Как мы выяснили ранее, мозг любит привычное и боится нового, ему тревожно ( экономически не выгодно), поэтому он может собатировать идти даже в хорошее, но это говорят в нас древние структуры мозга, Человеком же нас делают свежие структуры мозга, но так как они новенькие, старенькими ими любят пренебрегать, так как именно благодаря старым мы выжили как вид, они закреплены поколенческим опытом.
Древние структуры часто говорят в нас тревогой, это всё лимбическая система, главными героями которой являются гиппокамп, поясная кора, парагиппокампальная кора и амигдала. Эта система - «Тревожная дама», которая на чувственном уровне помнит всё, что для нас было потрясением, и её цель - обеспечить нам выживание, любой ценой . Она всё помнит, она же и помогает принимать быстрые решения в стрессе, но на основе прошлого опыта. Она работает быстро, именно поэтому мы порой в состоянии «я не знаю, как это произошло, я просто так среагировал», да-да, в состоянии аффекта именно она решает , а кора подавляется .
По разным причинам у людей лимбическая система может брать верх над префронтальной корой и сознательностью, при СДВГ, например, именно так (ПФК менее активна, чем лимбическая система), но тут поговорим в рамках знакомого многим примера и рассмотрим, что просто у человека был опыт, который произвел на «тревожную даму» большое впечатление и записался так, что она выбрала стратегию «замри» для защиты и тем самым закрыла доступ к активным действиям в ситуациях, но открыла портал под названием «1000 и одна вариация будущего» - тахикардия и бессонница в подарок, а также случай банального сопротивления мозга перед изменениями и связанными с этим напряжениями.
Так как же успокоить «тревожную даму» и научиться действовать, когда всё внутри противится этому?
В случае с тревогой сначала основной упор будет на , усиление работы префронтальной коры, то есть проведение привычного, автоматического через фильтр сознательного.
Для развития ПФК помогают, как ни банально, физические упражнения, крупная моторика и координация, это также тот самый контролируемый и дозированный стресс, который в данной конфигурации полезен. Работа с телом через танец, движение, а так же умение понимать, слышать тело и его сигналы (этот пункт соединяющий тело и разум).
Для ментального — это развитие планирования, структуры, решение интеллектуальных задач, ставить себе новые задачи по развитию (новый язык, непривычная деятельность, новый навык) сюда же идут дневники эмоций,КПТ дневники переводим невидимое в видимое возврашая обладание (если это ещё пишется от руки, это прямая работа мозга в моменте сразу многих отделов + проживание чувств, но и выражение их).
Медитации помогают развивать навык обладания собой, наблюдения себя в разных состояниях, мыслях и фокусировки внимания.
Всё это помогает усиливать работу ПФК, а это помогает ей выигрывать конкуренцию с лимбической системой в стрессе, конечно, это требует времени и тренировок.
Всё это является важной основой для работы с тревожностью, которую человек может давать себе самостоятельно, а в работе с психологом формируются навыки контакта с собой и взаимодействие в них с другим чкловеком в различных эмоциях и сосостояниях появляются навыки работы с тревогой, умение замедляться, давать себе время,пространство и слышать себя чтобы давать нужное , успокаивать (понимать) тело, учатся смотреть на себя иначе, чем привычно, а так же давать себе чувства-спутники, которые помогают пройти через опыт по-новому и конечно совершенно иной подход к разбору причин той самой тревоги.
Если же у человека не выражена тревога, но у него есть сложность идти в новое, даже если он этого очень хочет, то тут полегче и есть такая рекомендация.
Чтобы преодолеть эту особенность, нужно выработать навык идти в неизвестное. Для этого нужно быть себе таким человеком, который в любой, даже самой неприятной ситуации, даст себе важное (обеспечит удовлетворение потребностей, базовых и чувственных) и будет бережен к себе, и будет относиться к себе с пониманием и поддержкой, будет другом и разумным критиком.
Для развития этого помогает поместить себя в контролируемый дискомфорт, туда хорошо идти, зная , что такое комфорт, то есть иметь минимальную базу безопасности, чтобы был ресурс на риск. Тут помогает дисциплина (из любви, а не наказания, то есть ограничение с пользой после, а не дискомфорт ради дискомфорта). Она обеспечивает ту самую стабильность и уверенность в себе, создаёт базовый комфорт.
Далее себя можно повести в ту деятельность, где сложно, но интересно, в ней не должно быть сильного риска, то есть это не та деятельность которая напрямую связана с тем что очень значимо, её ценность должна быть в разделе " прикольно попробовать ", а не " если я с этим не справлюсь этл разрушил мою жизнь " . Самое оптимальное - это спорт и изучение того, что нового, что-то новое, где ты сразу в положении ученика, новичка, работу с психологом тоже сюда можно отнести (новое, некомфортное, но интересное). Это экспериментальная зона, где возможно научиться сталкиваться с собой в этих ситуациях, узнать свои реакции и поведение в них, и наращиваешь нейронные связи по обладанию собой, проживанию и выходу из стресса. Так начинаешь понимать, на что способен, и укрепляешь уверенность в себе.
Обладая котрой появляются смелость и силы идти в большее, так как ты знаешь, с кем туда идешь и какой он в разных ситуациях, происзолит снятие ограничений, расширение территорий.