанного) другой (сторонникам показанного). Вот, например, Стас сразу же заявил о сюжете, что, мол, ничего страшного – это же история! Кстати, он же хвалил и недавние фильмы, где отсутствует альтернатива злу – «Майор», «Дурак». Очевидно, что автор этих кинолент не верит в людей, в их добрую волю, а возможно, что и их создание - очередная провокация очернителей нашей истории, давней и современной.
Вообще, многие современные отечественные киноленты оставляют желать лучшего. Говорят, что либералов у власти нет. Но зато они руководят культурой. В интернете также прошла информация о том, что постройка у нас сети новых кинотеатров для показа своего, а впоследствии и «нашего» кинопродукта – это часть американской программы по изменению мировоззрения народа.
Но попробуйте написать что-нибудь на эту тему в местной прессе! Вас никогда не напечатают.
Мы в эти дни занимаемся огородом.
6 июня, понедельник
Тепло, а днём даже жарко.
Захожу сегодня в ворота музея, и сразу наблюдаю такую картину: вывернув голову, стоит наш студентик, и, не дыша, следит взглядом за дверью старого корпуса. Ну, конечно! И без слов было ясно, что только что за этой дверью скрылась пышнокудрая Нина. Я без лишних слов увёл Андрея в подвал, где у нас была кое-какая работа.
Вечером Юноне насколько раз позвонила мать. Юноне даже пришлось временно добавить её в «чёрный список», поскольку это было невыносимо – одни и те же вопросы: «Как там Алька?», «Не дерётся с мальчишками?», «Не съездить ли нам в Тамбов?» и так далее.
Я купил продуктов, сварил суп, а потом читал журналы «Юность».
(продолжение следует)
Подписка и оценки пригодятся.